24 -25 ноября 2016 года на историческом факультете МГУ и в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) состоялась двухдневная международная научная конференция "Россия — Италия: «реализмы» в искусстве и культуре ХХ века", организованная историческим факультетом МГУ, Римским университетом "La Sapienza" и Институтом русского реалистического искусства при поддержке Итальянского института культуры в Москве.
В исторической перспективе Италию и Россию объединяют глубокие художественные и духовные связи, о которых говорил в своем вступительном слове декан исторического факультета, д.иск., профессор И.И.Тучков. Нынешний диалог между российскими и итальянскими исследователями позволил выявить и ярче обозначить точки соприкосновения между российской и итальянской культурой в ХХ веке.
В фокусе внимания участников конференции оказались возможности, границы и формы употребления термина «реализм» применительно к различным видам искусства и сферам художественной культуры в России и на Западе: к архитектуре (Дж.Страппа) и современному ландшафтному искусству (Е.С.Кочеткова), литературе (К.Скандура), музыке (Э.Амато), живописи (С.Велотти, А.Д.Боровский), фотографии (И.М.Волков). Живое обсуждение вызвали сообщения М.Торопыгиной и А.Алфиери, посвященные проблеме реализма в кинематографе. Проблема мимесиса, фигуративности и методов конструирования «реалистического» искусства неизбежно звучала и в докладах, которые были посвящены второй ключевой теме конференции — взаимодействию художественных школ Италии и России в ХХ веке. Эстетическим установкам тоталитарной эпохи и проблеме выработки единого стиля в 1920–30-е годы были посвящены доклады К. Чьери Виа, А.Вяземцевой, О.Муромцевой и Э.Мари.
Именно культурные контакты и связи, проблема взаимного восприятия двух культур стали лейтмотивом второго дня конференции. "Итальянской теме" в русском дореволюционном и советском искусстве, проблеме восприятия отечественными художниками классического искусства Италии и ее актуальной художественной жизни в 1910-е, 1920–1940-е, 1950–70-е годы, коллекционированию современного итальянского искусства в Германии и России 1930-х годов были посвящены сообщения О.В.Калугиной, Е.Н.Каменской, Е.В.Грибоносовой-Гребневой, Е.Н.Воронович, В.В.Девдариани, В.А.Отдельновой, К.В.Карповой.
Все участники и слушатели конференции были приглашены ознакомиться с обновленной экспозицией Института русского реалистического искусства, а специально для итальянских гостей были организованы визиты в Музеи Московского Кремля, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Государственную Третьяковскую галерею.
Конференция стала частью двусторонней культурной и научно-образовательной программы, в рамках которой ранее была организована выставка "Россия в пути. Самолётом, поездом, автомобилем", с успехом прошедшая осенью 2015 года в Palazzo delle Esposizioni в Риме, а затем в залах ИРРИ в Москве. Ответная конференция состоится в 2017 году в Римском университете "La Sapienza". По итогам двух конференций планируется издать сборник статей.