Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Виктор Георгиевич Карасев (1922-1991)

В.Г. КарасевВиктор Георгиевич Карасев всю свою жизнь прожил в одной исторической формации – в социалистическом советском государстве – СССР. Он родился в год создания Союза Советских Социалистических Республик и умер в год его распада. Эти семьдесят лет истории нашего государства – целая эпоха в истории человечества, которая является и будет являться объектом пристального внимания ученых – историков, политологов, социологов, экономистов. Источниками для изучения этой эпохи являются и плоды науки этого времени. Ничто, может быть, так ярко не характеризует эпоху, как ее мыслящая, интеллектуальная элита, ее генезис, роль и значение в обществе.

В.Г. Карасев принадлежал к поколению новой отечественной интеллигенции – советской. Его жизнь и деятельность являются во многом типичным примером условий реализации личности в эпоху социализма. Профессор В.Г. Карасев был верным сыном своего Отечества и своего времени. Его научные интересы, педагогическая карьера, общественная работа во многом определялись диктатом времени.

В.Г. Карасев родился 3 февраля 1922 г. в крестьянской семье в селе Ильино Дубнинского района Калужской области. Там же он провел и первые двенадцать лет своей жизни. Виктор Георгиевич очень гордился своей семьей и своими крестьянскими корнями, причем всю свою жизнь, а не тогда лишь, когда “классовое происхождение” могло ему помочь. Так, и в последние годы своей жизни, когда рабоче-крестьянское происхождение вышло из моды, и у многих внезапно обнаружились ранее неизвестные знатные предки-дворяне, В.Г. Карасев любовно восстанавливал свою родословную, искренне огорчался что сумел выявить своих предков-пахарей лишь до прадеда. Отец его Георгий Петрович Карасев умер от тифа в 1927 г., оставив вдову с четырьмя детьми. Матушку свою Виктор Георгиевич бесконечно уважал и любил, называл ее редкостной женщиной, восхищался ее трудолюбием, оптимизмом и энтузиазмом. Особое место в воспитании и нравственном становлении маленького Вити Карасева занимал дед по отцу Петр Иванович, талантливый русский крестьянин - пахарь и сеятель, никогда не ругавшийся “черным словом”. Двое из троих его сыновей получили высшее образование - Василий стал врачом, а Владимир - учителем. Еще один дядя, брат матери - Степан Андреевич Горбунов, типограф из Калуги сыграл важную роль в жизни Виктора Георгиевича. Именно ему, помогавшему мальчику и юноше Карасеву морально и материально, посвятил в 1974 г. Виктор Георгиевич свою монографию “Сербский демократ Живоин Жуевич” .

Вся жизнь В.Г.Карасева была отдана умственному труду, профессии ученого, преподавателя, сложному интеллектуальному делу. Но при этом он привнес в свой городской, университетский мир - деревенскую, крестьянскую, христианскую систему мироздания, а значит навыков и оценок. Рачительность, практичность, желание не допустить, чтобы что-то пропало без толку, глубокая вера в созидательную силу труда, вера в справедливость земного устройства в целом - все это позволило ему сохранить свою индивидуальность в зыбком мире “идеологических наук”, к каковым принадлежала и история. Оттуда, из села Ильино вынес он уважение к труду, внимательное и чуткое отношение к людям, целомудренность и скромность.

В 1934 г. плачущего навзрыд от горя расставания с матерью паренька отправили продолжать учебу в Москву, к старшему брату. В Москве, которую он сразу же нежно полюбил, прошла вся его последующая жизнь. Здесь, в 320-ой школе, закончил он десять классов и решил поступать на недавно восстановленный Исторический факультет МГУ.

Виктор Георгиевич Карасев поступил на Иисторический факультет МГУ в 1939 году, семнадцатилетним юношей, и свыше пятидесяти лет, до самой своей смерти в 1991 г. не расставался с университетом. Лишь начавшаяся Великая Отечественная война на полтора года прервала его обучение. В марте 1943 г. студент Карасев добровольцем ушел в Красную Армию. Он искренне стремился защищать Родину, но на фронт ему попасть не удалось. Служба его проходила в 357 полку 14 запасной стрелковой дивизии, в Чувашии. После демобилизации по инвалидности, в сентябре 1944 года В.Г. Карасев вновь стал студентом Исторического факультета МГУ, выбрав для специализации кафедру истории южных и западных славян. Он решил заниматься историей югославянских народов, мотивируя свой интерес той ролью, которую играла Югославия во Второй мировой войне. Война оставила в жизни целых поколений глубокий след, влияя, оказывается, и на выбор профессии. Во всяком случае, о своем выборе Виктор Георгиевич не жалел никогда. Он полюбил страну и народ, историю которого изучал заочно, но не разочаровался и позже, когда ему неоднократно приходилось бывать в СФРЮ.

