Новости лаборатории культуры
2-3 июля 2024 года на историческом факультете МГУ в рамках программы "МГУ-школе" была проведена Летняя онлайн-школа "Путешествие в прошлое: инновационные подходы к преподаванию истории в школе".
"История – не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но только наказывает за незнание уроков", – говорил выдающийся русский историк В.О. Ключевский, а его старший современник “железный канцлер” О. фон Бисмарк как-то обмолвился, что франко-прусскую войну выиграл прусский учитель истории. "Бои за историю", используя одноименное название книги известного французского историка Л. Февра, являются неотъемлемой частью общественно-политической и культурной сфер, вне зависимости от географической локации и эпохи, а потому пробуждение интереса к истории у подрастающего поколения является наиважнейшей задачей учителя.
В ходе проведения лекций преподавателями МГУ были предложены совершенно разнообразные темы и подходы, которые могли бы развить междисциплинарность как образовательный тренд последних лет, а также помочь практикующим учителям найти вдохновение для работы с различными типами исторических источников. Особое внимание было уделено визуальному и литературному материалу, а также ресурсам, находящимся в открытом доступе и предоставляющим интересную информацию о персоналиях и событиях. Кроме того, был показан образовательный потенциал такого явления современности как геймификация учебного процесса.
Благодаря проведению летней школы в онлайн-формате в ней смогли принять участие учителя из разных стран и городов. На протяжении двух дней лекции прослушало более 180 педагогов из 63 регионов России, а также их коллеги из Беларуси, Казахстана, ЛНР и ДНР, что придало образовательной программе не только общероссийский, но и международный масштаб.
Перед началом лекционной программы с приветственным словом к слушателям обратился заместитель декана по учебно-методической работе, к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории В.Н. Истратов.
В первый день работы школы лекции были посвящены разнообразию возможных источников, которые практикующие учителя могут изучать и применять в работе с классами.
К.и.н., доцент кафедры истории России до начала XIX в. А.Е. Тарасов выступил с лекцией "«Источник наслаждения», или как использовать исторические источники в работе со школьниками", в которой выделил три цели, которые могут быть достигнуты путём привлечение источников учителем: обеспечение школьников дополнительными общеобразовательными материалами, углубленное изучение конкретной исторической проблемы или сюжета, развитие навыков аналитического мышления. Каждая из целей обуславливает свой подход к выбору и применению определенного источника. Также Аркадий Евгеньевич рассказал о возможностях использования в школьном образовании неписьменных источников.
К.и.н., доцент кафедры истории средних веков А.С. Ануфриева посвятила лекцию "Геймификация в преподавании истории: практические приемы" проблемам интеграции игровых элементов в преподавание истории школьникам. Лектор объяснила, как можно усовершенствовать традиционные игровые форматы (викторины, ролевые игры), чем могут быть полезны настольные и видеоигры. Были затронуты вопросы о том, как поддержать вовлеченность широкого круга участников на разных этапах игры. Анастасия Сергеевна рассказала об опыте разработки авторской настольной игры "Хроносталкер", в основе которой лежит так называемая "периодическая система культуры" – схема, помогающая сформировать комплексное видение исторических и культурных процессов на протяжении разных эпох: от древнего мира до наших дней.
Завершило первый день выступление к.и.н., доцента кафедры новой и новейшей истории Е.Э. Юрчик на тему "Исторический роман как учебное пособие". Речь шла о возможностях использования классического европейского романа как дидактического материала. На примерах произведений Стендаля, Диккенса, Гюго, Теккерея Екатерина Эдуардовна рассказала об особенностях исторической беллетристики XIX века, продемонстрировала способы источниковедческого подхода к произведениям художественной литературы, в том числе сопоставления содержания исторического текста и современного научного исторического исследования.
Предлагаем вашему вниманию видеозапись первого дня школы со ссылками на каждую из прочитанных лекций. Для показа видео в полноэкранном режиме нажмите на иконку в правом нижнем углу плеера.
