Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Преподаватели подготовительных курсов

Предметы Расписание Порядок записи

На наших курсах с абитуриентами работают лучшие преподаватели исторического факультета, имеющие за плечами огромный опыт преподавания и являющиеся специалистами в самых различных областях исторической науки.

Помимо сотрудников исторического факультета мы приглашаем для работы на подготовительных курсах преподавателей других факультетов МГУ, экспертов в области ЕГЭ и школьных учителей, которые помогут слушателям разобраться в структуре единого государственного экзамена и дадут ценные советы и рекомендации, чтобы учащиеся получили максимальный балл.

Преподаватели по истории России

Николай Сергеевич Борисов

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ.Член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Лауреат Премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), Всероссийской литературной премии «Александр Невский». Многим хорошо знакомы вступления Н.С.Борисова на телевидении: лекции в передаче «Академия» на телеканале «Культура», программа «История России. Лекции» на телеканале «Бибигон», исторические беседы в передаче «Час истины» на первом российском историческом телеканале «365 дней». Н.С.Борисов - автор многих научных и научно-популярных книг, путеводителей и учебников. На подготовительных курсах ведет «Практикум по истории России».

Александр Александрович Вершинин

Преподаватель кафедры истории России ХХ века, кандидат исторических наук (2011 г.) Тема диссертации: «Становление Французской коммунистической партии и Коминтерн (1919-1924 гг.)». Начало работы на историческом факультете: 2016 г. В 2007 г. окончил исторический факультет, в 2007-2010 г. учился в аспирантуре исторического факультета МГУ. В 2008 г. стажировался в университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна. В 2013 г. – стипендиат правительства Франции.

Федор Александрович Гайда

Доктор исторических наук, доцент. Профессиональное образование получил в МГУ на кафедре истории России XIX века – начала XX века. Специализировался под руководством доктора исторических наук профессора Л.Г.Захаровой. Лауреат первой премии фонда памяти митрополита Макария (Булгакова) в номинации «История России» за 2005 год. На подготовительных курсах работает с 2010 г.

Алексей Викторович Гусев

Кандидат исторических наук, доцент. Профессиональное образование получил в МГУ на кафедре истории общественных движений и политических партий исторического факультета. В 1990-2000-х гг. в течение ряда лет работал в приемной комиссии (в т.ч. ответственным секретарем) и в предметной комиссии истфака на вступительных испытаниях, входил в жюри олимпиады школьников «Ломоносов» (в том числе в качестве старшего экзаменатора в регионах), в 2013 г. возглавлял жюри олимпиады «Покори Воробьевы горы» по истории.

"Подготовительные курсы истфака - для тех, кто не хочет ограничиваться учебником для абитуриентов. Здесь можно не только получить дополнительную информацию, но и структурировать свои знания, научиться отделять главное от второстепенного в историческом процессе, лучше понять причинно-следственные связи между событиями прошлого. И, кроме того, это возможность почувствовать вкус обучения на истфаке еще до поступления в МГУ".

Лариса Владиславовна Жигальцова

Кандидат исторических наук, доцент. Профессиональное образование получила в МГУ на кафедре Истории России XIX - начала ХХ вв. В последние годы многократно входила в состав предметной комиссии истфака на вступительных испытаниях в качестве экзаменатора, в состав в жюри и методической комиссии олимпиады школьников «Ломоносов». С 2009 года работает на подготовительных курсах исторического факультета.

"Курсы предполагают разнообразные формы подготовки: лекции, семинары, практикум. В результате усердного обучения можно упорядочить информацию по курсу истории, выработать навыки письменных и устных ответов. Все это возможно при одном условии - большой самостоятельной работы абитуриента".

Анна Аркадьевна Талызина

Кандидат исторических наук, доцент. Член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, председатель методической комиссии олимпиады «Ломоносов». Руководитель отделов довузовской подготовки и воспитательной работы со студентами исторического факультета МГУ.

