Новости исторического факультета

15.10.2018 Проект "Лаборатория": "С чего начинать научное исследование и какова успешная стратегия работы?"

15 октября 2018 года состоялась первая встреча в рамках нового проекта "Лаборатория", организованного Студенческим научным обществом исторического факультета МГУ. На встречу в качестве эксперта был приглашен к.и.н., ст. преподаватель кафедры истории России до начала XIX века А.Е.Тарасов, который высказал своё мнение о том, с чего начинать научное исследование и какова успешная стратегия работы.


Большинство слушателей составляли первокурсники. По этой причине выступающий сделал акцент на ситуации, характерной для младших курсов, когда студенты получают, а не выбирают тему доклада.


Основа любого исследования, по словам А.Е.Тарасова, - это "диктатура источника". Она заключается в том, что необходимо искать в источнике уникальные казусы, яркие моменты, касающиеся темы работы. Он сравнил историка с препаратором в анатомическом театре, который "сначала он всё разрезает, а потом сшивает".

Как это делается?

Для начала важно записывать все мысли, приходящие в голову в процессе чтения источника, даже самые странные. По ходу исследования они могут сохраниться, измениться или исчезнуть.

При этом следует отсекать психологическое манипулирование источником, т.е. подбор его материалов под свои мысли.

Необходимо делать выписки цитат из источника: для начала можно и в столбик.

Затем очень удобно классифицировать их по внутренним связям с помощью бумажных карточек или отдельных компьютерных файлов. При просопографическом (коллективная биография) и статистическом исследовании необходимо пользоваться программами для формирования простейших баз данных, например, MS Access.


Во время изучения историографии можно использовать похожий принцип. В необъятном массиве работ необходимо переходить от общих запросов в сети Интернет или библиотечном каталоге к частным. Давая эти рекомендации, А.Е.Тарасов отметил, что описываемые действия на практике представляют собой, конечно, не последовательную, а одновременную работу.

Начав разбираться в источнике, зная опыт предшественников и имея собственные представлении об изучаемой теме, исследователь может объединять свои идеи и выписки в более крупные сюжеты, формулируя отдельные задачи работы. Они составят план исследования, что, несомненно, упорядочит работу, т.к. дальнейшие действия будут связаны с постановкой вопросов к источнику и ответам на них в рамках конкретных задач. Кроме того, правильно составленный план поможет разумно распределить время.


Говоря о способе работы над исследованием, А.Е.Тарасов обратил внимание на то, что ни в коем случае нельзя откладывать начало работы. Если руководитель семинара ставит временные рамки каждого этапа исследования, можно и нужно следовать им (при возможности консультаций, не надо стесняться и упускать её). Если этих рамок нет, придётся самостоятельно рассчитать свои силы, но всё равно стараться взяться за работу как можно раньше. Важно понять: когда исследователь начинает разбираться в теме, работа идёт быстрее.


Выступающий охотно делился приемами собственной творческой лаборатории и вспоминал опыт коллег. Поднятые им методические проблемы вызвали отклик слушателей, со стороны которых было задано много вопросов.

Вот ответы лишь на некоторые из них:

Как приучить себя к чтению научной литературы?

Будущему историку приходит понимание, что научная литература почти всегда читается с трудом, что к ней нужен особый подход: всё-таки это не развлечение, а извлечение важной информации. Поэтому стоит:

  • выработать привычку регулярного чтения научных трудов;
  • сделать его отдельным занятием, не смешивая с другими и не отвлекаясь;
  • попробовать вчитаться и понять (похоже на приобщение к классической музыке);
  • всегда помнить, что усилие над собой - нормальное явление для историка.

Насколько глубоким должно быть студенческое исследование?

Глубина исследования - это максимальная проработка по возможности всего массива источников, наибольшего объёма историографии. По крайней мере, учёт мнения крупных специалистов обязателен. При этом важно коррелировать масштаб работы с собственными возможностями и предоставленным временем.

Как выбрать тему исследования самостоятельно, если руководители семинара дают полную свободу выбора только на старших курсах?

Пути выбора совершенно неимповедимы. У каждого исследователя своя история решения этой проблемы. В любом случае для самостоятельного выбора необходим опыт научной работы, который накапливается с годами. Помимо этого, необходимо сузить область своих интересов от эпохи, сферы до небольшого периода, события, явления, учитывая свои силы, время, достижения историографии и возможность найти источниковую базу..


Предлагаем вашему вниманию аудиозапись состоявшейся встречи:

нажмите на значок "пуск" в экране плеера для прослушивания аудиозаписи


  • Загрузить аудиозапись выступления А.Е.Тарасова

Полную аудиозапись выступления А.Е.Тарасова можно загрузить на свой компьютер или мобильное устройство для прослушивания без доступа к сети Интернет. Нажмите на эту ссылку для начала загрузки файла в формате "mp3".

Первая встреча в рамках проекта "Лаборатория" прошла в оживлённой дружественной обстановке, и все остались довольны результатом обсуждения. Организаторы надеются, что следующие встречи будут еще более интересными.

Организаторы встречи: Ксения Сироткина, Анастасия Сорокина, Анна Ясинская