После окончания университета с 1946 по 1949 год В.Г Карасев учился в аспирантуре, а затем все отпущенные ему судьбой годы работал штатным преподавателем кафедры истории южных и западных славян - старшим преподавателем, доцентом, а после защиты в 1971 г. докторской диссертации - профессором. С 197З г. - на целых 18 лет он стал ее заведующим.

Университетский преподаватель – высокое звание. Работа эта не терпит суетности, амбициозности, поверхностности. Это непрерывный экзамен не только на эрудицию, мастерство, педагогическое призвание, но и на нравственный авторитет. Ежегодно, каждый семестр, каждый день, на каждой “паре” - экзамен. Студенты сдают их только в сессию, преподаватель каждый день. Его “экзаменаторы” строги и безжалостным. Узнать, как ты сдал свой преподавательский экзамен, доводится не каждому. Оценкой этой чаще всего становится творчество учеников.

Памяти Виктора Георгиевича Карасева посвящены пять монографий его учеников (это книги докторов исторических наук С.И. Данченко, А.Л. Шемякина, В.И. Косика, Латинки Перович и авторского коллектива под руководством Е.Ю. Гуськовой) . Это и есть главное свидетельство того, что свой учительский экзамен Виктор Георгиевич выдержал. Дело, которым он занимался всю жизнь, продолжают его ученики. Они хранят о нем память, а значит, хранят и традиции своего учителя, своей школы – кафедры истории южных и западных славян Московского университета. Кафедра, на которой он проработал всю жизнь, также помнит и чтит своего коллегу. Свидетельство этому то, что в стенах МГУ неоднократно проводилась научная конференция памяти В.Г. Карасева (1992, 1997, 2002 гг.).

Интерес к науке, которой он занимается, сочетался у Виктора Георгиевича с интересом и уважением к работе учеников. Это традиция Московского университета, традиция университетского славяноведения, традиция кафедры.

Этические проблемы вообще всегда волновали Виктора Георгиевича. И не случайно, в конце жизни, 25 января 1990 г, в своем заключительном слове на конференции, посвященной 50-летию кафедры истории южных и западных славян, он процитировал А.П. Чехова: “Кто не умеет быть слугою, тому нельзя позволять быть господином; кто не умеет радоваться чужим успехам, тому чужды интересы общественной жизни и тому нельзя давать в руки общественное дело”. Этот принцип - служения делу и людям - и был отличительной чертой профессора Карасева.

Совсем непросто было в атмосфере предвоенных и послевоенных лет сохранить в себе уважительное, почтительное отношение к коллегам. Ведь это было время, когда даже особой доблестью даже считалось публично унизить ученого, обвиняя его в различных “отступлениях, искажениях, извращениях” и т.п. Доносительство поощрялось, желторотые студенты второго курса поучали на публичных собраниях профессоров и академиков как им следует заниматься наукой и читать лекции. Шло тотальное наступление на “буржуазную добропорядочность”.

Виктор Георгиевич придавал колоссальное значение нравственному облику преподавателя и так сформулировал свои представления об университетской этике: “Каждый сотрудник кафедры призван быть и педагогом и ученым, личностью достойной подражания во всех отношениях, ибо воспитывает студентов, прежде всего личным примером”.

Эти же мысли стали главными в его духовном завещании сыну и внуку: “Первый и самый важный вывод из моего жизненного опыта - всегда и везде при всех обстоятельствах, хороших и плохих, оставаться порядочным человеком.

Что это означает на практике? Как все самое важное - гениально просто: поступать по отношению к другому человеку так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе, поставив себя на его место. Не причинять зла никому, даже врагу. Надо стремиться к достатку, жизни достойной человека, но ни в коем случае не к богатству, накопительству, довольствоваться малым, во имя поставленных целей. Трудиться постоянно, ежедневно, ежечасно физически и духовно. Не останавливаться, ибо в движении жизнь.

Не быть злопамятным никогда. Не стремиться оскорбить или уязвить человеческое достоинство. О недостатках надо говорить в подобающей форме и с величайшим тактом”.