"После окончания с золотой медалью средней школы всю свою жизнь связала с историческим факультетом. Здесь я училась в студенческие и аспирантские годы, здесь защитила кандидатскую диссертацию, начала преподавательскую деятельность. На курсах работаю с 1999 г. Параллельно с 2002 по 2007 г. работала учителем истории в Лицее «Вторая Школа» г. Москвы. С 2003 г. ежегодно участвую в подготовке и проведении различных этапов Всероссийской олимпиады школьников по истории. С 2009 г. являюсь Ответственным секретарем метод. комиссии и Жюри заключительного этапа Всероса. В том же году возглавила работу по реорганизации олимпиады школьников по истории «Ломоносов». Результатами этой работы, думаю, можно быть удовлетворенной: из олимпиады для пары сотен московских школьников «Ломоносов» превратился во Всероссийскую олимпиаду I уровня, в которой ежегодно участвуют свыше 5 тысяч школьников со всей страны, которая имеет около десяти региональных площадок, и которая, наконец, дает существенные льготы при поступлении в десятки вузов в Москве и регионах России. В 2009 г. в качестве руководителя отдела довузовской подготовки истфака МГУ возглавила Подготовительные курсы. Таким образом каждый преподаватель курсов сегодня – человек, приглашенный лично мной, человек в профессиональных и человеческих качествах которого я не сомневаюсь! Именно поэтому я всегда открыта к диалогу и стремлюсь сделать нашу работу как можно лучше. Именно поэтому по всем сложным вопросам, связанным с курсами и ШЮИ Вы можете написать непосредственно мне на anntal@mail.ru или ВКонтакте".

Аркадий Евгеньевич Тарасов

Кандидат исторических наук, старший преподаватель. Руководитель педагогической практики студентов кафедры истории России до начала XIX века. Победитель конкурса молодых преподавателей государственных вузов РФ и грантового конкурса «Преподаватель онлайн» Благотворительного фонда В. Потанина (2012).

"Ростки интереса к истории у меня появились еще в самую раннюю пору жизни. В школьные годы я всерьез увлекся Русским Средневековьем, и к девятому классу выбор дальнейшего пути был сделан - во сне и наяву я грезил историческим факультетом Московского университета. Август 1998 года ознаменовался не только "чёрным понедельником" финансового краха в стране, но и "подарил" мне заветный билет студента МГУ. Некоторые колебания на первом курсе сменились твёрдой уверенностью курса второго: иду специализироваться по кафедре истории России до начала XIX века. Три насыщенных, безумно радостных года специализации под руководством доктора исторических наук профессора Н.С. Борисова завершились в 2003 г. отличной защитой диплома и поступлением в аспирантуру. Сотрудником факультета я стал в 2008 г. после успешной защиты кандидатской диссертации. На подготовительных курсах работаю с 2011 г. Всегда рад помочь будущим абитуриентам не только своими знаниями в области исторической науки, но и опытом, накопленным в результате работы ответственным секретарем Приемной комиссии исторического факультета МГУ".

Дмитрий Алексеевич Хитров

Кандидат исторических наук, доцент.Член Центральной предметно-методической комиссии и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, член методической комиссии и жюри олимпиад «Покори Воробьевы горы!» и «Ломоносов».

"За последние годы система вступительных испытаний сильно изменилась. Среди самых отрадных перемен - тот факт, что все большую роль играет творческая составляющая. Наиболее полно она выражена в олимпиадах, но присутствует и в дополнительных вступительных испытаниях в МГУ, и, отчасти, в ЕГЭ. Все большее место в системе этих испытаний занимают такие задания, готового решения которых у участника нет и не может быть, и составители ждут, чтобы он пришел к ответу посредством более или менее длинной цепочки рассуждений. Это очень близко к настоящему научному творчеству, к тому, как работает профессиональный историк-исследователь: обнаружив новый документ или новые факты, он дает им интерпретацию, истолковывает их в свете уже известных данных, отвечает на возникающие вопросы. Конечно, здесь «эксперимент проводится в лабораторных условиях»: исходные данные уже подобраны, задача поставлена, наконец, точно известно, что ее возможно решить. И все-таки в основе – самостоятельная интерпретация данных, а не повторение некогда выученного. Думаю, что факультетские курсы позволяют приобрести те знания и умения, которые позволяют успешно пройти через современные вступительные испытания".

Александр Павлович Шевырев

Кандидат исторических наук, доцент. Член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Член правления Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории». Учитель истории Гимназии №1567 г. Москвы. Член редколлегии журнала «Преподавание истории в школе».

Дмитрий Анатольевич Черненко

Член центральной предметно-методической комиссии и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Закончил исторический факультет МГУ в 1999 г., специализировался по кафедре истории России до начала XIX века., в 2003 г защитил кандидатскую диссертацию под научным руководством академика Л.В. Милова. Руководитель гранта Презедента РФ молодым кандидатам наук (2006-2007 гг.), а также серии грантов РГНФ и РФФИ по различным проблемам социально-экономической истории XVII-XVIII вв.

Екатерина Сергеевна Жданова

Предмет "История России: семинары".

