Новости кафедры

04.03.2020 III Студенческая конференция по истории искусства

III Студенческая конференция по истории искусства

3 – 4 марта 2020 года кафедры истории отечественного искусства и всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ провели III Студенческую конференцию по истории искусства. Цель конференции, которая готовится и проводится силами студентов-искусствоведов, состоит в поддержании и развитии дискуссионной площадки, где молодые исследователи могли бы поделиться результатами своих первых научных поисков друг с другом и со специалистами в области истории искусства.

В качестве экспертов в работе форума приняли участие преподаватели: зам. заведующего кафедры всеобщей истории искусств, к.иск., ст. преподаватель М.А. Лопухова, к.иск., ст. преподаватель кафедры всеобщей истории искусств А.В. Захарова, к.иск., ст. преподаватель кафедры всеобщей истории искусств Н.А. Налимова, к.иск., доцент кафедры всеобщей истории искусств Т.П. Кишбали, д. иск., профессор кафедры всеобщей истории искусств С.С. Ванеян и д.иск., профессор кафедры истории отечественного искусства А.А. Карев.

В программе конференции были заявлены доклады широкого географического, хронологического и предметного охвата, объединенные в сквозные тематические блоки. В диалоге с традиционной историей пластических искусств были рассмотрены проблемы смежных дисциплин – философии, кинематографа и истории балета. Доклады касались искусства и культуры всех эпох: от античности до XXI века.


Фоторепортаж в медиатеке нашего сайта

Работу конференции открыла зам. заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, к.иск., ст. преподаватель М.А. Лопухова. Она отметила важность подобной студенческой инициативы, которая становится традицией для исторического факультета.

Первый блок докладов объединила тема утопии в художественном мышлении.

Софья Горбачева (МГУ) в своем докладе обратилась к раннему периоду творчества архитектора Тома де Томона, показав его взаимодействие с традицией французской мегаломании. Алина Григорьева (МГУ) проследила основные пути развития структуры пространства в работах М.К. Эшера. В докладе, посвященном творчеству С. Коненкова, Виктория Васильева (МГУ) предприняла попытку рассмотреть ряд работ скульптора сквозь призму идей философской системы русского космизма. Анжелика Вернер (МГУ) представила принципы формирования архитектуры советского модернизма на примере малоизученного комплекса построек Зеленограда. Завершил секцию доклад Андрея Войтухова (НИУ ВШЭ), центральной темой которого стало творчество художника русской эмиграции - Андрея Белобородова.


Второй тематический блок был посвящен искусству переходных эпох, характеризующемуся разрушением и созданием различных стилевых систем.

Елизавета Косарева (МГУ) проследила контакты между живописными традициями Мезоамерики и Европы, включив в качестве примеров Кодекс из Аскатитлана и Флорентийский кодекс. В своем докладе Варвара Василевская (СПбГУ) сосредоточилась на описании стилистических особенностей икон русского севера на рубеже XVII-XVIII вв. Михаил Мазихин (СПбГУ) рассмотрел образ "роковой женщины" в живописи Франца фон Штука на рубеже XIX-XX веков и связь этого образа с тезисом о "Конце Европы". Анна Аравина (НИУ ВШЭ) проследила историю журнала "Современная архитектура" и продемонстрировала этапы перехода от авангарда к искусству тоталитарной эпохи. Диана Титарева (самостоятельный исследователь) представила вниманию слушателей мало известного в России японского художника Уэно Макото, рассмотрев его творчество в контексте феномена "народной" гравюры в Японии послевоенного периода. Евгений Лобанов (МГУ) проанализировал католические и протестантские церковные сооружения второй половины ХХ века и рассмотрел особенности пластических поисков сакральной архитектуры постмодернизма. Новым для конференции стало обращение к кинематографу, выразившееся в докладе Ильи Лабутина (РГГУ). Докладчик поделился со слушателями размышлениями о способах организации кинематографического пространства в эпоху постмодернизма. Завершил работу первого дня конференции доклад Александры Хмельницкой (СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина), в котором было представлено творчество ленинградских "Новых художников".

