24 ноября 2021 года состоялось 265-е заседание Центра экономической истории исторического факультета МГУ, на котором был представлен доклад К. Леонард, З.Э. Назарова, Л.И. Бородкина, М.А. Карпенко и Р.Б. Кончакова "Цены на землю и строительство железных дорог в Европейской России (1860-е – 1900-е годы)", выполненный в жанре клиометрики.
С помощью регрессионных моделей показано, что строительство железных дорог в России, как и в Европе и США в XIX веке, повысило стоимость с/х земель. Это является классическим последствием инвестиций в развитие транспортных сетей в странах с преимущественно аграрным развитием. Из базы данных, созданной в рамках проведенного исследования, его авторы используют данные по 50 губерниям Европейской России, чтобы показать взаимосвязь между длиной железнодорожных линий (измеренной в 1894 году), ценами на землю (измеренными в 1900 году) и ежегодным ростом цен на землю за 1885–1910 гг. Выявленные факторы (включая плотность железнодорожной сети, урожайность зерновых, природно-географический фактор и др.) объясняют в совокупности более 2/3 причин, определявших движение цен на землю в губерниях Европейской России в конце XIX – начале ХХ вв.
Этот доклад можно рассматривать в русле работ по обоснованию причинно-следственных связей в историко-экономических исследованиях последних лет.
С основными положениями и выводами авторов доклада можно ознакомиться в статье " Land prices and railroad building in European Russia, 1860s to the early 1900s" [Цены на землю и строительство железных дорог в Европейской России (1860-е – начало 1900-х годов] , подготовленной на основе проведённых исследований.
- Land prices and railroad building in European Russia, 1860s to the early 1900s.pdf