Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости кафедры

11.07.2017 И.И.Варьяш: "Шариат в христианской Испании"  10395 

К.и.н., доцент кафедры истории средних веков, ведущий научный сотрудник Лаборатории по изучению стран Причерноморья и Византии в средние века исторического факультета МГУ И.И.Варьяш рассказала на портале "ПостНаука" о Кордовском халифате, фетвах и причинах сохранения шариата на Пиренейском полуострове в XIII–XIV веках.




Мусульмане появились на Пиренейском полуострове в самом начале VIII века, и с этих пор на протяжении всего Средневековья они с Пиренейского полуострова не уходили. Конечно, политическая структура, которая была создана мусульманами на Пиренейском полуострове, была очень разной. В VIII–X веках они владели здесь огромными территориями и создали блестящую культуру и очень серьезное политическое образование ― Кордовский эмират, затем получивший название Кордовский халифат. К XV столетию, к концу Средневековья, здесь осталось очень маленькое политическое образование, которое обычно называется Гранадским эмиратом, или Гранадским королевством — на испанский манер. То есть мы видим, что мусульмане присутствуют на Пиренейском полуострове на протяжении многих-многих столетий. И конечно, имея собственную государственность здесь, являясь хозяевами на этой территории, они исповедовали ислам и устанавливали свои собственные правила жизни, традиции, следовали своим обычаям. В связи с этим мы говорим о присутствии шариата на Пиренейском полуострове

Тема шариата на Западе и в первую очередь на Пиренейском полуострове очень любопытна, потому что возникает серьезный научный, академический вопрос о том, изменялся ли шариат, будучи в серьезном отдалении от метрополии? И здесь сразу надо сказать, что на протяжении VIII–XV столетий на тех территориях, где мусульмане оставались политически доминирующей группой, шариат и его носители, то есть люди высокой интеллектуальной культуры, например правоведы, богословы, продолжали поддерживать очень тесный контакт с метрополией. Они вообще не мыслили себя отдельно от Ближнего Востока и от той культуры, которая была создана исламом на Ближнем Востоке и в Северной Африке. То есть это постоянные контакты: ученичество, обмен трактатами, ссылки друг на друга. Это такая очень активная интеллектуальная среда. Но возникает вопрос: каким образом сохранялся и существовал шариат на тех территориях, которые постепенно в ходе Реконкисты стали переходить к христианам?

Ответы на этот и другие вопросы вы сможете узнать из видеозаписи лекции:


Назад к списку новостей

Новые издания

нажмите на обложку для просмотра

Посмотреть весь каталог публикаций

Истфак в СМИ

«Он просил дать ему яду». 100 лет назад умер Ленин. Как его смерть изменила ход истории?
Сто лет назад, 21 января 1924 года, умер основатель и первый руководитель советского государства Владимир Ульянов (Ленин). Почему после тяжелой болезни большевистского вождя изолировали соратники по партии? Зачем незадолго до смерти Ленин заставил Сталина извиняться и мстил ли тот ему за это? Кто решил не хоронить Ленина, а забальзамировать его и выставить на публичное обозрение? Почему в 1920-х годах проиграл Троцкий, а преемником Ленина стал Сталин? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал к.и.н., доцент кафедры истории общественных движений и политических партий исторического факультета МГУ А.В. Гусев.

Другие новости и интервью, опубликованные в СМИ