Ученый формируется под влиянием как минимум трех факторов: семья, учителя и научные авторитеты, научное окружение.

Виктору Георгиевичу необыкновенно повезло в его судьбе историка. Во-первых, потому что он связал свою жизнь со славяноведением. Кафедра истории славян Московского университета, основанная в 1835 г. и воспитавшая десятки блестящих ученых, безусловно, была одной из сильнейших в научном и методическом плане. Она, несмотря на временное закрытие в 20-30 годы ХХ в., сохранила традиции дореволюционной исторической школы. Во многом это состоялось благодаря академику Пичете. И здесь студенту истфака Карасеву повезло во второй раз. Его учителем был выдающийся ученый и одаренный педагог - В.И. Пичета. Для Виктора Георгиевича на всю жизнь Пичета стал идеалом наставника, друга и помощника студентов. “Пусть Вас не смущает, что студентов-славистов можно пересчитать по пальцам, - сказал академик Пичета пришедшему к нему на специализацию юноше-Карасеву, - Я из вас сделаю человека”. Карасев стал участников знаменитых семинаров – “пичетников”. Владимир Иванович до самой своей смерти в 1947 г. следил за работой В.Г.Карасева, помогал ему во всем. В.Г. Карасев именно Пичету считал своим Учителем с большой буквы. Чрезвычайно важно, что преемственность в университетском преподавании благодаря В.И. Пичете сохранилась.

Научным руководителем В.Г. Карасева был другой выдающийся ученый – С.А. Никитин. Непререкаемый авторитет в источниковедении, глубокий знаток архивов, исследователь периодической печати, Никитин вовлекал своих учеников в чрезвычайно важную работу по публикации источников. Виктор Георгиевич продолжил и эту традицию. Он на протяжении всей своей педагогической и научной деятельности стремился к публикации источников и изданию сборников документов для практической работы со студентами. Виктор Георгиевич принимал участие в подготовке и издании документов по истории русско-славянских связей, публикации трудов сербских демократов, и, наконец, при его живейшем участии была задуман и реализован большим творческим коллективом проект трехтомной хрестоматии по истории южных и западных славян.

Формально, преподавательская деятельность В.Г Карасева началась в 1949 г., но еще во время обучения в аспирантуре он вел занятия в семинаре своего научного руководителя С.А. Никитина “История Сербии и Болгарии в Х1Х в.” . В.Г. Карасев был одним из первых дипломников и аспирантов этого выдающегося ученого. Виктор Георгиевич всегда с большим уважением и благодарностью вспоминал своего строгого, сдержанного учителя. Но и профессор Никитин явно выделял своего талантливого ученика. Так, в 1949 г., когда на кафедре готовился сборник трудов памяти В.И Пичеты, Никитин предложил включить в него наиболее интересные студенческие и аспирантские работы и среди них - дипломное сочинение Карасева.

Виктор Георгиевич многие годы вел просеминар третьего курса по новой истории. Основной темой его В.Г. Карасев избрал изучение национально-освободительных движений южных славян в Х1Х в. Живое общение со студентами в семинаре Виктор Георгиевич считал очень важным и полезным, как в методическом, так и в научном отношении. В семинарах и спецсеминарах В.Г. Карасев апробировал и свои научные идеи и концепции. О широте направлений его научной работы говорят не только его монографии и статьи, но и темы его спецсеминаров: “Основные этапы конституционной истории Сербии в первой половине Х1Х в.”. “Русско-сербские общественные связи 60-70-х годов Х1Х в”, “Восточный кризис второй половины 70-х гг. Х1Х и югославянские народы”, “Социалистическое движение в Сербии во второй половине Х1Х в.”, “Образование Югославии (1914-1921 гг.)”.

Профессор Карасев очень высоко оценивал роль лекции в учебном процессе. Он писал: “Глубоко заблуждаются те, которые полагают, что лекции в учебном плане надо сокращать. Опыт университетского образования свидетельствует, что одна талантливая лекция порой важнее нескольких монографий, она призвана помочь студенту уяснить любую сложную проблему, пробудить интерес к предмету преподавания и продемонстрировать подлинно исследовательские навыки при освещении того или иного исторического процесса, явления, события, факта”.

Виктор Георгиевич обладал даром лектора и большим педагогическим и научным опытом. Профессору Карасеву удавалось сохранять это равновесие. Он читал самые разные курсы: историю страны, источниковедение, историографию, специальные курсы, но важнейшим в своей лекторской практике считал общий курс “История южных и западных славян”. Этот курс, в котором он читал славянскую историю с конца ХVIII в. до начала первой мировой войны, назван им “зеркалом кафедры”.

