К.и.н., доцент Кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ, египтолог И.А.Ладынин рассказал на портале "ПостНаука" о потере царем сакрального статуса, отношении к македонским царям и разделении функций жречества и царя.
В ноябре 332 года до нашей эры, как раз, видимо, под египетский Новый год или вскоре после него, в Египет вступает Александр Македонский, который к этому времени уже установил свою власть над Малой Азией, над Восточным Средиземноморьем... Он, по-видимому, коронуется в Мемфисе в соответствии с египетским обрядом или как минимум проходит церемонию интронизации, менее ответственную, чем коронация, с полным набором ритуалов..., совершает свое знаменитое путешествие в оазис Сива, где получает признание от оракула бога Амона в качестве его сына, то есть в качестве законного фараона... Дальше Александр из Египта уходит, но оставляет там людей: наместников, достаточно приличных, чтобы держать в подчинении всю страну, воинский контингент. И египтяне, возможно, вопреки их первоначальному ожиданию, оказываются перед перспективой того, что они не просто освободились от персидского владычества, которое длилось примерно 12 лет до прихода Александра, а оказываются под новой чужеземной властью. Как они к этому относятся, тем более что эта власть установилась всерьез и надолго?