Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости исторического факультета

02.03.2021 IV Студенческая конференция по истории искусства  5119 

IV Студенческая конференция по истории искусства

2-3 марта 2021 года кафедры истории отечественного искусства и всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ провели IV Студенческую конференцию по истории искусства. В этом году мероприятие состоялось в дистанционном формате, благодаря которому в конференции смогло поучаствовать большое количество докладчиков и слушателей из других городов и вузов.

Цель регулярной конференции, организуемой силами студентов-искусствоведов, состоит в поддержании и развитии дискуссионной площадки, где молодые исследователи могли бы поделиться друг с другом результатами своих первых научных поисков и со специалистами в области истории искусства.

В качестве экспертов в работе форума приняли участие преподаватели: заместитель заведующего кафедры всеобщей истории искусств, к.иск., ст.преподаватель М.А. Лопухова, к.иск., ст.преподаватель кафедры всеобщей истории искусств А.В. Захарова, к.иск., доцент кафедры всеобщей истории искусств Т.П. Кишбали, д.иск., профессор кафедры истории отечественного искусства А.А. Карев, к.иск., ст.преподаватель кафедры всеобщей истории искусств М.В.Соколова, а также ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ имени А.С.Пушкина А.И. Юсупова.

Участники представили доклады широкого географического, хронологического и предметного охвата, объединенные в сквозные тематические блоки. Многие выступающие зактронули проблемы смежных дисциплин. Тематика докладов касалась истории искусства и культуры от античности до XXI века.


Работу конференции открыла заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, ст.преподаватель, к.иск. М.А. Лопухова. Марина Александровна отметила важность подобной студенческой инициативы, которая стала традицией для исторического факультета МГУ.

Первый блок докладов объединила тема утопии в художественном мышлении.

Светлана Рожкова (МГАХИ имени В.И.Сурикова) рассмотрела миниатюры англо-нормандских Апокалипсисов в качестве иллюстрации средневековой утопии. Артем Коростелев (РУДН) представил анализ архитектуры Третьего Рейха и СССР. В докладе, посвященном архитектуре деконструктивизма, Анна Аравина (ВШЭ) поставила проблему образу руины в искусстве 1980-2000-х годов. Активную дискуссию здесь вызвал мотив руины и памяти, разрушения и созидания.

Второй тематический блок был посвящен новой для конференции теме многообразия методов искусствоведческого исследования.

Темур Купайсинов (МГУ) в докладе, посвященном Афродите Книдской поднял вопрос различия мужского и женского взгляда на женский образ в эллинистической скульптуре. Светлана Гаркуша (РАЖВиЗ имени Ильи Глазунова) рассмотрела традиционные линии изучения житийных образов русских преподобных конца XV— XVI вв. Екатерина Бочарова (РГГУ) применила метод включенного наблюдения при анализе феминистских художественных самоорганизаций России. В сообщении Александры Романовой (ВШЭ) рассматривалась история изучения искусства 1920-х годов в советском искусствознании. Виктор Белозёров (РГГУ) обратился к малоизученной теме интерпретации творчества японских художников в СССР на примере искусства Ири и Тосико Маруки. Бурное обсуждения вызвал вопрос целесообразности применения именно этих методологий для исследования истории искусства и кураторских практик.

Завершающий тематический блок первого дня конференции был посвящен искусству переходных эпох, разрушению и созданию новых стилевых систем.

Светлана Анохина (МГУ) в своём докладе проследила угасание аттической вазописной традиции в эпоху поздней классики. Дарья Фирсова (СПбАХ имени И.Е. Репина) обратилась к практике использования ордера и его модификаций в раннехристианской и дороманской архитектуре. Центральной темой доклада Татьяны Абрашиной (МГУ) стало сложение схемы флорентийского профильного портрета во вторую четверть XV столетия. Маргарита Климова (МГУ) проанализировала роль обелисков в контексте церемониальных въездов в Лион. В докладе, посвященном Феликсу Валлоттону, Людмила Романько (Университет Гренобля) рассмотрела тему влияния на мастера его современников и предшественников. Александра Голикова (МГУ) обратилась к проблеме эстетики цвета на примере американской фотографии постмодернизма. Завершила секцию Василина Спиридонова, которая в своем докладе проанализировала сериал "Внутри Лапенко" в связи с ностальгической чувственностью метамодернизма.

Второй день конференции открыл тематический блок, посвященный цитированию и спору в произведениях искусства.

С первым докладом в этой секции выступила Дарья Сташинова (МГХПА имени С.Г.Строганова), рассказавшая о модели и источниках цитирования космографии Утрехтской псалтыри. Проблематику поддержала Татьяна Бельченко (СПбАХ имени И.Е. Репина), рассмотрев принцип копийности в Тavolette di Biccherna как один из главных аспектов сиенского искусства XIV—XV веков. Анфиса Румянцева (МГУ) обратилась к творчеству Андреа Мантеньи в контексте методов восприятия античной скульптуры. Живое обсуждение было вызвано вопросами источниками и трансформацией образов в искусстве разных эпох и территорий.

Завершающий тематический блок конференции был сосредоточен на вопросах регионализма и взаимодействию культур

Его открыл совместный доклад Егора Аленцова, Евгения Недоступа и Олега Остаповича (ДГТУ), проанализировавших образа Геракла в индо-греческом искусстве. Наталия Дядюнова (МГУ) осветила проблему установления авторства памятников каталонской романской живописи XI-XII веков. Дарья Владимирова (МГУ) сосредоточилась на аспектах византийского влияния в оттоновской миниатюре. Завершил первую часть секции доклад Анжелики Вернер (МГУ), посвященный Гварино Гварини в контексте французской мысли XVII века.

После перерыва Анастасия Кузьмина (МГУ) рассказала о феномене мигрирующего французского мастера в XVIII веке. Ева Ситникова (МГУ) рассмотрела проблему слияния различных иконографических систем в живописных свитках японских христиан острова Икицуки. Дарья Степанова (РГПУ имени А.И. Герцена) сосредоточила внимание на выделении различных этапов в развитии "Ленинградского стиля" в контексте эволюции советского декоративного искусства. Владимир Калашников (ВШЭ) проанализировал региональные особенности грузинского постконструктивизма. Алина Хайрутдинова (ВШЭ) продолжила разговор об отношениях центра и периферии, рассмотрев проблему взаимодействия свердловских и столичных архитекторов в период советского модернизма. Последним на этой конференции стал доклад Анастасии Спасовой (МГУ) о феномене воображаемого арт-сообщества в современном культурном пространстве Калининграда.

Живой интерес у многих слушателей вызвали следующие вопросы: вариативность отражения в памятниках искусства с острова Икицуки поликонфессиональности его населения; определение содержания понятия "национальный колорит" применительно к архитектуре грузинского постконструктивизма; характеристика самобытности калининградского "арт-сообщества" относительно прочих современных региональных творческих объединений в России.

Организаторы отметили широкий отклик на конференцию среди студентов, аспирантов и сотрудников МГУ, Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургской академии художеств, Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургского института культуры и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств.



Назад к списку новостей

Анонсы событий

нажмите на афишу для просмотра

Посмотреть все анонсы