Особое место в педагогической деятельности В.Г. Карасева, как и большинства университетских преподавателей, занимала работа с дипломниками в спецсеминаре и подготовка аспирантов.

В общении с учениками профессора Карасева отличал демократизм, уважительное отношение к молодым коллегам, стремление поделиться с ними всем объемом собственных знаний и предложить оригинальную, интересную тему. Этому, как и многому другому он учился у С.А. Никитина. Виктор Георгиевич вспоминал, что профессор Никитин с пониманием относился к научным пристрастиям учеников. Дипломную работу В.Г. Карасев под его руководством написал на тему “Внешнеполитические взгляды Илии Гарашанина”. В качестве диссертационного исследования С.А. Никитин предлагал ему тему “Свято-Андреевская скупщина”, что было бы вполне логичным продолжением начатой исследовательской работы. Но молодого ученого больше привлекало изучение не либеральной, а революционно-демократической мысли в Сербии ХIХ в. Когда он сообщил своему научному руководителю о желании писать кандидатскую диссертацию о Светозаре Марковиче, Никитин согласился, объявив, что ему лично этот сюжет знаком мало, но он полагается на исследовательский энтузиазм ученика. Виктор Георгиевич блестяще оправдал доверие учителя. Он не только успешно защитил в 1951 г. кандидатскую диссертацию и опубликовал на русском языке объемный том сочинений Марковича, но и открыл новое направление в изучении идейного наследия сербского социалиста - русские источники его идеологии.

К выбору тем для своих дипломников В.Г. Карасев подходил очень индивидуально. Он учитывал не только научные интересы студентов, но и их способности, усердие.

Правильный выбор темы дипломной работы порой может определить всю дальнейшую научную судьбу исследователя. Так произошло с учеником В.Г. Карасева Андреем Леонидовичем Шемякиным. Виктора Георгиевича всегда интересовало соотношение личности и эпохи. Его дипломная работа, кандидатская и докторская диссертации посвящены выдающимся деятелям сербской истории ХIХ в. - Илии Гарашанину, Светозару Марковичу и Живоину Жуевичу. Но был еще один человек, который очень интересовал исследователя. Это - Никола Пашич, с именем которого связано появление самой массовой политической партии Сербии ХIХ в. и создание в 1918. Югославского государства. В 1984 г. Виктор Георгиевич предложил тему дипломной работы, посвященную жизни и деятельности Пашича студенту А.Л. Шемякину, и не ошибся в своем выборе. Тему эту молодой исследователь продолжил и после защиты дипломной работы. Его кандидатская и докторская диссертации, опубликованные в виде монографий , получили высокую оценку в отечественных и сербских научных кругах.

Углубленно занимаясь историей Сербии, профессор Карасев понимал необходимость подготовки специалистов по истории и других югославянских народов. Он ориентировал своих учеников на изучение истории Хорватии, Боснии и Герцеговины, Черногории и Словении. Именно его ученики развивают теперь эти направления в отечественной югославистике. Виктор Георгиевич широко привлекал их к научной и педагогической работе на кафедре. Его бывшие дипломницы И.И. Лещиловская, И.В. Чуркина, Д.Ф. Поплыко, Н.И. Хитрова читали спецкурсы, участвовали в написании учебников и хрестоматий.

Виктор Георгиевич призывал своих учеников как можно шире публиковать источники по югославянской истории, вести их неустанный поиск в отечественных архивах. Во многом благодаря усилиям В.Г. Карасева и его учеников мы сейчас обладаем такими ценнейшими публикациями по истории русско-югославянских связей как “Первое Сербское восстание и Россия”, “Зарубежные славяне и Россия”, “Югославяне и Россия”, “Освободительные движения народов Боснии и Герцеговины и Россия”. “Черногоро-русские отношения с 1711 по 1918 гг.” и др.

Университетское славяноведение понятие сложное и многогранное. Прежде всего, это научная школа, которой уже больше 150 лет. Аргументировано доказано, что отечественное славяноведение занимает одно из первых мест в мире. Немалая заслуга в этом и кафедры истории славян Московского университета, признанного центра всей университетской славистики в стране. Именно на базе университетов прошли 12 всесоюзных конференций историков-славистов.