С отличием окончила бакалавриат и магистратуру кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ. Аспирант, сотрудник лаборатории теоретико-методологических проблем преподавания истории Исторического факультета МГУ. Стипендиат Благотворительного фонда Владимира Потанина. Грантополучатель Российского фонда фундаментальных исследований (2019 г.).

Марина Григорьевна Загора

Выпускница бакалавриата исторического факультета (2015 г., диплом с отличием) и магистратуры (2017, диплом с отличием). Выпускница программы дополнительной квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" (английский язык, 2015 г.). Аспирантка исторического факультета с 2017 г. В 2018 г. и 2019 г. - ассистент преподавателя по курсу «История России XIX-начала XX веков» (семинарские занятия, экзаменатор) на историческом факультете. Ассистент преподавателя (2017-2018 гг.) и преподаватель (2019 г.) подготовительных курсов филологического факультета МГУ (курс «История России» по подготовке к ЕГЭ), сотрудник учебного отдела исторического факультета МГУ с 2015 г. Стипендиатка Повышенной государственной академической стипендии (с 2012 по 2016 гг.). Лауреат XXIII Всероссийских Платоновских чтений (2017 г.). Неоднократная участница всероссийских и международных научных конференций и научных школ с 2015

Денис Валерьевич Родин

Призер Всероссийской олимпиады школьников по истории (2010, 2011) и по географии (2010), выпускник бакалавриата исторического факультета (2015 г., диплом с отличием) и магистратуры (2017, диплом с отличием), выпускник программы дополнительной квалификации "переводчик в сфере профессиональной коммуникации" (немецкий язык), аспирант исторического факультета с 2017 г., преподаватель в Школе юного историка с 2013 г. (курсы "История Средних веков", "Системная история международных отношений", "История империй: великие державы в Новое и Новейшее время", "Россия в системах международных отношений в XVII – начале XXI вв."), сотрудник лаборатории теоретико-методологических проблем преподавания истории исторического факультета МГУ с 2014 г., преподаватель подготовительных курсов исторического факультета МГУ с 2016 г., член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2016-2017 гг., преподаватель в Центре образования "Коалиция" с 2017 г.

Антон Игоревич Пчелинцев

Младший научный сотрудник лаборатории теоретико-методологических проблем исторического образования исторического факультета МГУ. Старший тренер сборной команды Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по истории. Преподаватель и старший экзаменатор Университетской гимназии МГУ. В 2012 – 2015 гг. – консультант и член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Член Московской городской предметно-методической комиссии по истории (с 2014 года). Ответственный секретарь методической комиссии Московской олимпиады школьников по истории (с 2015 года). Заместитель ответственного секретаря приемной комиссии исторического факультета МГУ (с 2016 года), координатор олимпиад школьников "Ломоносов" и "Покори Воробьевы горы!" по истории (с 2019 года)

"В отличие от многих моих друзей и коллег, которые работают на Подготовительных курсах факультета и в ШЮИ, сам я никогда не посещал подобные занятия, будучи школьником. Мое знакомство с Историческим факультетом МГУ произошло в 2010 году на Всероссийской олимпиаде по истории в г. Смоленске. Именно тогда А.А. Талызина вывела меня, практически убежденного в выборе профессии юриста-следователя, на путь исторического образования. После поступления на Исторический факультет в 2011 году я быстро включился в работу Подготовительных курсов, участвую в проведении занятий в рамках практикума. С 2015 года веду уже семинарские занятия.

На мой взгляд, решение многих абитуриентов готовиться к сдаче ЕГЭ и участию в олимпиадах именно у нас – правильное! Во-первых, это обусловлено тем, что с вами будут заниматься настоящие ПРОФЕССИОНАЛЫ, прекрасно владеющие своим предметом далеко за пределами базовых знаний. Во-вторых, нельзя не отметить ИНДИВИДУАЛЬНОЕ отношение к каждому во время семинарских и практических занятий. Ваши работы будут не только регулярно проверяться, но и сопровождаться подробными комментариями. В-третьих, Подготовительные курсы – идеальное место для тех, кто бредит олимпиадами! Именно мы сможем передать огромный опыт, накопленный как проверяющими, так и участниками олимпиадного движения."

Михаил Александрович Калинин

Предметы: "Семинары по истории России", "практикумы по истории России"

Кандидат исторических наук, младший научный сотрудник исторического факультета. Член жюри олимпиады Покори Воробьевы горы, Турнира имени М.В. Ломоносова по истории, олимпиады "Музеи. Парки. Усадьбы". Преподаватель истории в средней школе.

