В 2020 году учебный курс "Ключевые проблемы новейшей истории в оценках современной историографии", разработанный тремя сотрудниками кафедры новой и новейшей истории д.и.н., профессором А.Ю. Ватлиным (руководитель), к.и.н., ст. научным сотрудником Т.А. Некрасовой и мл. научным сотрудником П.Ю. Князевым стал одним из победителей Грантового конкурса для преподавателей магистратуры, который ежегодно проводится Благотворительным фондом В. Потанина. Гранты предоставляются на создание новой магистерской программы, разработку нового учебного курса в рамках действующей программы, создание дистанционных курсов, создание новых методических материалов.
Курс "Ключевые проблемы новейшей истории в оценках современной историографии" предназначен для студентов, обучающихся по магистерским программам кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ. Его задача – не только познакомить слушателей с современными достижениями мировой историографии, но и научить их выбирать оптимальные подходы и методы при подготовке собственных исследований.
Изучение эволюции исторической науки на современном этапе представляет особую значимость в связи с быстрой сменой научных парадигм. Как проходил переход от компаративистики к транснациональной истории? Как рождаются новые историографические направления? Какое место занимает "сплетенная история" в историографии в рамках социокультурного поворота? И каковы перспективы "глобальной истории"? Ответы на эти и многие другие вопросы студенты получат в ходе лекций и семинаров.
Инновационный характер курса состоит не только в его содержании, но и формах презентации учебного материала.
Авторы курса предлагают студентам собственный анализ новейших достижений отечественной и зарубежной историографии, доминирующие тренды которой постоянно меняются и обновляются. На сегодняшний день это – транснациональная история, постимперские и постколониальные исследования, история социокультурных трансферов. Динамичность развития исторической науки позволяет говорить о том, что курс не может оставаться неизменным, он все время будет обновляется силами преподавателей и слушателей.
Помимо традиционного лекционного и семинарского формата предполагаются живая дискуссия лекторов со слушателями, деловые игры, и проектная деятельность – презентации и навыки комплексной работы с историографическим материалом.
Курс во многом будет интерактивным – в определённых преподавателям случаях студенты будут самостоятельно искать и анализировать новинки научной литературы, предлагать формат, в котором будет разобрана та или иная тема, пробуя свои силы уже в качестве будущих преподавателей.
В этом году на конкурс было подано 804 заявки, к участию из них допущены 747. По результатам конкурса определены 100 победителей, представляющих 59 вузов.
Лидерами по количеству победителей являются Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (5) и Тюменский государственный университет (5). Самая популярная номинация в этом году – "Новый учебный курс/новые учебные курсы" (356 заявок).