16 мая 2019 года в рамках проекта "Арт-лекторий" состоялась встреча с заведующей отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Татьяной Витальевной Юденковой, приуроченная к крупнейшему выставочному проекту сезона – масштабной ретроспективе произведений Ильи Репина на Крымском валу, куратором которой являлась наша гостья.
Модератором состоявшейся беседы выступила к.иск., ст. преп. кафедры всеобщей истории искусств Е.С. Кочеткова. Во встрече приняли участие студенты и преподаватели исторического факультета МГУ: заместитель декана по научной работе, к.и.н., доцент Д.А. Андреев, заведующая кафедрой иностранных языков, д.ф.н, профессор О.В. Раевская и заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств к.иск., ст.преподаватель М.А. Лопухова.
В первую очередь, Т.В. Юденкова поделилась своими размышлениями о принципах организации и задачах выставки-блокбастера. В отличие от памятных показов Репина середины ХХ в. и даже 1994 г., плотных и насыщенных, которые стремились как можно полнее охватить творчество художника, что, безусловно, полезно для исследователей, в наши дни крупная выставка должна быть рассчитана на восприятие любого зрителя и потому – обладать эффектным экспозиционным решением. Кроме того, предшествующие поколения ученых и кураторов настойчиво воспроизводили в структуре экспозиций некоторые стереотипы, связанные с представлениями о творчестве Репина, например, о его невероятной самокритичности. На деле же он был настоящим маэстро, обладавшим бешеной творческой энергией, и современная молодая аудитория, лишенная навязанных предубеждений, готова воспринимать его живопись непосредственно и свежо.
Самым сложным в разработке экспозиции было найти компромисс между участниками большой кураторской группы, а также организовать приезд некоторых значимых вещей из зарубежных музеев и частных собраний (например, принстонской "Голгофы" и "Парижского кафе", которых на выставке не оказалось). Причиной тому стали финансовые, политические и исторические обстоятельства, а также драматические эпизоды музейной жизни. Так, на выставку не попала в очередной раз пострадавшая картина "Иван Грозный и сын его Иван", зато удалось показать некоторые произведения, которые в свое время не вошли в коллекцию Третьяковской галереи. Самым же продуктивным итогом этого подготовительного этапа стала колоссальная атрибуционная, реставрационная и исследовательская работа.
В основу кураторской концепции легла идея о Репине как об авторе больших картин на исторические и социальные сюжеты, которая определила структуру и драматургию ретроспективы. Экспозиция выстроилась не по хронологическому принципу, как это принято делать на монографических выставках, а по тематическому, причем важной кураторской задачей было показать диалог между ранними и поздними произведениями Репина на сходные сюжеты и, наоборот, диалог между разными темами, интересовавшими его в рамках какого-либо одного периода. Этот ход, в частности, помог высветить, как художник актуализировал в своей живописи вечные вопросы – о судьбе человека, о жизни и смерти: не случайно народническая тема соприкасается в его творчестве с библейской (на выставке сопоставлены "Николай Мирликийский…" и "Не ждали"). От этой магистральной линии – больших картин в окружении их вариаций – ответвляются "карманы" с рисунками, которые можно рассматривать и отдельно.
В результате большим достижением, как это и должно быть на эпохальной выставке, стало изменение привычных связей между картинами – и, как следствие, исследовательской оптики, которое позволило по-новому взглянуть и на "Торжественное заседание Государственного совета…", и на неоднозначный "Какой простор!" – редкую в русском искусстве картину на любовную тему, и на революционные предчувствия Репина, в действительности отнюдь не одобрительные.
Ещё одной важной особенностью его искусства, которую удалось подчеркнуть в экспозиции, – разнообразие стилистических модусов, от салонной живописи до импрессионизма, которые Репин пробует, но не сводит себя ни к одному из них. Более того, возможности импрессионизма в его творчестве на деле очень ограничены, поскольку и пейзаж, и лирические сюжеты, важные для этого направления, для Репина остаются периферийными. Отдельным вызовом стали нехрестоматийные произведения мастера: его ранние парижские работы, произведения из зарубежных музейных собраний, а также редкости из частных коллекций, которые периодически появляются на художественном рынке. Введение их в отечественный научный оборот требует выработки нового языка и по отношению к Репину "классического периода".
Хотя китчевое представление о Репине-реалисте, восходящее к пропагандистской критике 1930-1950-х годов, почти неискоренимо, его искусство состоит из множества пластов, которые еще предстоит распознать. Так, любая его историческая картина, как правило, имеет злободневные коннотации не только общественно-политического, но и социального свойства (например, "Царевна Софья", связываемая с народнической проблематикой, выдает еще и живой интерес Репина к теме женской эмансипации). Кроме того, в его искусстве есть мощная национальная идентичность, которую только предстоит описать в верных терминах, – но это, вероятно, позволит сделать по-новому и по-настоящему притягательным наследие русского реализма и для зрителей, и для исследователей.
Татьяна Витальевна Юденкова - доктор искусствоведения, автор многочисленных научных статей и книг о художниках Иване Крамском и Илье Репине, а также монументального труда, посвященного коллекционерской деятельности братьев П.М. и С.М. Третьяковых.
Подробный фоторепортаж о встрече можно посмотреть в альбоме "Арт-лектория" в социальной сети "ВКонтакте".