Подготовительные курсы - это малый истфак. Лекции и семинары, которые проводят преподаватели университета, вводят слушателей курсов в высшую школу. Выпускники могут познакомиться и пообщаться со своими возможными будущими преподавателями, задать им удобные и неудобные вопросы, "понюхать" своим носом университет. Это помогает сделать осознанный выбор дальнейшего пути после школы.

Курсы не похожи на школу. За вами не будут бегать, не будут звонить родителям и напоминать про домашнее задание. Абитуриент работает сам, используя те возможности, которые ему дают курсы. Главное помнить, что под лежачий камень вода не течёт и вовремя приносить сочинения.

Григорий Андреевич Назаров

Учитель истории гимназии № 9 г.о. Химки, выпускник и соискатель кафедры истории России XIX - начала XX веков исторического факультета МГУ (научный руководитель - доцент Ф.А.Гайда). В 2011 году окончил МБОУ Гимназия 9 г.о. Химки. Трехкратный победитель муниципальных олимпиад по истории и географии. Руководитель школьного хора "Гармония". В 2010-2015 гг. обучался на историческом факультете МГУ. В период обучения являлся главой культурно-массового отдела Студенческого совета исторического факультета. Дирижер студенческого хора исторического факультета "Гармония". С 2013 года работает в школе, выпускником которой является. Учитель первой аттестационной категории (ноябрь 2016 г.), победитель муниципального этапа конкурса Профессионального мастерства "Педагог года" в номинации "Учитель года" (декабрь 2016). Лауреат регионального конкурса "Учитель года Подмосковья 2017г.". Лучший учитель городского округа Химки (Сентябрь 2017г.). Победитель областного конкурса «Педагог года Подмосковья – 2017» в номинации "Учитель года Подмосковья – 2017".

Мария Исааковна Голубева

Кандидат исторических наук, доцент. Профессиональное образование получила на историческом факультете МГУ. Работает на кафедре истории России XX-XXI веков. Специалист по истории советского государственного строительства и права, истории первой волны эмиграции. Автор ряда научных публикаций по данным проблемам. Ежегодно входит в состав предметной комиссии по истории на вступительных испытаниях, постоянный член жюри олимпиады школьников "Ломоносов", в том числе в должности заместителя председателя жюри (2017). На подготовительных курсах работает с 2014 года.

"Для меня основа тяжелого абитуриентского труда сводится к триаде "понять – выучить – осмыслить". Это касается абсолютно всех тем, но особую сложность для большинства учащихся представляет история России XX века. Множество фактов, событий и лиц, неоднозначность процессов и явлений вызывают трудности познания этого важнейшего периода отечественной истории. Мне поручена задача ввести слушателей в курс изучения новейшей истории нашей страны, определить основные проблемы, анализ которых поможет подобрать ключ к триаде "понять – выучить - осмыслить". Путь познания всегда основан на преодолении материала, обстоятельств, а, главное, себя. Наградой на этом пути становится возможность продолжать учиться. Желаю всем слушателям подготовительных курсов сил, терпения и удачи!

Кирилл Владимирович Берегела

Научный сотрудник лаборатории теоретико-методологических проблем исторического образования исторического факультета МГУ с 2013 г. Выпускник кафедры истории России XX-XXI вв. (2009) и аспирантуры исторического факультета (2012). Преподаватель Школы юного историка с 2011 г. (курсы по отечественной истории с древнейших времён до новейшего времени, "Русское поле экспериментов - советская культура в 20-80-е гг. XX в." и другие). Сотрудник Приёмной комиссии исторического факультета МГУ в 2012-2014, 2016-2018 гг. Учитель истории в Университетской гимназии при МГУ имени М.В. Ломоносова.

Людмила Павловна Горюшкина

Старший преподаватель кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ. С отличием окончила исторический факультет МГУ, специализируется в области истории русской культуры. Сотрудник Соловецкого морского музея с 2007 г. Преподаватель Школы юного историка. Входит в состав предметной комиссии по истории на вступительных испытаниях в МГУ.

