Новости исторического факультета

30.10.2020 Доклады сотрудников кафедры этнологии в рамках конференции "Ломоносовские чтения"

Доклады сотрудников кафедры этнологии в рамках конференции "Ломоносовские чтения"

30 октября 2020 года на кафедре этнологии исторического факультета МГУ в онлайн-режиме прошло одно из заседаний секции исторических наук ежегодной научной конференции Московского университета "Ломоносовские чтения". Сотрудники кафедры представили 4 доклада, два из которых были посвящены результатам ранее опубликованных исследований, а два других - разработкам новых тем.


В докладе к.и.н., доцента Е.В. Миськовой "Современные медикализированные языки представления и обсуждения коллективных переживаний трагического опыта" были представлены результаты исследования проведенного на стыке антропологии и психоанализа. Елена Вячеславовна опрашивала потомков людей, переживших большой террор и описывала практики переживания травмы и передачи посттравматического опыта.

Исследование показало, что понятие "травма" для жителей России имеет размытые границы. Например, многие люди сетовали, что у них имеется постравматичсекий опыт, но он не связан непосредственно с большим террором. Докладчица пришла к выводу, что практики осмысления травмы и поведенческие роли у россиян существенно отличаются от аналогичных ролей в Европе и Израиле. Так, В России вместо ролей "эмоциональных бойцов" и "неэмоциональных конформистов" можно выделить роли "неэмоциональных бойцов" и "эмоциональных конформистов".

Результаты проведенного исследования отражены в статье Е.В. Миськовой "Травма сталинских репрессий в контексте коллективных травм геноцидов", опубликованной в журнале "Психология и психотерапия семьи" (№4, 2019 год).



К.и.н., доцент Е.И. Ларина в докладе "Сакрализация памяти о советских вождях в постсоветской Средней Азии" рассмотрела практики воспоминаний о руководителях советского периода, на примере 1-го секретаря ЦК КП Казахстана Д.А. Кунаева, как форму не только коммеморации политической истории советского Казахстана, но и сакрализации личности, возведения в статус святого. На основании концепта "иеротопии как типа человеческой деятельности" А.М. Лидова она продемонстрировала какими путями, через каких акторов формируется образ святого из исторической личности Д.А. Кунаева, а также связанные с ним "места памяти".

Народное восприятие образа Кунаева претерпело метаморфозы от секулярного отношения к руководителю республики и высшего партийного деятеля до сакрального отношения к личности, смиренно принявшей политическую судьбу, забвение, при жизни обладавшего благодатью и пр. Сложно оценить масштабы распространения подобного отношения, поскольку формула "Кунаев – святой" для кого-то фигура речи, а для кого-то часть религиозного мировоззрения. В формировании образа важную роль играют перформативный высказывания еще немногочисленных почитателей, а также практики паломничества к святым местам, связанным с памятью этого деятеля. В докладе приводился сравнительный материал с нынешним лидером Казахстана и бывшим лидером Узбекистана И. Каримова, что позволяет проследить региональные и исторические особенности процесса и результатов, когда он формируется снизу, через народную инициативу и конструируется усилиями государства.

Результаты проведенного исследования отражены в статье Е.И. Лариной "Сакральные пространства казахов: историческая память, иеротопия, идентичность", опубликованной в электронном научно-образовательном журнале "История" (Т. 10, № 1, 2019 год).




К.и.н., доцент А.В. Туторский представил доклад "Русское оленеводство восточных уездов Архангельской губернии XIX–XX веков". Оленеводство в начале XX века было распространено во многих регионах от Сахалина, Камчатки и Чукотки до Мурманского края. Большая часть русских оленеводов проживала как раз на западе ареала в Архангельской области, включавшей Мурманский край.

Русское оленеводство характеризуется его дополняющей функцией по отношению к сельскому хозяйству, а также преимущественной ориентацией на транспортные нужды. Однако именно в восточных районах Архангельской губернии среди русских крестьян было распространено среднетабунное оленеводство (стада более 400 голов), а также пришедшая от коми-ижемцев практика кочевания вместе с оленями. Оленеводство как отрасль хозяйства продолжила свое существование в ряде колхозов Лешуконского района в советское время. Его окончательное исчезновение связано с недостатком квалифицированных оленеводов во второй половине XX века.


Доклад к.и.н., м.н.с. А.Е. Солдатовой "Антропологическое изучение педагогов: основные теоретические подходы и некоторые сюжеты из полевого опыта" был посвящен рассмотрению теоретических подходах к изучению педагогов антропологами. На начальном этапе педагоги рассматривались как элемент той нормативности, которая присуща школе как институту. Антропологи предпринимали попытку наблюдать, как и когда педагоги становятся агентами общешкольной культуры, в чем это проявлялось, и как возникали моменты несовпадения с культурой обучающихся. Потом фокус стал более разнонаправленным.

Антропологи наблюдают эффективные педагогические практики, которые позволяли включить в орбиту обучения детей из самых разных групп, и исследуют те элементы, которые делают такие практики адекватными конкретной культуре или ситуации поликультурности в классе. Учитель также рассматривается как актор образовательной политики, творчески перерабатывающий ее положения и становящийся по сути ее творцом. Изучаются педагогические идеологии и ценностные представления учителей, равно как и их воздействие на коммуникацию с учениками. Наконец, важное место занимают кросс-культурные исследования педагогических стилей.

В состоявшемся заседании приняли участие сотрудники и студенты кафедры этнологии, а также гости из РГГУ и СПбГУ.



- Ломоносовские чтения - 2020 (программа секции исторических наук).pdf