Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Новости исторического факультета

09.04.2025 Л.И. Бородкин в проекте "История торговли": "«Жизненный цикл» частных торговых предприятий в годы НЭПа"   511 

Л.И. Бородкин в проекте "История торговли": "«Жизненный цикл» частных торговых предприятий в годы НЭПа"

Предлагаем вашему вниманию семнадцатую лекцию в рамках научно-популярного просветительского онлайн-лектория "История торговли, или как торговля изменила мир" – совместного проекта исторического факультета МГУ и компании "Магнит".

Чл.-корр. РАН, д.и.н., заведующий кафедрой исторической информатики исторического факультета МГУ, профессор Л.И. Бородкин рассказывает в ней о малоисследованных вопросах изучения динамики развития частного предпринимательства в сфере торговли периода НЭПа.

Введение в конце 1921 года "Новой экономической политики" (НЭП) предусматривало, в частности, сдачу государством в аренду многих мелких предприятий, наем рабочей силы, разрешение частной торговли. В то же время устанавливался жесткий надзор за торговлей. Новая экономическая политика привела к быстрому оживлению экономики. Официальная пропаганда третировала при этом частника, в общественном сознании формировался образ "нэпмана" как эксплуататора, классового врага.

Данные налоговой статистики 1920-х годов позволили нам получить ответы на ряд вопросов о масштабах той "бурной реки" частного предпринимательства, которая в период НЭПа ежегодно не только вовлекала в свои волны массы людей с предпринимательской "жилкой", но и выбрасывала на берег тысячи из них.

Каковы были факторы, приводившие к росту или падению числа "нэпманов", ежегодному разорению сотен тысяч мелких частных торговых предприятий? Каким было соотношение числа нэпманов, расширявших своё дело и сворачивавших его?

В период НЭПа активно шел процесс возникновения и разорения частных предприятий, в результате чего изменялось и их общее количество. Частные торговые заведения делились при налогообложении на пять разрядов в зависимости от числа занятых в них лиц. В качестве характеристики социальной мобильности в сфере частной торговли мы использовали сведения о переходах из одного разряда заведений в другой, учитывая соответствующие частоты взлетов и падений. Как показали наши расчеты, в 1925-1926 г. за полгода разорилась треть от общего их числа. В то же время шел процесс возникновения новых торговых заведений, который не только полностью компенсировал потери, но и обеспечил расширение торговой сети на 1/7. Наименее стабильными при этом были предприятия, имевшие патент V разряда (наиболее крупные), свыше половины которых разорились в течение полугода.

Каким был по длительности "жизненный цикл" мелкого частного предприятия и зависел ли он от масштаба дела?

Источники не содержат сведений о средней длительности существования (до закрытия) частного торгового заведения. Очевидно, она должна зависеть от разряда полученного патента. Ответ на поставленный вопрос потребовал использования математической теории марковских цепей. Построенная модель показала, что ни в одном из разрядов средний срок существования не достигал и двух лет. Заведения III разряда были своеобразными долгожителями (среднее время их функционирования – 1 год и 3 месяца на селе и 2 года и 2 месяца в городе), в то время как торговые заведения V разряда ликвидировались существенно быстрее других.

Какова была доля разорявшихся под налоговым прессом предпринимателей, занятых в частной торговле?

Усиление налогообложения и принятие ряда юридических актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность, привели к тому, что уже к 1927-28 г. число частных торговых заведений уменьшилось на 17%, а их оборот сократился на 24%. Давление власти на нэпманов, резко усилившись в 1926-27 г., привело к свертыванию частной торговли на рубеже 20-30-х гг.

Была ли динамика развития частной торговли в годы НЭПа реальной экономической угрозой для власти?

Анализ источников показывает, что расслоение в этой среде шло настолько медленно, что потребовались бы десятилетия для превращения крупных торговых предпринимателей в реальную силу. В конце 1920-х годов сотни тысяч торговцев и посредников, а также лиц, использовавших наемный труд, были отнесены к категории "лишенцев"; многие из них подверглись репрессиям в 1930-х гг. в ходе форсированной индустриализации и коллективизации.

нажмите на значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В 1987 г. была опубликована книга американского историка, исследователя НЭПа Алана Болла (Alan M. Ball), которая имела символичное название: "Russia's Last Capitalists: The Nepmen, 1921-1929" [Последние капиталисты России: нэпманы, 1921-1929]. В середине 1980-х годов автор этой работы не предвидел, что всего через 10 лет частное предпринимательство в России возникнет вновь, и исторический опыт 1920-х годов будет изучаться на новом уровне.

В рамках проекта "История торговли, или как торговля изменила мир" специалисты в области отечественной и зарубежной истории, археологи и искусствоведы доступно и увлекательно рассказывают о том, как торговля выступала одним из драйверов развития мировой цивилизации, объединяла почти все сферы жизнедеятельности общества с древнейших времен до настоящего момента: земледелие и ремесло, искусство и науку, законодательство и политику, войну и дипломатию, финансы и бухгалтерию, транспорт и строительство.

Очередные выпуски онлайн-лекций проекта "История торговли, или как торговля изменила мир" будут публиковаться на сайте исторического факультета по мере подготовки материалов нашими партнерами.


Назад к списку новостей