Новости кафедры

16.04.2019 Занятие в Музее книги Российской государственной библиотеки

Занятие в Музее книги Российской государственной библиотеки

Читальный зал Музея книги Российской государственной библиотеки, в котором проходило занятие

16 апреля 2019 года студенты кафедры истории России до начала XIX века в рамках курса к.и.н., доцента Т.А.Матасовой "Актуальные проблемы истории России IX-XVIII вв." приняли участие в научно-ознакомительном занятии в Музее книги Российской государственной библиотеки (МК РГБ).

С сокровищами, хранящимися в коллекции Музея книги, студентов познакомил выпускник исторического факультета, заведующий сектором изучения особо ценных фондов РГБ, к.и.н., с.н.с. межкафедральной археографической лаборатории исторического факультета МГУ Ю.С.Белянкин.

Студенты под руководством Ю.С.Белянкина изучают тонкости военного искусства по учебнику, изданному на Московском Печатном дворе.

Занятие в большой степени было посвящено рассказу о славянских кириллических инкунабулах и старопечатных книгах, предшествовавших возникновению типографии Ивана Федорова в Москве в 1564 г. Главной темой встречи стала роль польских, черногорских, немецких, румынских и особенно венецианских типографий XV-XVI вв. в становлении славянского кириллического книгопечатания.

В рамках занятия студентам посчастливилось познакомиться со многими уникальными изданиями. Так, большое внимание было уделено одному из первых печатных кириллических изданий - Триоди постной, изданной в 1492-1493 гг. в типографии Швайпольта Фиоля в Кракове. (В его типографии были изданы самые первые кириллические печатные книги – Октоих и Часослов 1491 г.) Не была обойдена вниманием и многообразная деятельность Франциска Скорины - выдающегося новатора печатного дела. Ее отличительные особенности были рассмотрены на примере изданной им в Праге в 1517 г. Книге Иова. Ю.С.Белянкин осветил сходства и отличия стилей оформления изданий Фиоля и Скорины, рассказал о технике и особенностях изготовления буквенных матриц и вообще об организации производственного процесса, влияниям на него югославянских и ренессансных (в первую очередь, венецианских) традиций.

Образцы литер из изданий краковской типографии Фиоля

В ходе встречи удалось познакомиться с некоторыми изданиями типографии Цетиньского монастыря (Черногория) конца XV в., а также с таким редким памятником, как экземпляр Служебника иеромонаха Макария, изданным в 1508 в Тырговиште (Румыния). Не меньшее впечатление на собравшихся произвели венецианские кириллические издания, вышедшие из типографии Вуковичей и, в первую очередь, Соборник, или Минея праздничная, опубликованная в 1538 г. основателем типографии Божидаром Вуковичем. Особое восхищение вызвало изданное в Белграде Евангелие 1552 г. – настоящий символ нерушимости православной веры южных славян в трудные времена зависимости от османов.

Разумеется, на занятии вниманием не были обойдены и плоды деятельности Московского Печатного двора, в которой живо отразились главные процессы русской истории XVII столетия. Особый интерес вызвали малоизвестные московские издания, такие как текст "Поучения о моровой язве" патриарха Никона (1656) и переводной учебник военного дела середины XVII в. "Учение и хитрость ратного строения" (1649). По достоинству был оценен и "классический" памятник – знаменитый букварь Кариона Истомина (1694).

Слева: Франциск Скорина (гравюра); справа: Букварь Кариона Истомина (1694)

Широкий взгляд на истоки кириллического книгопечатания позволил студентам полнее и глубже оценить роль и значение московской типографии Ивана Федорова и наследовавшего ей Московского Печатного двора XVII столетия в общеевропейском контексте. Подобные встречи не только расширяют профессиональный кругозор студентов, но и формируют навыки исследовательской работы, а главное – показывают возможные перспективы научного поиска по весьма широкому кругу тем по истории русского Средневековья, многие из которых еще не нашли своего исследователя.



загрузка