Проект «Виртуальная реконструкция московского Страстного монастыря»
Раздел «Текстовые источники по истории Страстного монастыря»
МЕТРИКА для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах.
I. ИСТОРИЯ ЦЕРКВЕЙ, МОНАСТЫРЕЙ И ИХ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ.
Вопросы: | Ответы: |
1) Во имя какого святаго монастырь или церковь описываемая? | Девичий монастырь во имя Страстныя Божия Матери. |
2) Если описывается монастырь, то сколько в нем церквей и других зданий? (Каменныя постройки по 1700-ый, а деревянныя до 1764-ый год, считать отдельно.) | Церковь одна, двуэтажная о четырех престолах: в верхней одна во имя Страстныя Божия Матери, в нижней три, средний, во имя Архангела Михаила и боковые - святителя Николая и Великомученицы Анастасии Узорешительницы; отдельная от церкви колокольня с приделом над вратами, во имя Алексея, Человека Божия, - каменныя. |
3) Когда церковь основана? Если нет известий документальных, то записать народное предание. Если есть надпись о времени основания церкви на дверях или другом каком месте, то передать ее на сколько возможно точно с теми полеографическими особенностями, которыя имеются в надписи. | В верхней церкви, на стене в арке, на правой стороне написано: "В лето от Рождества Христова 1641 при Державе Великаго Государя царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, при Патриархе Московском Иосифе начато каменное строение церкви сия. В 1654-м году Благоверный Государь царь и Великий Князь Алексий Михайлович повелел монастырь Девичий устроити и милостыню довольну дати из своей царской казны и праздник честен составиша с молебным пением и со кресты пред иконою Богородицы Страстныя, от нея же и до ныне неоскудно подается помощь с верою приходящим во славу и благодарение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь". |
4) Какая церковь, каменная или деревянная? | Каменная. |
5) Известен-ли храмоздатель, или главный мастер, строивший церковь или монастырь? | Повелением царя Михаила Феодоровича. |
6) Описываемая церковь находится в городе, селе, или на отдельном погосте? Основана она на горе, или ровном месте, или при какой реке, или при каком особом урочище? | В граде Москве, на Тверской площади, на возвышенном месте, по нивелировке города. |
7) Если церковь старинная, то нет-ли в ней пристроек более поздних; если есть, то какия и когда сделаны? | При церкви более поздних построек нет. |
8) Не совершилось-ли в описываемой церкви какого события, памятнаго в Русской истории? | События, памятнаго в Русской Истории не совершалось. Кроме того, что монастырь и церковь в 1812-м году были заняты французами. |
II. НАРУЖНЫЯ ЧАСТИ ЦЕРКВИ.
9) Церковь построена разносторонним-ли крестом, или квадратная, или круглая, или столпообразная как башня, в 6 или 8 гранных сторон? Церковь одноэтажная, или двухэтажная? Оба этажа заняты церквами, или нижний заключает в себе погреба, выходы, усыпальницы со склепами? Как записаны в летописях деревянныя церкви? Клетски или вверх - шатровыя? | Церковь построена прямоугольником, двухэтажная, каменная, оба этажа заняты церквами; в нижнем этаже, под частию верхней трапезы занято кладовой. |
10) Алтарь церкви с 3 полукружиями (выступами), или с 1 полукружием, не состоят-ли из граней и сколько? | Алтарь нижней церкви выступает вперед и состоит из трех небольших закруглений. |
11) Какой размер церкви в вышину, длину и ширину? | Нижняя церковь с тремя приделами; общий размер в длину - 9 саж. 2 арш., ширину - 9 саж., высоту, до верхней части свода 6¼ арш. |
12) Нет-ли уклонений к Ю. или С. как это напр. замечается в некоторых церквах? | Уклонения в алтарях не имеется, как в нижнем, так и в верхнем. Верхняя церковь в два яруса окон, длиною - 14 арш. 10 верш., шириной - 15 арш. 2 верш., высотой 20 арш. до замка свода, до начала свода - 14 арш. Алтарь с тремя небольшими закруглениями; высота алтаря - 9¼ арш., ширина 10½ арш., длина (глубина) - 16 арш. Трапезная длиной - 22 арш., шириной - 15 арш. 2 верш. |