Преподаватели по истории искусства

Александра Петровна Салиенко

Кандидат искусствоведения, доцент. Специалист в области русского искусства ХХ века. Профессиональное образование получила в МГУ на кафедре истории отечественного искусства исторического факультета (1990-96), где работает с 1996 г. Является заместителем заведующего кафедрой. Основная преподаваемая дисциплина "История отечественного искусства ХХ века". Автор ряда публикаций, посвященных изучению русского и советского искусства и литературы 1920-1970-х годов. В 2010-11 гг. принимала участие в организации Олимпиады "Ломоносов" в должности заместителя председателя жюри. Каждый год принимает участие в работе приемной комиссии исторического факультета по истории искусства в качестве экзаменатора. С 2002 года работает на подготовительных курсах исторического факультета

Максим Олегович Онуфриенко

В 2017 г. окончил специалитет МГХПА имени С.Г. Строганова (кафедра реставрации монументально-декоративной живописи), в 2019 г. – магистратуру исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (программа "История изобразительного искусства и архитектуры"), в настоящее время продолжает обучение в очной аспирантуре исторического факультета МГУ (кафедра истории отечественного искусства). Выступает с докладами на конференциях, принимает участие в семинарах, в том числе международных (Международный научно-практический семинар "Сохранение культурного наследия. Научное исследование и реставрация произведений живописи XVII-XX веков. Голландии, Фландрии и других европейских стран", Актуальные проблемы теории и истории искусства и др.). Художник, реставратор. Сотрудник отдела научной экспертизы ГОСНИИР, сотрудник отдела координации научно-исследовательских работы НИИТИАГ. Сфера научных интересов: византийское, поствизантийское и древнерусское искусство, реставрация живописи, "малые" мастера Нового времени, экспертиза и атрибуция произведений искусства.

Мария Алексеевна Тимина

Выпускница бакалавриата и магистратуры исторического факультета по направлению "История искусств" (дипломы с отличием), аспирантка кафедры истории отечественного искусства исторического факультета, лауреат конкурса на соискание медали Российской академии наук за лучшую студенческую работу в области истории в 2019 г., лектор-искусствовед ГМИИ имени А.С. Пушкина с 2016 г., преподаватель в Школе юного искусствоведа в 2017-2020 гг., преподаватель подготовительных курсов исторического факультета МГУ с 2019 г., член методической комиссии и жюри Московской олимпиады школьников по истории искусства 2019-2020 гг., член Международного совета музеев (ИКОМ) с 2017 г.

Преподаватель русского языка

Елена Николаевна Скрипка

Окончила с отличием факультет русского языка и литературы МГПИ имени В.И. Ленина. Стаж педагогической работы – 35 лет: 17 лет – учителем русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением иностранного языка № 1233 города Москвы, впоследствии — учителем русского языка и литературы в "Классической гимназии" при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина (нынешнее место работы). Имеет звание "Отличник народного просвещения»". Преподаватель высшей категории с 1995 года. Автор более 60 учебных пособий, в том числе для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, изданных общим тиражом более 500 000 экз. На подготовительных курсах при историческом факультете МГУ работает с 2013 года.

"Курс русского языка для одиннадцатиклассников" рассчитан на один учебный год (8 месяцев, 2 семестра, 32 занятия по 4 академических часа = 128 часов). Каждое занятие состоит из двух частей. Первая половина занятия посвящена работе над сочинением: рассматривается схема экзаменационного сочинения, анализируются тексты, аналогичные экзаменационным. Учащиеся учатся находить проблему, поставленную автором текста, и его позицию по ней, учатся писать комментарий к проблеме и находить аргументы к собственной позиции по проблеме. Параллельно с работой по содержанию сочинения идёт работа и по оформлению текста экзаменационной работы: выполняются упражнения по орфографии и пунктуации, а также по нахождению логических, грамматических и речевых ошибок.

Вторая часть занятия посвящена изучению тем, необходимых для выполнения 1 части экзаменационной работы. В это время повторяются основные темы курса русского языка, необходимые для сдачи ЕГЭ. Порядок повторения во многом повторяет логику экзаменационной работы: вначале идёт курс фонетики и орфоэпии, затем лексики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики. На занятии выполняется большое количество заданий, аналогичных заданиям на ЕГЭ. Работа проходит по группам. В систему занятий входит обязательное домашнее задание, выполнение которого контролируется еженедельно. В начале и в конце первого семестра, а также в конце второго проходят проверочные работы в формате ЕГЭ.

Преподаватель английского языка

Марина Борисовна Носкова

Сотрудник кафедры иностранных языков исторического факультета.

Преподаватель по обществознанию

Екатерина Евгеньевна Воробьева

Аспирант исторического факультете МГУ, тренер команды Москвы по обществознанию, член жюри Московской олимпиады школьников и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, преподаватель Центра образования "Коалиция", преподаватель профильного обществознания в Лицее Финансового университета и ГБОУ "Школа № 625".