16 декабря 2016 г. на кафедре истории России до начала XIX века состоялась дискуссия на тему "Образ Софьи Палеолог в свидетельствах источников и произведениях искусства (живопись, литература, кино)", посвященная обсуждению сериала "София", премьера которого недавно состоялась на канале "Россия". В ней приняли участие студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели исторического факультета и факультета мировой политики. Встречу вели преподаватели кафедры - к.и.н доцент Т.А.Матасова и к.и.н. ст.преподаватель А.Е.Тарасов.
Т.А.Матасовой был представлен обзор главных произведений итальянского и русского искусства и литературы конца XV – начала XXI вв., в которых представлен образ второй жены Ивана III. Подобная ретроспектива дала возможность проследить истоки складывания стереотипных черт, которыми издавна наделяли деятели искусства главную героиню ленты. После этого участники дискуссии обменялись мнениями о достоинствах и недостатках картины.
Несомненным достоинством фильма была признана череда ярких образов, которые удалось создать авторам. Были сказаны лестные слова о хорошей работе операторов и игре актеров. Особо были отмечены труды художника по костюмам.
С другой стороны, участники встречи отмечали многочисленные неточности и ошибки в сценарии и постановке, которых можно было (и стоило!) избежать. Речь шла как о конкретных сценах, подвергшихся детальному разбору, так и об общем ощущении от картины. В частности, было замечено, что авторы фильма далеко не в полной мере использовали возможность познакомить зрителя с эпохой посредством диалогов: многие идеи не так просто превратить в законченные сцены, но их можно емко сформулировать и вложить в уста действующих лиц. Многие знаковые события русской истории тех времен – возведение Успенского собора Московского Кремля (главной святыни Русского государства и символа созидательной деятельности Ивана III), выбор невесты для Ивана Молодого и мн. др. – представлены на экране как в большой степени случайные решения, как следствия случайных разговоров, тогда как в реальности они были результатом серьезно обдуманных и целенаправленных действий. От внимания историков не ускользнуло и существенное искажение некоторых реалий русской жизни того времени. Были высказаны сомнения в оправданности введения в фильм целого ряда вымышленных образов и особенно искажения судеб и поведения героев прошлого.
Несмотря на очевидные недостатки картины, многие из участников высказали мнение, что появление этого фильма будет способствовать повышению интереса к истории России вообще и к русскому средневековью в частности.
Хочется надеяться, что подобные дискуссии, посвященные художественному осмыслению исторических событий и героев, станут на факультете доброй традицией.
В новости использованы фотографии Марии Гуськовой и Виктории Ткаченко.