Новости исторического факультета

23.04.2018 Презентация книги Д.М.Володихина "Ремесло историка. Вольные историософские эссе"

23 апреля 2018 года на кафедре источниковедения исторического факультета МГУ состоялась презентация авторского сборника статей д.и.н., профессора Д.М.Володихина "Ремесло историка. Вольные историософские эссе", недавно вышедшего в издательстве "Анни Арт центр".

В книге собраны статьи и эссе автора, написанные в разные годы, имеющие историко-философскую, методологическую и, в большей степени, историософскую направленность. Сборник открывается вступительной статьей д.и.н. С.В.Алексеева "Кое-что об искусстве историка". Публикации сгруппированы в несколько тематических разделов.

Выходные данные:
Володихин Д.М. Ремесло историка. Вольные историософские эссе. — М.: ИПО "Радетель", "Анни Арт центр", 2018. — 376 с.
ISBN 978-5-9905867-2-7.

оглавление книги

РЕМЕСЛО ИСТОРИКА

  • Призрак третьей книги. (Методологический монизм и глобальная архаизация)
  • Для кого пишет историк?
  • Прекрасные миражи. О низвержении «священных» текстов и возвращении чистых имен
  • "Перья на шляпах". Историческое просвещение и историческая беллетристика
  • Броненосец "Унарелия"
  • Искусство компромисса. Ремесло историка в сумерках высокой культуры
ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ТРАДИЦИЯ, ИМПЕРИЯ
  • Медленный взрыв империй
  • Условие sine qua non... Цивилизация и традиция
  • Цивилизационное акмэ России
PERSONALIA
  • "Бесспорный политический талант". Личность Бориса Годунова под пером С.Ф.Платонова
  • "Я стал светским апологетом…" Православие и теория пассионарности Л.Н.Гумилева
  • Голос барственной фронды. К 220-летию со дня рождения П.Я.Чаадаева
  • "Упрощающее средство всеобщего страха". Пророчества К.Н.Леонтьева о революции
  • "Друг царей, верноподданный России". Похвала гению Н.М.Карамзина
МОСКВА
  • Порфироносная. "Третий Рим", "Второй Иерусалим" или "Дом Пречистой"?
  • "Мысленный собор". Образ Москвы у славянофилов
  • Блуждания между Киевом и Москвой
  • Квартирный парадиз и древнее подземелье


Выступая перед собравшимися, Д.М.Володихин пояснил, что его книга родилась из обстоятельств современного кризиса идентификации в сообществе историков, остро поставившего проблему адресации их творчества. Прежде всего, из ответа на вопрос: "Для кого в наши дни работает историк?"

Для государства, которое, в большинстве случаев, оплачивает его деятельность? Но оно мало и редко интересуется результатами труда историка и еще реже ставит перед ним задачи на будущее.

Для своих коллег-специалистов? Но "узок их круг". Работая только на аудиторию профессионалов, как и он сам, историк-академист получает несколько десятков, в лучшем случае, несколько сотен читателей. Может ли в подобных условиях история сохранять репутацию "общественной дисциплины"? Сомнительно.

Очевидно, для современного историка-профессионала необходимо постоянно поддерживать диалог с образованным классом, то есть с обществом. Исторической науке наших дней явно не достаточно одного академического измерения, чтобы занимать достойное место в социуме. А для этого какой-то части профессионалов-ученых придется обрести навыки "социализированных историков", т.е. историков, постоянно работающих с запросами общества. Это потребует иного языка, иной методики создания текстов и овладения довольно сложным искусством компромисса, практикуя которое, историк должен ежедневно проходить между Сциллой и Харибдой: сохранять профессиональный идеал истины, и, в то же время, учитывать интересы заказчика. Это очень непросто. Но диалог с обществом дает настоящую аудиторию.

Итак, современность требует от историка быть не только порядочным профессионалом, отличным ремесленником. Для него уместно и достойно выходить в публичную сферу, занимать там территорию, традиционно принадлежащую его ремеслу, а заняв ее, проявлять верность идеалу истины. Следовательно, ему понадобятся бодрость, внимание и сила для поддержания должного уровня интеллектуальной резистентности.