Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости исторического факультета

08.12.2020 Круглый стол "1620: у истоков «пуританского эксперимента» в Новой Англии"  2416 

Круглый стол "1620: у истоков «пуританского эксперимента» в Новой Англии"

8 декабря 2020 года кафедра новой и новейшей истории МГУ провела онлайн – круглый стол "1620: у истоков «пуританского эксперимента» в Новой Англии", в ходе которого специалисты по американской и британской истории XVII-XVIII вв. обсудили специфику развития колоний Новой Англии в Северной Америке, историю новоанглийского пуританизма, миссионерскую деятельность среди индейцев, главные особенности политического и социально-экономического развития региона в XVII-XVIII вв.

Встречу открыла организатор и модератор круглого стола к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории И.Ю. Хрулёва. Она представила свои соображения относительно региональной идентичности Новой Англии в докладе "Новая Англия 1620: история и память". 400 лет назад, в 1620 году, пуритане-сепаратисты (пилигримы) основали Новый Плимут, первую пуританскую колонию в Новой Англии. Представления о героических первопроходцах-пилигримах, Мэйфлауэрское соглашение, первый День Благодарения прочно вошли в американскую культуру и стали ключевым элементом мифологизации истории страны. Однако анализ источников достаточно ясно показывает, что с реальностью этот популярный образ имеет мало общего.


К.и.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ Н.Э. Адамова, в докладе "«Город на холме» Джона Уинтропа: от метафоры к мифу" рассмотрела проповедь губернатора колонии Массачусетс Джона Уинтропа "Образец христианского милосердия" (1630), написанную в начале пуританской эмиграции из Англии. Эта проповедь оказала мало влияния на современников и была впервые опубликована лишь два века спустя. Однако во второй половине ХХ в. она внезапно совершила головокружительную карьеру, став одним из ключевых текстов американского национального самосознания. На основе семиотического анализа текста проповеди и метафоры "город на холме" в сопоставлении с синхронными документами (памфлетами, проповедями, корреспонденцией) были раскрыты смыслы этого документа – аргумента в пуританской полемике об оправданности эмиграции за океан во время религиозного кризиса, а также назидания в помощи ближнему в условиях переселения. На основе историографических дискуссий ХХ века Н.Э. Адамова продемонстрировала динамику трансформации значения "город на холме" из метафоры в национальный миф, связанную как с ошибками интерпретации пуританского дискурса, так и с влиянием политических факторов Холодной войны.


К.и.н., старший научный сотрудник Международного центра антропологии НИУ ВШЭ Г.В. Александров, в докладе "Язык индейцев и политика англичан: «учебники» Роджера Уильямса и Джона Элиота" рассмотрел политическое и идеологическое содержание двух учебников индейских языков, написанных в колониях Новой Англии в XVII веке – "Ключ к языку Америки" Роджера Уильямса и "Начала индейской грамматики" Джона Элиота. Оба этих труда стали инструментом выражения позиции авторов по насущным политическим вопросам – в первую очередь, о взаимоотношениях духовной и светской власти. Кроме того, в обеих книгах предлагались, пусть и неявно, определенные модели выстраивания отношений колонистов и коренного населения колоний. В докладе было проанализировано место обоих этих сочинений в идейной жизни колоний и метрополии, а также специфика предлагаемых ими методов построения отношений с индейцами.


Младший научный сотрудник кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ П.Ю. Князев выступил с докладом "От пуритан – к диссентерам? Политические дискуссии по вопросу религиозной терпимости в Англии начала XVIII века". После принятия "Акта о веротерпимости" 1689 года в Англии не прекратились споры по религиозному вопросу. На рубеже XVII-XVIII вв. оживленные дискуссии велись вокруг статуса диссентеров - протестантов, не принадлежавших к Церкви Англии, которые после принятия акта по-прежнему не имели возможности занимать государственные должности. Для того, чтобы обойти запрет, они прибегали к практике "временного единоверия" (occasional conformity) - раз в год принимая англиканские таинства, диссентер мог получить должность, продолжая при этом продолжив посещать собственную религиозную общину. В докладе были рассмотрены аргументы защитников и критиков этой практики. На примере работ публициста и политика Чарльза Дэвенанта (1656-1714) П.Ю. Князев показал, как формировался образ диссентера в английской публицистике, какие аргументы приводили сторонники религиозной терпимости в тот период.


Аспирантка кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ О.А. Мохова выступила с докладом "Миссионерская деятельность Дэвида Брейнерда в Новой Англии". Дэвид Брейнерд – одна из самых известных американских религиозных фигур XVIII века. Именно во время проповедования среди индейцев могикан в Каунамике, Массачусетс, закладывались основные принципы и подходы, которых Дэвид Брейнерд придерживался в своей дальнейшей миссионерской деятельности.


Студент IV курса образовательной программы "История международных отношений" исторического факультета МГУ В. Павлов подготовил доклад, в котором рассмотрел переписку Коттона Мезера, духовного лидера новоанглийских пуритан начала XVIII века, и основателя немецкого пиетизма Августа Германа Франке. Контакты пуритан Новой Англии и немецких пиетистов стали возможным благодаря действиям придворного пастора принца-консорта Георга Датского Антона Вильгельма Бёма. Став членом общества по распространению христианского знания, основанного в 1698 году, Бём перевел на английский язык многие труды пиетистов, в том числе и работы Августа Франке. С одним из его трудов, "Pietas Hallensis", ознакомился Коттон Мезер и нашел идеи Франке приемлемыми для пуритан, несмотря на то, что пуритане традиционно относились с недоверием к протестантским церквям Европы. Переписка Коттона и Франке содержала проект создания экуменического объединения всех протестантских деноминаций.



Назад к списку новостей