13) Церковь построена вся из кирпича, или из камня, или только облицована камнем наружная часть, а прочее все из кирпича? Если деревянная, то не имеется-ли обшивки и не украшена-ли резьбой? | Построена из кирпича. |
14) Стены выкладены все сплошною кладкою, или средина насыпана бутом и залита известковым раствором? Цемент положен тонким слоем, или толще кирпича? Кирпич тонкий, широкий, квадратный или толстый, тяжеловесный более 18 фунтов, сырой или обоженный? Какие клеймы на кирпичах? Стены сохранились в своем первобытном виде или изменены новыми поправками, пристройками и прибивкою упоров (устоев, контрфорсов)? Нет-ли в стенах проходов или пустых мест? Какия связи в стенах - железныя или деревянныя? В деревянной церкви не имеется-ли обхода вокруг (галлереи)? Галлереи на столбах, кронштейнах или на особом срубе? Самая галлерея из бревен или из стоек, забранных досками, с прорезанными окнами и внутренними ставнями? | Стены выкладены все сплошной кладкой, пустот в стенах нет; кладка стен на известке, с толстыми швами, мера кирпича 6½ верш., шириной - 3 верш., тольщиной немного более 1½ верш. Кирпич красный, хорошо обожженный, на кирпичах клейм нет. Стены сохранились в своем первобытном виде. Контрофорсов у стен нет. В стенах проходов и пустых мест нет. Связи в стенах и наружныя - толстыя, четырехгранныя, железныя. По трем сторонам церкви в двух этажах имеется каменная галлерея, на столбах, с арками; в первом этаже перекрыта сводом, с каменным полом и каменными ступенями, для прохода в нижнюю церковь. Часть галлереи, с С. и Ю. сторон, присоединена к нижней церкви, в которой устроены два придела; остальная часть галлереи, наравне с кладовой, открытая без рам. Верхняя галлерея состоит из столбов с арками; западная часть оной - холодная, служит сенями или притвором, для входа в трапезную и боковыя галлереи. Потолок над этой частью галлереи подшит тесом по скату крыши. Галлереи второго этажа, северная и южная устроены теплыми, с рамами и деревянным потолком, оштукатуренным. Пол в этих галлереях каменный, ширина оных галлерей - 5 арш. 3 верш., высота 6 арш., длина галлерей во всю трапезную церковь и алтарь, до начала алтаря эти галлереи во время службы заняты молящимися, остальныя части этих галлерей заняты: с правой стороны ризницей, а с левой - библиотекой. Верхняя и нижняя теплыя галлереи устроены в недавнее время, но изменений в каменных частях фасада не сделано. |
15) Наружныя стены гладкия или испещрены украшениями в виде шахматов из кирпича или камня? Нет-ли на стенах квадратов, вытесанных из камня с гранями, или рустиками? По средине церкви не обведен ли пояс (платбант), выделанный из кирпича, в ребро, на угол, или из камня? Пояс одинокий, двойной, тройной, или широкий с высечкою разных узоров, круглый с отливом от верха в низ? Есть-ли на стенах выдающияся лопатки, сведенныя к верху в три арки, и образующия собою три углубления? Или на углах полуколонки витыя, или гладкия, спущенныя на подполки? Или вместо лопаток приставленныя Византийския полуколонки с арками, под коими на полуколонках устроены подставы (капители, подпорки)? Между полукружиями алтаря вставлены-ли полуколонки? Между лопатками в углублении не устроены-ли балясы (пиместры) вверху и средине, или вверху под арками написаны образа? На восточных полукружиях не помещены-ли вверху каймы (фестоны) со спущенными шнурами? Нет-ли на стенах резных камней с изображениями: людей, зверей, птиц, травчатых узоров? Такие резные камни не выкрашены-ли красками? Не вставлены-ли в стенах кафельныя (изразцовыя) муравленыя плиты? Кафли (кахели) одноцветныя (белыя, синия, желтыя) или разноцветныя? С изображением людей, птиц (двухглавого орла), или зверей? Изображения наведены красками или выделаны обронно (рельефно)? Не закрашены-ли изразцовыя украшения? | Кладка наружных стен