26 марта 2022 года заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ, к.иск., доцент М.А. Лопухова выступила в Оренбургском областном музее изобразительных искусств с лекцией "Рождение натюрморта и его главные мастера в "золотой век" живописи", состоявшейся в рамках образовательной программы к выставке "Предмет – Образ – Смысл. Западноевропейский натюрморт XVII–XIX веков".
В своей лекции Марина Александровна рассказала о дискуссиях, которые существуют в искусствознании по поводу определения истоков натюрморта как жанра. Одни исследователи склонны возводить его к античности – к живописи Древней Греции, описанной в текстах Плиния Старшего, и к известным мозаикам и фрескам Древнего Рима. Другие предпочитают прослеживать сложение жанра, начиная с эпохи Возрождения. Различное отношение к предмету как части общей картины мира в Италии и к северу от Альп определило особенности развития натюрмортных композиций в искусстве этих стран в XV–XVI вв., но общий интерес к реальности, развившийся к 1580-м гг., привел к появлению картин с изображением острохарактерных торговцев и «лавок» одновременно у Питера Артсена, Бартоломео Пассеротти, Винченцо Кампи, которые стали предшественниками натюрморта.
В самостоятельный жанр натюрморт оформился в первой половине XVII века. Термины, которыми его обозначали коллекционеры, хронисты и теоретики искусства того времени, были разнообразны, как и типология картин, и характеризовали скорее набор изображенных предметов. Однако ко второй половине столетия уже появились знакомые нам собирательные понятия – уничижительное французское "натюрморт" ("мертвая натура"), происходящее из среды академистов, и более адекватно отражающее суть нового жанра голландское stil-leven («неподвижная натура»), созвучное немецкому Stilleben, которое метафорически передается как "тихая жизнь вещей".
Основная часть лекции была посвящена развитию европейского натюрморта в «золотой век» живописи, в эпоху барокко. и его выдающимся мастерам в Голландии, Фландрии, Италии и Испании. Наиболее подробно были рассмотрены главные разновидности голландского натюрморта – наиболее разнообразного с точки зрения типологии и предпочтений, которыми обладала живописная школа того или иного северо-нидерландского города: цветочный натюрморт (Амбросиус Босхарт, Ян Давидс де Хем, Виллем ван Алст, Абрахам ван Бейерен), "завтрак" (
Вкратце были описаны основные черты фламандского натюрморта. Подход итальянских живописцев к изображению предмета был охарактеризован на материале ренессансных памятников, после чего были рассмотрены некоторые яркие примеры обращения к жанру натюрморта в Риме, Неаполе, Флоренции и на Севере Италии в XVII веке – у Караваджо, Томмазо Салини, Бартоломео Бимби, Джованни Баттисты Крешенци, Джузеппе Рекко и др. Испанский бодегон и натюрморт были рассмотрены на примере творчества крупнейших мастеров национальной школы "золотого века": Хуана Санчеса Котана, Диего Веласкеса, Франсиско Сурбарана. Такой подход позволил поместить в широкий художественный контекст некоторые из полотен, представленных на выставке.
Выставка Предмет – Образ – Смысл. Западноевропейский натюрморт XVII–XIX веков", ранее с успехом показанная в Курске и Белгороде, включает 40 полотен из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина, которые позволяют проследить развитие европейского натюрморта с середины XVII по XIX век, ознакомиться с его главными разновидностями и с некоторыми видными мастерами этого жанра – представителями различных школ европейской живописи.