10 ноября 2017 года на кафедре всеобщей истории искусств в рамках спецкурса Е.С.Ким "Архитектура западноевропейских католических храмов XX века" состоялась лекция итальянского архитектора Марко Молона на тему "Пространственные иконы: Архитектура современных церквей", которая была прочитана на итальянском языке с последовательным переводом А.Меденниковой.
Марко Молон – итальянский архитектор и историк архитектуры, профессор Высшего института архитектуры в Венеции и Миланского технического университета, специалист в области сакральной архитектуры, занимал руководящую должность в Управлении по церковному наследию епархии Вероны. Лейтмотивом его выступления стало внимательное размышление о том, какое пространство способно отражать присутствие Бога и какие архитектурные решения этой проблемы были предложены архитекторами XX столетия. Важно, что феномены современного христианского зодчества, строительные формы и стили, зачастую происходящие из разных конфессиональных контекстов, следует воспринимать с оглядкой на литургическую традицию.
В качестве метафоры, определяющей высшее значение церковной архитектуры, лектор предложил фрагмент заключительной главы Книги пророка Исаии, в которой Господь осуждает лицемерное исполнение обрядовых действий (Ис. 66: 1-2). Здесь описывается личность, которая обладает достаточной волей и смирением для того, чтобы стать инструментом в божественном домостроительстве, которая готова к возведению храма для Бога, а также являться таким храмом. Примечательно, что в момент создания Книги пророка Исаии таинство Евхаристии не было установлено, однако в данном случае перед нами своего рода ветхозаветная аналогия евхаристической идеи присутствия Бога и актуализации совершенного Христом спасения.
Говоря о том, что сегодня определяет стремление к сооружению сакральной архитектуры, Марко Молон процитировал также пассаж из книги Мауро Джузеппе Лепори , швейцарского богослова и главы ордена цистерцианцев. Отец Лепори, отмечая симптоматичное угасание значения Бога перед человеком современности, вспоминает формулу, предложенную святым Бенедиктом Нурсийским: "желание полноты жизни". Тому, кто достигнет вершин смирения, уготована возможность ощутить незримое присутствие Бога (Regula Sancti Benedicti, VII, 5-7), подобно явлению иконы. В церковной архитектуре такая актуализация возможна в том числе и за счет создания различных световых акцентов, именно с этого ракурса лектор продолжил рассуждение о современных церквях.
Так, в церкви Санта Мария Ассунта в местечке Риола (провинция Болонья), спроектированной в 1975 году архитектором Алваро Аалто (1898 - 1976), за очевидной простотой объемов и форм стоит продуманная система светотеневых эффектов, что, безусловно, способствует усилению соучастия форм в священнодействии. Вертикальные панели железобетонного потолка, сквозь которые проникает естественный свет, хотя и содержат в себе возможные аллюзии на индустриальную архитектуру, но одновременно фокусируют внимание верующего на алтарной части церкви. Поскольку на западной стороне перекрытия здания застекленные поверхности обширнее, основной поток света направлен именно на восток.
В капелле Роншан, построенной в 1950 – 1955 годах Ле Корбюзье (1887 – 1965), едва ли узнаваема типология сакральной постройки; за исключением, пожалуй, ориентированной на восток апсиды архитектор намеренно лишает свое строение храмовой идентичности. Однако безусловным эстетическим и смысловым значение обладает грандиозный проект южной стены церкви, «прорезанной» оконными проемами разных размеров. Происхождение подобной архитектурной цитаты несложно выявить: такие «альпийские окна» в форме расширяющихся вглубь стены призм характерны для швейцарской частной архитектуры, знакомой Ле Корбюзье. Распределение света внутри церкви изменчиво и зависит от времени суток, свет чередуется ритмично (например, завершение южной стены предполагает своеобразную «паузу», «долгое окно» перед распятием).
Еще одну световую формулу лектор обнаруживает вкапелле Иллинойского технологического института (Чикаго), построенной в 1952 году по проекту Людвига Миса ван дер Роэ. Простая формально и строго симметричная в плане капелла освещается горизонтально, сквозь стеклянный витраж западного фасада. Но главное, на что обращает внимание лектор, это то, что кульминационная часть внутреннего пространства церкви выражена другим источником света. Речь идет о кресте из хромированного железа, установленном на фоне подсвеченного шелкового занавеса. Зеркальные отражения мраморного пола в свою очередь создают вертикальное движение света.
В Церкви Света в Осаке (архитектор Тадао Андо, род. в 1941 году) материальность креста в сущности разрушается. Крест, стороны которого продлеваются на соседние стены, сформулирован посредством тонких прорезей в массиве стены. Стоит обратить внимание на то, что церковь окружена довольно плотной застройкой, поэтому здесь перед архитектором стояла задача создания иллюзии удаленности от города. Входная зона представляет собой определенное смещение: одна из боковых стен "разрезана" плоскостью, которая формирует своеобразный "карман", или притвор.
К сожалению, Марко Молон лишь вскользь упомянул о своих собственных реализованных проектах. Лекция продолжилась довольно долгой дискуссией, тематически выходящей далеко за рамки сугубо архитектуры современных церквей, но касающейся также вопросов необходимости богословской компетенции архитекторов и внимания к традициям сакрального зодчества.
Новость подготовлена аспирантом кафедры всеобщей истории искусств Л.Ковальчук.