Новости дополнительного образования
3-4 июня 2024 года сотрудники кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ приняли участие в Международной конференции “Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом”, проведенной Санкт-Петербургской духовной академией и научным журналом “Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях”. Мероприятие было приурочено к 10-летию журнала.
В докладе "Молитвы по пути на Запад: русские послы и святыни Италии в XV–XVII вв." зам. заведующего кафедрой, к.и.н., доцент Т.А. Матасова рассказала о русской традиции описания христианских святынь в Италии. Перу епископа Порфирии Успенском (1804-1885), перу которого принадлежит знаменитая книга "Святыни земли Италийской”", ставшая классическим чтением русских паломников в Италию середины XIX-первой четверти XXI вв. Ранее, в первой четверти XVIII в. о святынях Апеннинского полуострова довольно подробно писал В.Г. Григорович-Барский. Более ранних крупных комплексных описаний святынь Италии в русской культуре нет.
Подчас складывается впечатление, что до Нового времени в России словно и не было традиции широко чтить общехристианские святыни, хранящиеся в "латинской” Италии. Тем не менее, многие святыни Италии были известны в гораздо более раннее время и были почитаемы в России, некоторые – исключительно широко. В XV–XVII вв. ключевую роль в ознакомлении русских православных интеллектуалов светского и духовного чина с ними играли русские послы. В докладе была предпринята попытка показать на материалах источников как русского, так и западного (преимущественно итальянского) происхождения особенности проявлений религиозных чувств русских послов по пути в Италию и в самой Италии в допетровское время, выявить подлинную роль послов в ознакомлении русского мира с богатым общехристианским наследием, сосредоточенным в Италии.
Доклад к.и.н., доцента кафедры А.Е. Тарасова "Епископ Филофей Пермский и московский княжеский дом в 1480 г.”"был посвящён анализу возможного участия владыки Филофея в попытках примирить с Иваном III его братьев, удельных князей Бориса и Андрея Васильевичей, в начале 1480 года.
Сопоставление Устюжской летописи, единственной сообщающей об участии Филофея в переговорах с братьями великого князя, с другими источниками показывает, что поездка Пермского владыки на переговоры не противоречит ни совокупности свидетельств о переговорах, ни известным фактам из биографии самого владыки. Если свидетельство Устюжской летописи о Филофее достоверно, то он должен был входить в число послов второй миссии, состоявшейся в конце зимы - начале весны 1480 года.
Доклад к.и.н., специалиста по учебно-методической работе кафедры А.В. Носова "Монастырское строительство в XV в.: иноки между светской и церковной властью" был посвящен расцвету русского монашества в XV в., который был ознаменован бурным монастырским строительством в Северо-Восточной и Северо-Западной Руси.
Значительная часть обителей вырастала из мелких пустынножительных общин. Перед основателем монастыря (вчерашним отшельником) стояла сложная задача: получить санкцию князей или посадников и архиереев на учреждение киновии и возведение церкви. В этом непростом деле большую ценность имели социальные связи и дипломатические таланты будущих игуменов. Свидетельства житий преподобных позволяют выявить возможные варианты решения данной задачи, а также взглянуть на конфликтные ситуации, которые порой возникали между иноками, иерархами и представителями светской власти.
Аспирант кафедры В.В. Бояринов выступил с докладом "Смоленская епархия XII—XIV вв.: к вопросу церковной юрисдикции", в котором были рассмотрены вопросы церковной юрисдикции смоленской кафедры на основании Устава Ростислава Мстиславича Смоленского 1136 года. Источник оставляет скорее больше вопросов, чем дает ответов.
С одной стороны, в смоленской грамоте запечатлены характерные для епископского суда дела в сфере семейных отношений, судьбы непосредственно зависимых от церкви категорий населения и церковных людей. В этом отношении Смоленская земля шла параллельным с другими землями курсом. С другой стороны, наличие так называемого смешанного суда, четкая регламентация отношений к прощенникам выделяют смоленский диоцез среди других. В этом отношении Смоленская земля являет собой пример удивительного явления, нашедшего свое отражение в самых разных сферах, даже такой консервативной, как церковная юрисдикция.
Работа конференции проходила в форме пленарного заседания и дальнейшего обсуждения в нескольких тематических секциях. В мероприятии приняли участие 65 докладчиков из 15 городов России, Белоруссии, Чехии и Бразилии. В течение двух дней исследователи детально рассмотрели различные аспекты изучения светской и церковной власти.
дополнительного образования
Каталог всех программ дополнительного образования исторического факультета МГУ