Новости кафедры

19.11.2019 Научная конференция "Эстетика Ренессанса: теория и практика"

Научная конференция "Эстетика Ренессанса: теория и практика"

19-20 ноября 2019 года на историческом факультете прошла научная конференция "Эстетика Ренессанса: теория и практика", организованная кафедрой истории средних веков совместно с Комиссией по культуре Возрождения Научного совета РАН "История мировой культуры" и по уже сложившейся традиции объединившая специалистов по истории европейской культуры эпохи Ренессанса.

В этом году конференция была посвящена памяти декана исторического факультета, заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, доктора искусствоведения, профессора И.И.Тучкова (1956-2018). Будучи исследователем истории итальянского искусства эпохи Возрождения, Иван Иванович горячо поддерживал не только деятельность Комиссии по культуре Возрождения, неоднократно выступал на организуемых ей конференциях, но и с удовольствием способствовал осуществлению многих совместных исследовательских инициатив историков и искусствоведов. Об этом и других проектах И.И.Тучкова в своем приветственном слове рассказали к.и.н., доцент кафедры истории средних веков В.М.Володарский, к.и.н., доцент кафедры истории средних веков Т.П.Гусарова и к.иск., ст. преподаватель кафедры всеобщей истории искусств М.А.Лопухова.


Сквозной темой конференции 2019 года была избрана эстетика эпохи Возрождения. Благодаря участию ученых из ведущих научных институтов Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и Шымкента, это широкое проблемное поле удалось охватить в его тематическом и географическом разнообразии. В своих выступлениях докладчики затронули целый комплекс проблем, относящихся к различным сферам исследования: изобразительному искусству, архитектуре и архитектурной теории, истории понятий и нарративной традиция Ренессанса, искусству театра и музыки.

Работа форума открылась докладами, посвященные эволюции представлений об античности в итальянском изобразительном искусстве XV-XVI вв.

О.Г.Махо (Государственный Эрмитаж) привела некоторые античные образцы, которые воспроизводили или копировали скульпторы и живописцы Ренессанса, увлеченные древностью, а Т.В.Сонина (Государственный Эрмитаж) привела обзор творчества наиболее оригинальных из них – болонца Амико Аспертини. В докладе П.С.Бычкова (ИВИ РАН) на материале иллюминированных рукописей была рассмотрена эволюция представлений о мужской и женской телесной красоте в искусстве заальписких стран позднего Средневековья. С.В.Соловьев (ГИИ – Музей AZ), анализируя сочинения Лоренцо Валлы ("О наслаждении", "Об изяществе латинского языка"), пришел к выводу об относительности современных эстетических категорий применительно к философии Возрождения и важности эстетической аргументации в текстах гуманистов, которая противопоставляется схоластическому методу рассуждений. Е.А.Забродина (ГМИИ имени А.С.Пушкина) обнаружила ряд соответствий между метафизическими принципами богословия Николая Кузанского и творчеством мастеров ранней нидерландской живописи (Ян ван Эйк, Петрус Кристус, Рогир ван дер Вейден). Выступление Л.Ю.Лиманской (РГГУ) было посвящено принципам средневековой картографии и постепенному усилению гуманистических тенденций, которые ощутимы уже в "Хронологии" Паолино Венето и "Книге тайн крестоносцев" Марино Санудо Старшего. Доклад д.и.н., профессора кафедры истории средних веков О.В.Дмитриевой (исторический факультет МГУ) носил более "биографичный" характер: в нем анализировались теоретические изыскания английского художника и ювелира Николаса Хиллиарда, прославившегося своими портретными миниатюрами и трактатом "Об искусстве миниатюрной живописи".

В высшей степени интересной частью конференции стали доклады, посвященные истории книгопечатания и искусству печатной книги.

Б.М.Соколов (РГГУ) не только весьма подробно рассказал об общей структуре и особенностях издания романа доминиканца Франческо Колонны "Гипнэротомахия Полифила" и его современного русскоязычного переиздания, но также прокомментировал архитектурные образы и символы, которые сплошь и рядом встречаются в тексте и иллюстрациях к роману. Выступление О.В.Субботиной (Библиотека РАН) было посвящено типографскому искусству Венеции и типографии Винченцо Вальгризи. Особенное внимание было уделено структуре, декору и гравюрам к поэме Людовико Ариосто "Неистовый Роланд", экземпляр которой хранится в коллекции Библиотеке РАН в Санкт-Петербурге. З.А.Лурье (СПбГУ) представила интерпретацию иллюстраций к нескольким изданиям молитвословов Мартина Лютера и проанализировала их содержание, религиозно-полемическую программу и образность.

В ряде выступлений анализировались эстетические взгляды крупных европейских гуманистов Ренессанса.

Так, О.Ф.Кудрявцев реконструировал образ идеального придворного, изложенный в "Книге о придворном" Бальдассаре Кастильоне. Т.М.Руяткина (Южно-Казахстанский государственный педагогический институт) представила общую картинку эстетических представлений английских гуманистов елизаветинской эпохи, а М.К.Попова (Воронежский государственный университет) сосредоточилась на творчестве одного из них - английского поэта и теоретика литературы Филипа Сидни. Эстетические предпочтения венецианцианского гуманиста Лудовико Джустиниани были рассмотрены в докладе д.и.н., доцента кафедры истории средних веков С.В.Близнюк (исторический факультет МГУ). А.К.Биленкина (МГУ) детально и нюансировано реконструировала процесс зарождения и эволюции понятия "imitatio" в художественной теории Ренессанса на основании сразу нескольких источников. Г.П.Мельников (Институт славяноведения РАН) в своем докладе обратился к дихотомии категорий "красоты земной" и "красоты небесной" в контексте ренессансного неоплатонизма, трактатов Иоаганна Кеплера и искусства рудольфинской культуры.

Два доклада были посвящены французскому Ренессансу.

Е.И.Хамаза (ГИИ) рассказала о традиции "правильной" трагедии школы Этьена Жоделя, ориентированной на римские драматургические образцы и отличающейся особенной эстетической избирательностью. В докладе к.иск., доцента кафедры всеобщей истории искусств Е.А.Ефимовой (исторический факультет МГУ) рассматривалась категория "изобретательности" в теоретических сочинениях Филибера Делорма и то, каким образом стремление архитектора к конструктивным изобретениям практически реализовывалось в его собственных постройках.

Архитектурной теории отчасти был посвящен и доклад О.С.Смаголь (МГУ), которая выявила ряд особенностей памятников дворцовой архитектуры Эмилии-Романьи в свете крупнейших теоретических сочинений кватроченто – трактатов Альберти и Филарете.

Конференция завершилась докладом к.и.н., доцента кафедры истории средних веков В.М.Володарского (исторический факультет МГУ), который обратился к анализу визуальных образов немецкого Ренессанса, выходящих за рамки эстетического.

По завершении финальной дискуссии участники конференции наметили тематические контуры будущих встреч, а также обсудили издательские планы и перспективы Комиссии по культуре Возрождения, в том числе вопросы о подготовке сборника статей по итогам прошедшей конференции.



- Программа конференции.pdf