нажмите на название видеозаписи или на значок "пуск" для просмотра
Второй день школы был вдохновлен тем, насколько разнообразно и информативно может быть отражение исторических событий в визуальных источниках.
Лекцию "Визуальные источники по истории Первой мировой войны" к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории Е.В. Романова начала с освещения причин наметившегося ещё в последнее десятилетие ХХ в. и неугасающего по сей день интереса историков к изучению визуальных объектов, позволяющих, с одной стороны, создать более яркий и наглядный образ прошедших событий, а с другой – осветить те стороны реальности, которые не нашли отражения в письменных источниках. Этот тезис был проиллюстрирован и раскрыт на примере фотографий, плакатов и карикатур предвоенного периода и времен Первой мировой войны. Екатерина Владимировна обратилась к таким темам как отражение в визуальных источниках некоторых аспектов формирования системы противостоящих военно-политических союзов накануне войны, военного энтузиазма 1914 г., новых технических средств ведения войны, влияния войны на экономику и социальную жизнь.
В лекции ассистента кафедры истории России XX–XXI вв. Р.Ю. Червякова "Просто о сложном: «холодная война» в зеркале советской карикатуры" были последовательно рассмотрены события "холодной войны", получившие отражение в советской карикатуре. В качестве источника были привлечены материалы ведущего сатирического издания СССР – журнала "Крокодил". Руслан Юнадиевич показал, что в рамках учебных занятий карикатуры могут быть использованы как материал для создания ярких ассоциаций с крупными историческими событиями. Кроме того, сопоставление советских и зарубежных карикатур позволяет продемонстрировать разницу восприятия международных кризисов в СССР и на Западе, что способствует развитию аналитических навыков у обучающихся.
Завершила цикл встреч преподавателей исторического факультета МГУ и учителей лекция заместителя декана по научной работе, профессора кафедры истории России XIX века – начала XX в., д.и.н. Д.А. Андреева, который представил слушателям тему "Самодержавная власть на картинах Михаила Зичи, братьев Маковских и Ильи Репина". Исключительно информативными для изучения политической истории являются визуальные источники, в том числе созданные с расчетом на их использование в качестве официальных материалов для репрезентации власти. Именно такую роль выполняли картины Константина Маковского и Ильи Репина, посвященные русским самодержцам. Вместе с тем Репин старался быть признанным своим и в среде либеральной общественности, критически относившейся к верховной власти, поэтому его презентационные полотна содержали в себе своего рода "тайнопись" – знаки для тех, кто не разделял пафосного прославления самих самодержцев и проводимой ими политики. Младший брат Константина Маковского – Владимир – даже к тайнописи не прибегал, а выражал в своих произведениях резко критическое отношение к Николаю II. Отдельный опыт презентационных рисунков представляют собой картины Михаила Зичи. Написанные для узкого круга представителей династии и высшей бюрократии, они были призваны представлять этой адресной аудитории повседневную хронику жизни первого лица и его семьи, демонстрируя их не в монументальном стиле, но как обычных людей, что должно было формировать соответствующее – созвучное настроениям пореформенной эпохи – позитивное отношение в среде царских родственников и ближайших приближенных.
Предлагаем вашему вниманию видеозапись второго дня школы со ссылками на каждую из прочитанных лекций. Для показа видео в полноэкранном режиме нажмите на иконку в правом нижнем углу плеера.
нажмите на название видеозаписи или на значок "пуск" для просмотра
Летняя школа уже не в первый раз стала площадкой для подлинного контакта ученых и практикующих преподавателей, которые имели возможность не только слушать выступления, но и активно участвовать в обсуждении, задавать вопросы, делиться своими размышлениями и замечаниями.
Исторический факультет МГУ планирует и дальше развивать увлекательный диалог с учителями в рамках программы "МГУ-школе", ведь он способствует развитию знаний, навыков и все новых подходов к прошлому у детей и подростков.
