С 18 февраля на Кафедре всеобщей истории искусств читается специальный курс лекций на английском языке «New Suggestions about Classical Greek Art». Лектор – профессор Антонио Корсо (Центр Витрувианских исследований, Падуя), антиковед с мировым именем, крупнейший специалист в области изучения древнегреческого искусства классического и эллинистического периодов, автор фундаментальных работ о творчестве Праксителя и многочисленных публикаций, посвященных вопросам атрибуции и интерпретации античной скульптуры. В разные годы он работал в научных центрах и университетах Падуи, Пизы, Афин, выступал с лекциями в Лондоне, Берлине, Будапеште. На данный момент доктор А. Корсо сотрудничает с Благотворительным фондом лорда Майкла Маркса при Музее Бенаки в Афинах, а также с командой археологов, ведущих раскопки кургана Каста в районе древнего Амфиполя.
Первая лекция профессора А.Корсо была посвящена возникновению и развитию важной для античности идеализированной концепции счастливой жизни на лоне природы, ее отражению в литературе и визуальных искусствах классической Греции. Лектор проследил историю зарождения «аркадского мифа» и образа Аркадии, ставшего универсальной моделью пасторального эдема в последующей европейской традиции. Также была затронута тема кризисных явлений в политической и духовной жизни Греции IV в. до н.э., их влияния на искусство поздней классики.
Во второй лекции доктор А. Корсо, обратившись к искусству Праксителя, рассмотрел концепцию несчастливой любви в культуре классической Греции, ее истоки и влияние на художественные образы. В центре внимания находилась известная по копиям статуя «страдающего» Эрота типа Ченточелле (Eros of Centocelle type), созданная скульптором под влиянием текстов Еврипида, но также – собственного любовного опыта, обстоятельства ее создания, ее значение и иконография.
Героями третьей лекции А.Корсо стали крупнейшие мастера, представляющие разные этапы греческого классического искусства: Мирон, Фидий и Пракситель. Были освещены методологические проблемы, связанные с изучением их творчества, вопросы реконструкции стиля и отдельных несохранившихся произведений этих скульпторов, интерпретации их образного строя. Речь шла и о предполагаемом круге заказчиков, о связи мастеров с крупными культовыми центрами, о мастерских и «школах», сложившихся вокруг этих ключевых фигур. Вторая часть лекции была посвящена вопросу о влиянии культуры Фракии, утвердившихся во фракийской среде религиозных и философских концепций, мистических культов на искусство классической Греции.
Занятия продолжатся 25 и 26 февраля 2016 года в ауд. Е-526 Шуваловского корпуса МГУ.
25 февраля, в четверг (начало в 16:25), профессор А.Корсо расскажет о находках, сделанных в гробницах в Амфиполе и Свештари во время недавних археологических раскопок.
26 февраля, в пятницу (начало в 14:40), речь пойдет о теоретических вопросах – об истории кодификации архитектурных ордеров и о возникновении и закате науки об искусстве в Древней Греции.
В новости использованы фотографии Екатерины Рикоты.