Новости кафедры

31.10.2024 П.Ю. Князев – участник VII всероссийской научной конференции "Память и идентичность"

П.Ю. Князев – участник VII всероссийской научной конференции "Память и идентичность"

30-31 октября 2024 года к.и.н., научный сотрудник кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ П.Ю. Князев принял участие во всероссийской научной конференции "Память и идентичность – VII. От истории государств к истории людей", которая состоялась в стенах Российского государственного гуманитарного университета.

Организаторы конференции поставили в качестве основной задачи обсуждение феномена человека в истории и соотношения макро- и микроуровней в исторической науке. В фокусе внимания конференции находилось осмысление людьми прошлого себя в рамках каких-либо общностей, а также процесс конструирования коллективных идентичностей, в том числе - при помощи представлений о прошлом. Важным вопросом, затронутым в ходе мероприятия, стала проблема восприятия взаимоотношений государства и человека в трудах историков и публицистов разных времён.

Павел Юрьевич выступил на конференции с докладом "Оценки личности Якова II Стюарта в нидерландской публицистике конца 1680-х гг.", в котором раскрыл особенности изображения (с особым вниманием к использованию образов исторического прошлого) в нидерландской памфлетной литературе короля Якова II - одной из ключевых фигур в истории английской "Славной революции". Это событие во многом определило дальнейшее внутри- и внешнеполитическое положение британской композитарной монархии. В поле зрения его исследователей находятся не только последствия, но и сам ход переворота. В последнее время внимание историков привлекает активная пропаганда сторонников занявшего впоследствии престол Вильгельма III. Работавшие на британскую аудиторию пропагандисты принца Оранского изображали смещенного короля-католика в качестве “деспотичного” правителя, в то время как защитники прав Якова и его наследников на престол (якобиты) стремились ответить на подобные обвинения и представить государя в положительном свете.

Докладчик отметил, что если в историографии и существуют работы на данную тему, написанные на британском материале, то вопрос о том, каким был изображен Яков II в нидерландской публицистике, раскрыт слабо; попытка ответа на данный вопрос была предпринята в рамках прозвучавшего доклада. Автор проследил эволюцию оценок личности Якова II в сочинениях, созданных с целью обоснования действий Вильгельма III, и подробно рассмотрел элементы негативного образа короля, сконструированного публицистами. Докладчик показал характер использования публицистами античных образов и аналогий при попытках осмыслить личность Якова II.

В нидерландских памфлетах король сравнивался с римским императором Юлианом (правил в 361-363 гг.), последним язычником на императорском престоле. В этой параллели докладчику видится не только проявление антикатолицизма (официально заявивший о своем переходе в католичество с начала 1670-х гг. Яков II обвинялся нидерландскими публицистами в "отступлении" от протестантизма подобно тому, как Юлиан в свое время вернулся к язычеству), но и намёк на реально проводившуюся королём политику - политику религиозной терпимости, практика которой нашла свое отражение в ряде памфлетов. Изображая римского императора и английского короля как тонких стратегов, но в то же время "гордых" правителей, публицист противопоставлял их образ идеалу якобы "простых" и "скромных" граждан Республики Соединенных провинций, таким образом задействуя обращение к "батавскому мифу" - представлению о том, что жители Северных Нидерландов унаследовали эти качества от древнего народа батавов, в I в. н.э. восставшего против римских властей.

В этой связи докладчик рассмотрел и вопрос о том, какие аспекты нидерландской идентичности подчеркивали авторы памфлетов, формируя негативный образ короля, не только противопоставляя республику сильной монархии или протестантизм - католицизму, но и стремясь изобразить Якова II как правителя, находящегося под влиянием французского короля Людовика XIV. К смещенному британскому монарху некоторые авторы проявляли жалость и даже сочувствие, представляя его в образе человека, попавшего в “зависимость” от французского короля и неспособного действовать самостоятельно. Обращаясь к образу Людовика, авторы памфлетов напоминали читателю о событиях 1672 г. – Эгода бедствий" (rampjaar), когда французские войска заняли значительную часть Республики Соединенных провинций. Таким образом авторы памфлетов актуализировали память о событиях недавнего прошлого, дополняя образ Якова II внешнеполитическими сюжетами.



- Программа конференции.pdf