26 июня 2019 года в Государственном музее-заповеднике "Царское село" открылась выставка к.и.н., ст. преподавателя кафедры источниковедения исторического факультета МГУ А.В.Карагодина и выпускника исторического факультета МГУ (1995), а ныне известного фотографа М.В.Розанова "Натурфилософия", посвященная садово-парковому искусству Европы.
48 фотографий, сделанных М.В.Розановым в шести великих парках Европы – на вилле императора Адриана под Римом, в садах Боболи во Флоренции, в парке дворца Сан-Суси в Потсдаме, а также в Версале, Павловске и Царском селе, сопровождаемые текстами А.В.Карагодина – рассказывают о том, как по-разному в разные времена создавались сады и парки.
В понимании авторов выставки натурфилософия воплощается в садово-парковом творчестве, которое издавна считалось одним из сложным. Недаром в XVII веке Фрэнсис Бэкон написал: "Всемогущий бог первым насадил сад. Это – самое чистое из всех человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека; без него здания и дворцы всего лишь грубые творения его рук". По мысли английского философа, сад – это книга, по которой можно прочесть мир в его идеальной сущности. Философские сады Греции и Рима, возрождение идеала античной виллы в эпоху Ренессанса, расходящиеся от дворца аллеи Версаля как лучи славы богоподобного Короля-солнце, живописная меланхолия пейзажных парков романтизма: традиция Европы изобилует выдающимися садами, прочтение которых, как визуальное, так и смысловое, требует глубокого погружения в европейскую историю и культуру, ее мифы и сюжеты. Каждая из фотографий серии "Натурфилософия" приглашает к такому размышлению.
"Для выставки "Натурфилософия" я снимал не в обычных садах, а в шедеврах садово-паркового искусства и архитектуры... в них нет ничего случайного, я фотографирую их как архитектуру. Я знаю, что Версаль — это образец классицизма, там все подчинено линейной перспективе, поэтому мой кадр — чистая геометрия, с единой точкой схода линий. Четкость для меня — самое важное...
"Натурфилософия — это попытка понять природу, увидеть ее порядок, постичь ее закон. Садово-парковое искусство — это философствование самой природой, такое творчество, где твоими инструментами являются вода, земля, растения. Целью этого творчества является построение (или воссоздание, если учесть, что нас оттуда изгнали) с помощью этих стихий рая, эдемского сада...
В русской культуре cады и парки занимают особое место. Сад как пристанище муз, место прогулок и размышлений, философского уединения и поэтического озарения – идея, заимствованная из европейской традиции – скрестилась в русской садово-парковой традиции с мыслью о саде как символе культуры и порядка как таковых, освященном наследием классической цивилизации и противопоставленном неупорядоченному хаосу природы, сурового русского таежного леса. Парк и сад как рукотворный ландшафт, разбитый по прихоти просвещенного правителя, нуждающийся в постоянной культивации – этой мыслью пронизаны Царское село, Петергоф, Павловск. В этом смысле проект А.В.Карагодина и М.В.Розанова наследует отечественную традицию осмысления садово-паркового искусства Европы, заложенную В.Я.Курбатовым, П.П.Муратовым, Д.С.Лихачевым.
Проект состоялся при поддержке фонда RuArts, фонда "Эрмитаж. 21 век", журнала "Эрмитаж", а также лично Анатолия и Ирины Седых.
Выставка будет открыта до 25 августа 2019 года в павильоне "Адмиралтейство" Государственного музея-заповедника "Царское село" (Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул.Садовая, д.7).