В 1960-1980-е годы в нашей стране сложился большой и профессиональный цех славистов. Кафедра истории славян МГУ и Институт славяноведения и балканистики старались организовать и координировать работы мастеров этого цеха. Для этого создавались советы и комиссии. Проводились совещания и конференции. Виктор Георгиевич был постоянным участников их всех.

Но, пожалуй, самым важным для В.Г. Карасева, особенно на посту заведующего кафедрой было развитие университетского славяноведения, сводящееся к трем ключевым задачам - организации учебного процесса, созданию учебников и учебных пособий и правильной кадровой политике.

В решение всех этих задач В.Г. Карасев внес немалый вклад, достойно продолжив дело своих предшественников. Непрерывность его жизни в университете - от студента до профессора - позволяла ему хорошо видеть основные проблемы высшей школы, соединять преемственность с разумным прогрессом, поддерживать лучшие кафедральные традиции. Он активно участвовал в никогда не затухавшем процессе совершенствования учебных программ, создания учебников и учебных пособий, изменения системы преподавания славянских языков. Становление системы преподавания на кафедре шло последовательно, каждый следующий заведующий считал своим долгом продолжить все то лучшее, что делал его предшественник, понимая, что последовательность и преемственность в работе - это важнейшие условия эффективной научной и педагогической деятельности. Особенно отчетливо это проявилось, когда заведовать кафедрой стали чисто университетские люди - профессора И.А. Воронков, В.Г. Карасев, Г.Ф. Матвеев. Сформировавшиеся как педагоги и ученые в университетской атмосфере, они не просто понимают, а чувствуют потребности учебного процесса, знают реальные возможности и кратчайшие пути выдвигаемых временем задач.

Магистральные направления развития кафедры сформулировал В.И. Пичета еще в 1939 г. в Докладной записке декану Исторического факультета МГУ И.Д. Удальцову. Масштаб их был столь велик, что для их реализации понадобилось более пятидесяти лет и совместные усилия всех членов кафедры. В 1970-80-ее гг., после чехословацкого кризиса 1968 г., основное внимание уделялось углублению специализации. Необходимо было скорректировать учебный план для более основательного чтения студентам кафедры курсов по истории, историографии и источниковедению изучаемых ими стран.

В.Г. Карасев придавал большое значение вспомогательным историческим дисциплинам и активно способствовал введению на кафедре курса исторической географии славянских стран, поручив разработать в 70-е гг. этот курс пришедшим на кафедру молодым преподавателям – Б.Н. Билунову и Г.Ф. Матвееву.

С начала 80-х гг. был существенно увеличен и объем курса историографии. Немало способствовал этому выход в свет в 1987 г. учебника по историографии, написанного коллективом кафедры в сотрудничестве с ведущими учеными-славистами страны. В. Г. Карасев был очень рад, что удалось завершить эту работу, задуманную еще профессорами Пичетой и Никитиным. Книга была удостоена Ломоносовской премии. Подобный же многолетний труд по созданию учебника по источниковедению был завершен кафедрой уже после смерти Виктора Георгиевича в 1999 г. При жизни В.Г. Карасева Кафедрой было выпущено три учебника по истории южных и западных славян (1957, 1969, 1979 гг.). В написании всех их он участвовал, а второй и третий еще и редактировал. Четвертый, вышедший в 1998 г., учебник задумывался и разрабатывался еще при жизни В.Г. Карасева. Виктор Георгиевич считал выход очередного учебника этапом в жизни кафедры и по этим вехам даже выстроил периодизацию жизни кафедры.

Как руководитель и организатор Виктор Георгиевич думал о перспективных направлениях в развитии кафедры. Он изложил их в статье “Полувековой юбилей кафедры истории южных и западных славян МГУ”, представив в виде программы из пяти пунктов.

Очень важным считал В.Г. Карасев межкафедральное научное и учебное сотрудничество. Ближайшими партнерами он считал кафедру славянских языков, отделение славянской филологии и славистов географического факультета.

Виктор Георгиевич прожил жизнь достойно: занимался любимым делом, воспитал целую плеяду югославистов, оставил по себе добрую память у коллег и учеников, счастлив был в семейной жизни, вырастил сына, продолжающего дело отца. Он подготовил и выпустил 118 студентов - дипломников, 16 его аспирантов защитили кандидатские диссертации. Восемь его бывших учеников стали докторами наук - И.И. Лещиловская, Н.И. Хитрова, И.В. Чуркина, М.М. Сумарокова, Е.Ю. Гуськова, С.И. Данченко, А.Л. Шемякин, К.Н. Никифоров. И этот список еще не закрыт.

