Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Новости дополнительного образования

27.10.2024 Представители исторического факультета МГУ – участники XVII Феодоритовских чтений  831 

Представители исторического факультета МГУ – участники XVII Феодоритовских чтений

24-27 октября 2024 года сотрудники и выпускники исторического факультета МГУ приняли участие во Всероссийской научно-просветительской историко-краеведческой конференции XVII Феодоритовские чтения, которая состоялась в г. Апатиты (Мурманская область). Организаторами конференции выступили Мурманская митрополия РПЦ совместно с ФИЦ "Кольский научный центр РАН", Министерством образования и науки Мурманской области, Министерством культуры Мурманской области, Мурманским арктическим университетом и Мурманской государственной областной научной библиотекой.

Тема чтений этого года – "Кольский Север на пути освоения Арктики. К 300-летию Российской академии наук". В рамках конференции обсуждался круг вопросов, связанных с христианским наследием Русского Севера, научным и промышленным освоением Кольского края в XVIII-XX вв., мореплаванием в арктических широтах, северной темой в литературе и искусстве и др.


Д.и.н., профессор кафедры истории России XIX – начала ХХ вв. Ф.А. Гайда прочитал доклад на тему "Россия как «Север» в русской литературе и публицистике XVIII – первой половины XIX вв." Докладчик отметил, что в середине XVIII в. возникает представление о России как глобальном Севере. Такая тенденция была связана с укреплением международного положения страны. Наряду с этим России как “полунощной стране” необходимо было просвещаться, в результате чего, как отмечали литераторы того времени, ее ожидало великое будущее. Новый этап в понимании России как “Севера” наступил вследствие Отечественной войны 1812 г. Если ранее Север противопоставлялся азиатскому Югу, то теперь актуальным стало соперничество с европейским Западом. Россия по-прежнему осмыслялась как часть Европы, но как её уникальная часть. Если ранее северный характер России воспринимался скорее как проблема и вызов, то теперь - прежде всего, как сила и перспектива.


Выпускница исторического факультета, к.и.н., заведующая архивохранилищем личных и монастырских фондов РГАДА, выпускница кафедры истории России до начала XIX в. А.А. Богомазова сделала доклад на тему "Морские суда в хозяйстве промыслов Антониево-Сийского монастыря в XVII веке". Анастасия Александровна обратила внимание, что в хозяйстве Антониево-Сийского монастыря, как и в хозяйстве других северных монастырей, в XVII в. использовались разнообразные суда. В усольях, расположенных в Двинской губе Белого моря (в Неноксе, Уне и Сюзме), морские суда (лодьи), а также речные суда (дощаники) использовались для доставки соли в Холмогоры. Приходо-расходные книги Ненокоцкого усолья Антониево-Сийского монастыря содержат подробные сведения о рейсах судов и работниках, занятых при погрузке соли на суда и доставке в Холмогоры, о ремонте судов, об изготовлении новых снастей. Документы Унского усолья содержат интересные детали, касающиеся судового хозяйства: наличие колокола на лодье, упоминания якоря "немчина" и немецкой матки, сведения об использовании днища старого павозка для изготовления нового. Особое внимание в докладе было уделено документам Сюземского усолья, как наименее изученного. Комплексное изучение документов крупных северных монастырей XVI–XVII вв., имевших морские суда, позволит лучше представить устройство и оснащение традиционных деревянных судов этого времени, а также понять масштаб использования морских судов в хозяйстве северных обителей и роль монастырей в развитии судостроения на Русском Севере.

В докладе к.и.н., доцента кафедры истории России до начала ХХ века А.Е. Тарасова "Некоторые особенности месяцеслова Обиходника Соловецкого монастыря 30-х гг. XVII в." было показано, что соловецкий богослужебный Обиходник имеет ряд специфических черт, которые отражают сугубо соловецкую практику почитания святых во второй четверти XVII столетия. К этим особенностям можно отнести празднование первого перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия 7 августа, память свят. Филиппа Московского 14 ноября, включение в месяцеслов дня обретения мощей преп. Германа Соловецкого и ряд других. В известном нам виде месяцеслов должен был появиться не ранее конца марта 1626 г. (установление на Соловках празднования Положения Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля) и, возможно, до распространения печатной декабрьской Минеи 1636 г., содержавшей память святителя Филиппа под 23 декабря.


Руководитель межкафедральной археографической лаборатории, с.н.с. Н.В. Литвина сделала доклад "Русско-шведские экспедиции на Шпицберген в 1899, 1901 гг. от лица гравиметриста, фотографа и астронома А.П.Ганского (по документам Архива РАН)". Наталья Викторовна рассказала о личности Алексея Павловича Ганского – русского астронома, фотографа, геодезиста, гравиметриста (1870, Одесса – 1908, Симеиз). После встречи в 1896 г. с академиком О.К.Баклундом, жизнь талантливого молодого исследователя резко изменилась. Он отправился в Пулково на стажировку, летом того же года принял участие в научной экспедиции по наблюдению полного солнечного затмения на Новой Земле, затем стажировался в Сорбонне и совершил 9 восхождений на Монблан для исследования (и фотографирования) Солнца и Венеры. Два лета 1899 и 1901 гг. Алексей Павлович участвовал в русско-шведской экспедиции по градусному измерению на острове Шпицберген, проводил определения силы тяжести, работал как геодезист, астроном и фотограф. За свою работу в последней экспедиции он был удостоен премии государя, вручаемой от имени Русского астрономического общества, в котором А.П. Ганский состоял с 1896 г. В докладе Н.В. Литвиной были представлены фрагменты полевых дневников А.П.Ганского в сравнении с текстами публичных выступлений, написанных по итогам двух экспедиций.



Назад к списку новостей

Программы
дополнительного образования

Каталог всех программ дополнительного образования исторического факультета МГУ

Отзывы наших слушателей.

Просветительские проекты