Новости кафедры
3–5 сентября 2021 года сотрудники кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ приняли участие в IX международной конференции "Маргиналии-2021: границы культуры и текста", которая прошла в городе Сольвычегодск (Архангельская область) и была организована Научно-исследовательским вычислительным центром МГУ, Институтом русского языка имени В.В. Виноградова РАН, Институтом философии РАН, Università di Studi Roma Tre, Сольвычегодским историко-художественным музеем. В работе конференции приняли участие более 60 исследователей из разных городов России.
Научный форум был посвящен маргинальным, "пограничным" явлениям, исследования которых неизбежно оказываются междисциплинарными. Программа конференции охватила 9 секций, а главными проблемными блоками стали следующие темы:
- "«От окраины к центру»: проблемы изучения периферии русского культурного пространства";
- "Текст на границах художественного – как объект исследования разных гуманитарных дисциплин";
- "Дневниковый и биографический текст: дневники, записные книжки, письма, мемуары, маргиналии".
В докладе заместителя заведующего кафедрой, к.и.н., доцента Т.А. Матасовой "Судьба текста древнерусского перевода «Географии» Помпония Мелы в средневековой Руси: маргиналии на рукописях и их интерпретации" внимание было уделено главным результатам её многолетних исследований древнерусского перевода Первой книги "Географии" Помпония Мелы. Размышления автора были построены вокруг тезиса о том, что текст, содержащий многие "агрессивно языческие" сведения об античном мире и, казалось бы, обреченный в силу этого на "маргинальность" в русской православной культуре, стал довольно распространенным памятником русской книжности конца XV – XVII вв. Более того, упомянутые в тексте Мелы "мольбища" и "святилища" Зевса, Нептуна, Аполлона, Дианы, сыграли свою роль в ознакомлении русского мира с пространством античной культуры в её полноте и многообразии. Были приведены характерные изображения античных статуй, присутствующих на русских иконах XVI – XVII вв., происходящих в том числе с Русского Севера. Автор подчеркнула и значение того факта, что история бытования некоторых сравнительно ранних (XVI в.) рукописей, содержащих текст изучаемого памятника, связана с по-своему пограничными для России XVI – XVII вв. краями – Усть-Сысольском (совр. Сыктывкар) и др.
В докладе к.и.н., доцента И.П. Кулаковой "Образованный разночинец как маргинал в России второй половины XVIII – начала XIX в. (деятельность и жизненные стратегии)" была рассмотрена социо-культурная ситуация, складывающаяся в сфере интеллектуальной деятельности в России XVIII века. В результате реформ Петра I возникли новые культурные типы - "просвещенный дворянин" и "образованный разночинец", усилиями которых продвигались важнейшие культурно-образовательные "проекты". В данном случае объектом внимания стала фигура такого разночинца (неслучайно оказывающегося в социуме маргиналом). Важной поведенческой установкой для разночинца становится получение "высшего" образования, и последующий выбор (не)стандартной стратегии личного поведения (в целях социального лифта). Такой выбор - в условиях господства установок дворянской культуры - невелик, он требует усилий, борьбы со стереотипами и маневрирования (неудачи в выстраивании карьеры часто приводят к конфликтам, личным трагедиям, "надрывам", пьянству и болезням). "Просвещенное" дворянство и образованных разночинцев (объединенных "проектами" интеллектуального свойства) связывают отношения патронажа, покровительства и "ласкательства", но всё чаще и партнерства. Именно разночинцы, способные к рутинной интеллектуальной работе, "обслуживают" интеллектуальную сферу нового типа, встраиваются в среду преподавателей учебных заведений, становятся секретарями и переводчиками, служащими государственных учреждений и все чаще обращаются к личной литературно-художественной деятельности, выполняя важнейшую функцию поддержания и трансляции "нового знания" и новых поведенческих установок.
Доклад к.и.н., доцента А.Е. Тарасова "«Голландский след» в истории Введенского собора Сольвычегодска" был посвящён попытке установить истоки предания, согласного которому архитектором храма являлся голландец. По мнению докладчика, предание о голландском зодчем Введенского собора – частный случай распространённого в народной среде явления, когда возникновение необычных зданий объяснялось либо сверхъестественными причинами, либо участием иноземцев. При этом "строительным материалом" сольвычегодского предания могли стать примеры службы голландцев Строгановым, а также - торговля с голландцами. Продолжавшиеся из поколения в поколение закупки Строгановыми иноземных товаров у голландцев могли выработать у рядовых жителей Сольвычегодска стойкое представление, что и сами товары – голландского производства. А их наличие в Введенском соборе со временем, когда обстоятельства строительства и первоначального наполнения утварью забылись, могло также способствовать возникновению предания о заказе проекта здания собора голландскому зодчему.
Доклад к.и.н., ст. преподавателя В.В. Ткаченко "Память о Смутном времени в России XVIII века: центральные и периферийные образы" был посвящён особенностям сохранения и конструирования исторической памяти о Смутном времени в России XVIII века. Особое внимание было уделено процессу формирования "пантеона героев" Смуты в литературе и искусстве, причинам выдвижения на первый план образов Минина и Пожарского (ставших в массовом сознании главными символами освобождения Москвы после установления им памятника на Красной площади), и постепенного забвения заслуг князя Д.Т. Трубецкого, чьи войска штурмовали Китай-Город 22 октября 1612 года.
Специалист по УМР А.В. Носов выступил с докладом «Монастырское “возрождение” и духовное освоение периферии в житиях преподобных». Автор рассмотрел два аспекта сакрализации пространства в ходе монастырского строительства: отношение агиографов к язычникам и формирование границ места, на котором появляется обитель. Изучение житий преподобных XIV – XV вв. обнаружило переход от резко негативно окрашенной лексики в отношении язычников к нейтральной или положительной в случае их крещения благодаря духовной деятельности отшельников, а также преобладающее упоминание символических границ как в виде распространенных топосов, так и в виде оригинальных эпизодов. Примечательно, что оформление границ происходило только после ухода агрессивных соседей или их примирения с преподобными, что свидетельствует о переходе к завершающему этапу сакрализации пространства.
К открытию конференции ее организаторы опубликовали электронную версию сборника тезисов докладов участников.
На Ставрополье еще немало мест, которые могут пролить свет на тех, кто тысячи лет жил на этих землях. Какие еще секреты надежно укрыты в земле. Корреспондент ИА "SmNews" побеседовал на эту тему удалось с д.и.н., заведующим кафедрой археологии исторического факультета МГУ, руководителем Ставропольской экспедиции, доцентом А.Р. Канторовичем. Его рассказ погружает в тайны древности и позволяет проследить цепочку событий, благодаря которым нынешние жители Ставрополья могут представить, что происходило на их родине.
|