Ученики и коллеги В.Г. Карасева работают в разных городах России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Много сил отдал он развитию университетского славяноведения в нашей стране. С 1962 по 1990 гг. состоялось 12 межвузовских конференций историков-славистов. Виктор Георгиевич неизменно принимал участия в их организации и проведении. Выступая на заседании кафедры в 1961 г. с докладом о подготовке первой из этих конференций, В.Г. Карасев определил следующие ее основные задачи: обмен опытом по чтению общего курса и его проблематике и решение вопроса о периодизации учебника по истории славян . С годами круг обсуждаемых проблем становился шире. Символично, что первая и последняя конференция (с распадом СССР они больше не собирались) прошли в стенах МГУ.

Университетские слависты Твери, Воронежа, Минска, Йошкар-Олы, Владивостока, Самарканда, Краснодара, Перми, Львова, Ужгорода, Киева, Казани помнят В.Г. Карасева и оказанное им содействие. Многие из них прошли и его школу на кафедре в МГУ в качестве аспирантов, стажеров, слушателей факультета повышения квалификации. Он старался помочь им в научных изысканиях, стремился к расширению географии центров славистических исследований, считал важной задачей подготовку кадров историков-славистов для вузов страны.

Сотрудничество с учеными изучаемых на кафедре стран жизненно важно для кафедры. С начала 60-х годов на кафедре читали спецкурсы, консультировали студентов и аспирантов многие известные ученые из славянских стран. Виктор Георгиевич способствовал приглашению югославских специалистов. На этом пути ему приходилось преодолевать и бюрократические, и идеологические преграды. На кафедре читали лекции видные югославские историки - Милорад Экмечич, Михайло Войводич, Василие Крестич, Раде Петрович, Раде Михальчич, Растислав Петрович, Йован Бойович, Латинка Перович и многие другие. В Югославии у него было много друзей. С начала 60-х гг. он почти ежегодно бывал в этой стране, многое сделал для укрепления советско-югославских культурных и научных связей. Его научный вклад в изучение югославянской и, прежде всего, сербской проблематики получил высокое признание в Югославии. На его исследовательском пути встречалось немало преград и трудностей. Политические отношения между нашими странами были непростыми, зачастую напряженными, и это отражалось на научной работе. Разрыв советско-югославских отношений в 40-50-е годы напугал многих исследователей, часть из них покинула югославистику. Виктор Георгиевич остался в числе тех, кто был верен избранной специальности. Он защищал свою кандидатскую диссертацию и готовил к печати первую монографию в разгар конфликта “Сталин-Тито”. Докторскую диссертацию он защищал в обстановке сложных советско-югославских отношений после совещания международных и коммунистических партий 1968 г., когда СКЮ резко выступила против линии КПСС в Восточной Европе. Югославией заниматься было небезопасно - ведь эта страна - оплот оппортунизма и ревизионизма - находилась под большим подозрением, чем капиталистические страны. Виктор Георгиевич умело справлялся с трудностями, дипломатично обходил наиболее острые дискуссионные вопросы и при этом был предельно честным исследователем. Он оставил по себе добрую память в стране, историю которой изучал.

Жизненный путь Виктора Георгиевича оборвался осенью 1991 года, когда рушился Советский Союз, и в тяжелых вооруженных конфликтах распадалась Югославия. Он очень тяжело переживал эти события, ибо был истинным патриотом своей Родины и очень любил страну, изучению истории которой посвятил жизнь.

Как и любой ученый, Виктор Георгиевич гордился признанием коллег, радовался наградам и премиям за научную работу: избранию в члены Матицы Сербской в Югославии, Ломоносовской премии - высшей награде Московского университета, приглашению в экспертный совет ВАКа, председательству в специализированном совете по защите кандидатских диссертаций. Он не узнал, что незадолго до смерти ему было присвоено столь дорогое для него звание “заслуженный деятель науки”. В суете августовских событий 1991 г. министерские чиновники просто забыли ему об этом сообщить. Но у В.Г. Карасева было высочайшее звание, которое он с честью пронес через всю свою жизнь – выпускник Московского университета. Звание, обязывающее к высокой нравственной позиции порядочности и чести.

д.и.н., профессор Г.Ф. Матвеев, к.и.н., доцент Л.В. Кузьмичева