Новости кафедры

12.02.2020 Ассириологический семинар "Язык богов, язык людей"

Ассириологический семинар "Язык богов, язык людей"

12 февраля 2020 года состоялось очередное заседание Ассириологического семинара кафедры истории древнего мира, на котором с докладом "Язык богов, язык людей" выступил доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, заместитель директора Института языкознания по научной работе, заведующий сектором анатолийских и кельтских языков Института языкознания РАН Андрей Владимирович Сидельцев.

В своем докладе А.В. Сидельцев обратился к вопросу об однородности синтаксического устройства хеттских текстов разных жанров. По его мнению, в хеттском корпусе можно выделить две группы текстов, отличающихся базовым синтаксисом, прежде всего порядком слов в предложении.


В первую из них входят административные и правовые документы (инструкции, письма, договоры, законы, судебные протоколы), летописи и религиозно-культовые тексты таких жанров, как оракулы, обеты, записи сновидений. Для этой группы характерен стандартный, немаркированный порядок слов: подлежащее, дополнение, глагольное сказуемое (Subjecy-Object-Verb). Перед глаголом, в так называемой предглагольной позиции, могут находиться слова определенных классов: подчинительные союзы, относительные местоимения, вопросительные группы и ряд других. При измененном порядке наблюдаются четкие закономерности в расположении глагола: он может занимать либо начальную, или первую,позицию в клаузе, либо располагаться внутриклаузально.

Во втором случае справа от глагола могут стоять только те слова, которые являются заполнителями предглагольной позиции. В текстах второй группы, к которой относятся мифы и ритуалы, данные закономерности не соблюдаются. Так, если глагол в этих текстах оказывается внутри клаузы, то справа от него может располагаться как подлежащее, так и дополнение, не относящиеся к прототипическим заполнителям предглагольной позиции (порядки O-V-S и S-V-O). Далее, для мифов и ритуалов характерна такая конструкция, как вынос вправо, при котором глагол находится в начальной позиции, а подлежащее стоит в конце предложения, при этом к глаголу присоединяется субъектное энклитическое местоимение, кореферентное подлежащему. Другой особенностью, отличающей две группы текстов, является синтаксис превербов: если в первой группе текстов перемещение превербов в левую периферию клаузы не сопряжено с изменением позиции глагола, то для второй группы характерен подъем превербов вместе с глаголом.

Обратившись к интерпретации проанализированных отличий, А.В. Сидельцев отметил, что среди текстов второй группы присутствует много композиций иноязычного и инокультурного происхождения: это хатто-хеттские и хуррито-хеттские билингвы, хеттская часть которых переводилась с соответствующего языка, это миф о боге Телипину, восходящий к доиндоевропейским, анатолийским традициям, а также ряд других подобных произведений. Таким образом, нестандартный синтаксис текстов второй группы следует связывать с культурным и языковым влиянием соседних с хеттами народов.

Примечательно также, что в ритуалах явления нестандартного синтаксиса концентрируются главным образом в прямой речи, обращенной участниками ритуала к богам, в то время как техническая часть, описывающая приготовления и ход ритуала, напротив, характеризуются вполне обычным порядком слов. Такая ситуация наблюдается в поздних копиях ритуалов, в первоначальной версии которых прямая речь произносилась не по-хеттски, а по-хаттски, хурритски или лувийски.

По предположению автора доклада, нестандартный синтаксис мог на определенном этапе быть переосмыслен как стилистический маркер обращенной к богам прямой речи. Таким образом, внутри хеттского корпуса можно выделить своеобразный язык общения с богами. Вместе с тем интересно, что этот язык используется только в молениях, являющихся составной частью ритуалов, но отсутствует в хеттских молитвах. Данное обстоятельство, видимо, следует связывать с тем, что для молитв не засвидетельствовано такого отчетливого иноязычного источника, как для мифов и ритуалов.

По завершении доклада слушатели задали А.В. Сидельцеву ряд вопросов относительно корпуса его исследования, распределения отмеченных им синтаксических явлений в текстах древне- и новохеттского времени, факторов, способствовавших столь значимым внешним заимствованиям в хеттскую религию. В ходе традиционного чаепития участники семинара обсудили совместные научные проекты кафедры истории древнего мира и сектора анатолийских и кельтских языков Института языкознания РАН.