Это был мой первый опыт работы на школе истфака МГУ, это было незабываемо! Мои ожидания были оправданы в полной мере. Особенно отмечу лекции по организации работы с историческими источниками на уроках истории и репрезентации императорской власти в изобразительном искусстве. Когда я сам пришел работать в школу, то столкнулся с некоторым непониманием моих методов и подходов со стороны администрации, и я очень рад был услышать от уважаемого лектора, открывавшего программу летней школы, именно те концептуальные моменты, которых я придерживаюсь сам при организации работы на уроках: мне так же важно показать многогранность истории и исторического процесса, а также научить детей критически мыслить и делать первые попытки в критике источников. Поэтому я несказанно рад, что то, что когда-то отвергала администрация школы, значимо не только для меня. Также отмечу, что в рамках этой лекции были затронуты важные вопросы об исторической памяти (мне это важно, потому что я и сам в студенчестве занимался проблематикой памяти). Что касается слов лектора о фотографическом материале и его использовании на уроках истории (с прикосновением к семейной памяти и семейной истории), то я был этим также впечатлён, поскольку у меня и самого давно была подобная идея (в полной мере пока не реализовал, но частично уже работали с учащимися с фотоматериалами семей в рамках рассмотрения Великой Отечественной войны). Лекция, закрывавшая летнюю школу, была изумительна совмещением прекрасного дара рассказчика у лектора и визуализацией, был затронут очень важный концептуальный вопрос символического пространства политики. В общем и целом, мне хотелось бы поблагодарить организаторов и лекторов за такой прекрасный опыт, хотелось бы продолжить сотрудничество! |
|
Очень понравилось, что в рамках летней школы было уделено внимание методическим аспектам рассмотрения ряда тем отечественной истории. Мне импонирует так называемая “визуальная история”, поэтому было очень интересно посмотреть, как можно на уроках работать с иллюстративным материалом на примере карикатур, произведений живописи и пр. Поскольку стараюсь разнообразить приёмы работы на уроках, то с большим интересом слушала лекцию о приёмах геймификации. Особенно заинтересовал перечень настольных игр, который можно использовать в подкрепление к темам, касающимся средневековой Руси, истории государств майя, инков и ацтеков, истории Великой Отечественной войны и пр. А рекомендации художественных произведений по проблемным вопросам истории - это подход, который вызвал желание перечитать ещё раз произведения, волновавшие душу в юности, но уже с новой методической точки зрения. Вообще в этом году в первый раз приняла участие в летней школе от МГУ и от всей души хочу выразить слова благодарности за возможность побыть студенткой снова, узнать что-то новое и применить в своей деятельности! |
|
Огромная благодарность всем лекторам, было очень интересно и познавательно! Все темы актуальны и поданы неимоверно креативно. Презентации и выступления всех лекторов просто идеальны. Спасибо! |
|
Замечательная летняя школа! Очень интересные и, главное, нужные темы и материалы к ним: абсолютно все можно использовать для подготовки детей к выпускным экзаменам (темы по культуре всегда вызывают затруднение). Особенно хотелось отметить, что в этом учебном году на историческом факультет просто бесподобные курсы по истории культуры. И эта летняя школа стала просто жемчужиной в данном цикле. Огромное спасибо УМосковскому ниверситету, историческому факультету и всем лекторам за их труд и те знания, которыми они с нами делятся! |
|
Было очень интересно и познавательно! Радует тот фактор, что можно использовать различные методы при объяснении учебного материала детям, и не нужно переживать, что ты делаешь что-то не так. Потому что некоторые коллеги считают, что не всегда полезно детям рассказывать материал используя при этом, например, не исторические, а художественные фильмы и пр. Про игры вообще молчу. Появилось вдохновение, идеи на будущий учебный год. |
|
Летняя школа была очень полезной и информативной. Хочется выразить огромную благодарность всем спикерам, которые делились своими знаниями и опытом. На мой взгляд, Летняя школа оказалась отличным мероприятием для профессионального развития учителей истории . Это прекрасная возможность повысить квалификацию, расширить кругозор и наладить контакты с коллегами из других регионов России. |