7 апреля 2023 года на кафедре древних языков исторического факультета МГУ состоялось заседание секции исторической наук ежегодной научной конференции Московского университета “Ломоносовские чтения”.
Мероприятие открыл заведующий кафедрой древних языков, д.и.н. А.В. Подосинов, отметивший важность проведения ежегодной конференции. Александр Васильевич также подчеркнул необходимость присутствия студентов на заседании, так как доклады преподавателей кафедры помогут не только расширить кругозор, но и определиться с будущим выбором темы научного исследования.
Доклад к.ф.н., старшего преподавателя А.О. Корчагина “«Владыка мух» или «хозяин дома»: к трактовке имени Вельзевул” был посвящен этимологии имени западно-семитского божества Вельзевула. В Ветхом Завете данное божество упоминается только в первой главе Четвертой книги Царств, причем в форме “Баал-Зевув”. Имя Бааль-Зевув буквально означает “владыка мух”.
Некоторые исследователи (например, Чейни) отождествляют данное божество с Зевсом Апомием (“Зевсом, отгоняющим мух”). В то время как Септуагинта, перевод Аквилы и Вульгата подтверждают древнееврейское чтение, перевод Симмаха дает транслитерацию имени божества как Βεελζεβούλ. Таким же образом имя божества передается в Евангелиях.
Алексей Олегович выразил точку зрения, что настоящим именем божества было Баал-Зевул (Вельзевул), и это имя следует трактовать как “хозяин дома (хозяин жилища)” (первоначально – “хозяин высокого жилища (небесного чертога)”), а ветхозаветное наименование божества (Баал-Зевув (“владыка мух”) следует считать дисфемизмом. Называя божество владыкой мух, автор Четвертой книги Царств специально унижает языческое божество, подчеркивая его ничтожность.
К.и.н., доцент А.В. Мосолкин представил доклад “Зачем нужны были птицы в мифе о Ромуле и Реме?”. В ряде литературных текстов о спасении Ромула и Рема кроме волчицы участвует одна птица, дятел, которая исполняет две функции: она помогает кормить детей и является своего рода представителем бога Марса.
Однако один раз (Serv. Aen. I.273) упоминаются уже две птицы, которые летают вокруг волчицы с детьми. Это вновь дятел и загадочная птица parra. Эти две птицы не кормят детей, а птица parra не является птицей Марса. У Сервия присутствие птиц имело, вероятно, особую функцию, авгуральную. В отличие от письменных источников в источниках иконографических чаще мы встречаем именно две птицы, нежели одну.
Основываясь на тексте Плавта (Asin. 260–261) и фрагменте Игувинских таблиц (VI a 1), Алексей Владиславович высказал предположение, что более ранней версией мифа о близнецах является версия с двумя птицами, где они имели авгуральную функцию.
Доклад к.ф.н., доцента Е.В. Приходько “Научный миф об оракуле Ахилла на острове Левка” касался представлений об оракуле Ахилла. В исследованиях по Северному Причерноморью неизменно высказывается мнение о существовании на острове Левке оракула Ахилла. Однако никакой конкретной информации о том, как функционировал этот оракул, никто из учёных не даёт.
Поводом для этого утверждения стал пассаж из “Перипла” Арриана и особенно ошибочный перевод используемого там слова χρησμός. Все переводчики передали это слово как “оракул”, в то время как оракул в античном понимании этого термина – т. е. вещий дух места – никогда словом χρησμός не обозначался, а только терминами μαντεῖον и χρηστήριον.
Елена Владимировна отметила, что никаких других свидетельств существования на Левке оракула Ахилла – ни литературных, ни археологических, ни эпиграфических – на данный момент нет. Единственный мантический элемент, который, согласно Арриану, мог быть в этом святилище – это выбор платы за жертвенную козу с помощью неких заранее написанных прорицаний, но это, даже если оно было, не требовало участия оракула.