Завершением первого дня конференции стало открытие выставки студенческой фотографии "Антропология молодости", подготовленная тремя молодыми кураторами-студентками В. Васильевой, Н. Карпенко и А. Якушевой при участии известного художника Е. Гранильщикова. Центральной темой фотографий и лирики, которая дополнила экпозицию, стала человеческая искренность и пути, которыми молодые люди ищут её в своей жизни.

Первый блок второго дня конференции был посвящен проблеме регионализма и взаимодействия культур.

Анастасия Хозикова (МГУ) проследила особенности архитектурно-декоративной программы погребальных сооружений Фракии IV в. до н.э., уделив особое внимание проблеме заимствования традиций соседних культур. Светлана Анохина (МГУ) проанализировала росписи апулийских кратеров "роскошного стиля", возникших под влиянием вазописной традиции Аттики. Александра Люлина (НИУ ВШЭ) в своем докладе осветила специфику готических форм в деревянной архитектуре Карпатского региона в XV-XVIII веках. Татьяна Абрашина (МГУ) обратилась к станковому профильному портрету Ферарры и Болоньи XV века. Продолжая разговор об искусстве Ренессанса, Оксана Смаголь (МГУ) продемонстрировала "синтетический" стиль в монументальной терракотовой декорации дворцов Эмилии-Романьи XV века. Елизавета Панова (МГУ) посвятила свой доклад образу России в трактате "Путешествие в Сибирь" 1768 года, представленному на примере взаимодействия текста аббата Ж. Шаппа д ‘Отроша и иллюстраций живописца Ж.-Б. Лепренса. Дарья Яковенко (СПбГИК) осветила феномен русского ювелирного искусства на "Всемирной выставке" 1851 года. Екатерина Мешалкина (НИУ ВШЭ) проследила процесс изменения восприятия корейской керамики японцами после 1598 и после 1910 годов. Доклад Ольги Торцовой (МГУ) был посвящен проектам мечетей в Варшаве в 1936 году.


В следующем блоке обсуждалась проблема цитирования и спора в произведениях искусства, а именно копирование, прямое творческое влияние, автоцитатция и реконструкция.

Елизавета Бойко (НИУ ВШЭ) выступила с докладом, посвященным малоизученному надгробию из Македонии с изображением матери и ребенка, хранящемуся в археологическом музее Диона, уделив особое внимание проблеме интерпретации этого памятника. В докладе Анфисы Румянцевой (МГУ) были рассмотрены особенности конструирования образа врага в посвящениях Атталидов с указанием на отличия от предшествующих классических и последующих римских скульптур схожей тематики. Мария Романенкова (МГУ) обратилась к проблеме трактовки музыкальных сцен в голландской живописи XVII века. Елизавета Приезжева (МГУ) поделилась своим исследованием о специфике реконструкции старинных балетов на примере постановки "Жизели" А. Адана в новой редакции А. Ратманского.

Три заключительных выступления были посвящены искусству XIX-XXI веков.

В докладе об иконографическом заимствовании и автоцитатции в творчестве Поля Гогена Юлия Страйста-Бурлак (СПбГУ) привлекла к исследованию не только живописные работы художника, но и его эксперименты, например, в керамике. К искусству фотографии обратилась Александра Голикова (МГУ), продемонстрировав тесную связь американской абстрактной фотографии с живописью абстрактного экспрессионизма. Последний доклад Екатерины Сурат (МГУ) был посвящен цитированию и спору в тексте, способному восприниматься современном мире как самостоятельное произведение искусства.

По завершении докладов обязательно отводилось время для вопросов к выступающим, а также для обсуждений, которые на этот раз сопровождались весьма оживленными дискуссиями, показавшими активную вовлеченность участников и преподавателей в ход конференции.


Итоги конференции подвели к.иск., ст. преподаватель Н.А. Налимова и к.иск., доцент Т.П. Кишбали, поблагодарив докладчиков, слушателей и организаторов и выразив надежду на продолжение традиции в последующие годы, поскольку подобное взаимодействие студентов и преподавателей различных искусствоведческих направлений и школ представляется полезным, интересным и важным для образовательного процесса.


Конференция вызвала отклик среди студентов и аспирантов МГУ, Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургской академии художеств, Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургского института культуры и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств.



- Программа конференции.pdf