Источник: Ф9414, Оп.1а, Д.852,Л.7-8, 18, 19-20
Извлечения из бухгалтерский отчета Волгостроя за 1936 год
I. Задачи и организационная структура строительства.
В соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 14 сентабря 1935 года задачей Волгостроя является сооружение двух гидротехнических узлов у г. Рыбинска и г. Углича, составляющих часть общей транспортно-энергетической проблемы реконструкции р. Волги.
Важнейшими гидротехническими сооружениями Волгостроя являются:
а) Гидроэлектростанция у г. Углича на реке Волге мощностью 110 т/киловатт и у г. Рыбинска на р. Шексне при впадении ее в Волгу, мощностью 330 т/киловатт.
б) Две бетонных и три земляных плотины.
в) Два однокамерных шлюза у г. Углича и г. Рыбинска, причем последний двухниточный, и одного временного шлюза на р. Волге у г. Углича.
г) Верхние и нижние подходные каналы к шлюзам и к Шекснинской ГЭС, ряд дамб и береговых укреплений и расчистка судоходных ходов рек.
Кроме перечисленных гидротехнических сооружений Волгострой производит железнодорожные и шоссейные работы, из которых крупнейшей является железнодорожная линия «Калязин-Углич», и в связи с созданием большого водохранилища в районе Молого-Шекснинского междуречья Волгострой осуществляет перенос селений из затопляемой зоны в количестве около 37 тысяч хозяйств.
Общая стоимость строительства исчислена по проекту гентехсметы в сумме 1640 миллионов рублей.
Волгострой к 1-му января 1937 г. по своей структуре разделялся на 23 балансовых подразделения, из коих восемь строительных участков, четыре карьерных участка, три лесозаготовительных участка, один – перенос селений и центральное Управление, с семью снабженческими и подсобными предприятиями.
Если рассматривать все эти участки с точки зрения распределения личного состава на конец года, то первые восемь строительных участков составляют 73,5%, карьерные участки – 8,7% и лесные 14,6%. Удельный вес вложенных в эти участки средств по отношению к общей валюте баланса Волгостроя на конец года дает такое размещение:
Строительные участки – 61%
Карьерные участки – 6.0%
Лесные участки – 6.7%
Перенос селений – 3.6%
Общее Управление с центральными базами – 22.7%
Итого – 100%
По масштабу предстоящих работ вложения в карьеры явно недостаточны.
Общая потребность нерудных для строительства исчислена: гравия 2720 тм3 по цене 31-66 и камня 1600 тм3 по цене 30-50э Работа лесных участков в значительной мере связана с очисткой зоны затопления.
Расстояние между Угличским и Рыбинским узлами составляет около 100 км. Лесные участки разбросаны на территории, отстоящей от стройплощадок на 30-100 км, а карьеры даже до 230 км (Плес). Все это создает весьма невыгодные условия транспортировки грузов.
Общее количество человеко-дней, занятых на основных гидротехнических сооружениях за год, составило 1531761 ч/д, которые дали продукции на 1 ч/д в сумме 21р90к со средней стоимостью рабсилы в 6р18к, т.е. ниже принятой по проекту генсметы на 12 коп.
Стоимость земляных работ по обоим узлам выразилась суммой 214132 т/руб или 72% от итоговых затрат. В среднем один кубометр земли обошелся по Угличскому узлу 5р3коп, а по Рыбинско-Шекснинскому – 5р29коп при объемах по первому 1434 тм3, а по второму 2678. Производительность труда по выемке на один человекодень всего комплекса рабсилы составила по Угличу – 4.47 м3, а по Рыбинско-Шекснинскому узлу – 3.94 м3