4 июня 2021 года к.и.н., старший преподаватель кафедры истории России до начала XIX века В.В. Ткаченко выступила с докладом на 22-й Международной конференции департамента английского языка Бухарестского университета в секции "Re-writing/ Re-imagining the Past". В условиях пандемии конференция была проведена в онлайн-формате и объединила свыше 130 участников из более 30 стран мира.
Доклад В.В. Ткаченко "From the Time of Troubles to the Day of National Unity: Memory, Forgetting and Re-writing the Past in Russian History" ["От Смутного времени ко дню Народного единства: память, забвение и переосмысление прошлого в российской истории"] был посвящен особенностям формирования исторической памяти о Смутном времени в России с XVII века до наших дней. выступающая выделила несколько этапов развития представлений о Смуте в разные эпохи.
Так, на протяжение XVII века события Смутного времени зачастую осмыслялись с провиденциально-религиозных позиций, как Божья кара за грехи и убийство святого царевича Димитрия, а освобождение Москвы связывалось с чудесами Богородицы. В эпоху классицизма сформировался светский "пантеон" героев Смуты. При этом в литературе XVIII века в числе освободителей Москвы наравне с Мининым и Пожарским долгое время фигурировал Дмитрий Трубецкой, образуя своеобразный "триумвират" (а не "дуумвират") героев. Однако после установления памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, память о Трубецком постепенно была вытеснена из массовых исторических представлений и забыта.
Немаловажную роль в актуализации воспоминаний о Смутном времени сыграл патриотический подъем эпохи Наполеоновских войн. Освобождение Москвы в 1812 г. произошло спустя ровно 200 лет после победы Второго ополчения, что вызывало в обществе многочисленные исторические ассоциации. В XIX веке память о Смутном времени легла в основу монархического мифа, особенно ярко воплотившегося в опере "Жизнь за Царя" М.И.Глинки. История утверждения династии Романовых на престоле воспевалась и в свете юбилейных торжеств 1913 г., в то время как в общественной мысли предреволюционной эпохи нередко отмечались ожидания "новой смуты".
Новый этап в развитии представлений о Смутном времени связан с пересмотром российской истории Советской властью. В XX веке Смута изображается в свете народно-освободительной борьбы, в число ее героев включаются предводители крестьянских восстаний, в том числе Иван Болотников. Во время Великой Отечественной войны образы Минина и Пожарского активно использовались пропагандой для поднятия боевого духа советских войск.
После распада СССР память о Смутном времени вновь переосмысливается. Восстанавливаются дореволюционные монументы и храмы (в том числе построенный на средства Дмитрия Пожарского в 1625 г. и снесенный в 1936 г. Казанский собор в Москве). В 2004 г. ко дню Казанской иконы Божией Матери 4 ноября был приурочен новый государственный праздник - День народного единства. При этом если изначально он ассоциировался прежде всего с памятью об освобождении Москвы Мининым и Пожарским, то постепенно он приобрел значение праздника единства и дружбы всех народов, проживающих на территории Российской Федерации, вне зависимости от того, участвовали ли они в событиях начала XVII века или нет.
Таким образом, постоянно переосмысливаясь, память о Смутном времени оставалась востребованной во все эпохи развития Российского государства, сформировав сначала традицию церковного почитания, затем героико-патриотический и монархический мифы, став символом народной борьбы и, наконец, воплощением идеи единства не только русского народа, но и всех народов современной Российской Федерации.