произведена гладко, на стенах квадратов нет, а на столбах лопаток галлере имеется местами кирпичная кладка квадратами с падинами и кружками. По средине фасада церкви имеется поясок, выделанный из кирпича на угол ребро и четверть вала, состоящей из нескольких рядов, высечки и узоров нет. На наружных стенах церкви имеются на каждой стороне парныя полуколонны, кирпичныя, над этими колоннами по три арки с тремя углублениями. Карниз под колоннами широкий, состоит из прямых вставок кирпичей угольниками, валиками, мелкими арочками с сухарями и подвесками; полуколонки гладкия, спущенныя на подполки с кронштейнами; капителей на полуколонках не имеется, а базы состоят из полувалика и плинта. Между полукружиями алтаря имеются полуколонки византийския, в арках, по четырем сторонам церкви, имеются образа. Баляс, служащих украшением, на стенах не имеется. На полукружиях алтаря койм (фестонов) нет. На стенах резных камней не имеется и украшений изразцами тоже нет. |
16) Есть-ли карнизы, из какого материала они сделаны и в виде поясков, зубчиков, кружков, четвероугольников и пр.? | Карнизы сделаны все кирпичные и состоят из простых выступов малых, сухарями, кружков, валиками и полуваликами. |
17) Над карнизом есть-ли теремки (бочки подкаморы), какого вида и в сколько рядов устроены? | Над карнизами теремков нет. |
18) Кровля на сводах церкви: дуговая, или шатровая, на все скаты, или на два, или на четыре? Из какого материала? Выкрашена красками или позолоченная? Когда позолочена или покрашена? У спусков кровли есть-ли подзоры, деревянные или из железа? Кровля старая или новая? Не состоит-ли покрышка церкви из нескольких рядов кокошников, может быть скрытых под крышею, во время позднейших переделок? | Кровля на сводах прямая, четырехскатная; на галлереях и алтарях - односкатная, крытая железом с давняго времени, окрашена белилами; главы на церкви - тем же материалом. Подхоров на церкви и галлереях нет. На главках подзор железный, с позолотой. Кокошников на церкви нет и не было. Крыша окрашена в 1879-м году. |
19) Фонарь на сводах глухой или с пролетами? Сквозной или цельный? С лепными, резными, или ростиными украшениями? Фонарь прямо устроен над сводами или выходит из кружал, обставленных круглыми терешками? На фонаре есть-ли шея (предглавие, перехват) или один поясок вверху? Шея гладкая без украшений, или с резьбою? | Фонаря над церковью нет. |
20) На церкви главы (маковицы) или пирамидальные шатры? Сколько всех глав? Как размещены главы? Чем главы покрыты, окрашены, или позолочены? | На церкви пять глав, крыты железом, окрашены белилами. Большая глава по средине, а малыя с четырех сторон. Главы круглыя, глухия, сложенныя из кирпича; главки основаны на своде церкви, украшены кирпичными полуколонками и таковыми же с колонн арочками, полуколонки на подвесках, по средине колонн перехватки, закругленныя. Между колонн фальшивыя окна падинами; по цоколю главок имеются арочки полувалом; основание которых закрыто крышей. Карниз на главках из шаблоннаго кирпича состоит из ряда прямого полувалика; сухарей и четверть-валика; под крышей главок подзор просечный, с позолотой. |
21) Кресты на главах железные, или медные, какого вида 4-х, 7-ми, 8-ми конечн., с завитками, или без оных? Есть-ли на кресте цепи спускающияся к главам? На вершине креста нет-ли короны, двухглаваго орла, голубя, на подножии полулуния? | Кресты железные, узорчатые, восьмиконечные, цепи на них есть. На вершине главнаго креста - корона; на подножии у всех крестов полулуние. |
22) Окна узкия, продолговатыя, сведеныя вверху мысом и расположенныя под самыми пятами сводов, или широкия, помещенныя над цоколем, или крестообразныя вверху с Ю. и С. сторон? Сколько их в алтаре, северном и южном предъалтарии? В один, два или три света? Нет-ли под самой крышей малых окон для освещения палаток, помещенных на хорах? Окна с перемычками прямыми, или дугообразными, или угловатыми? Нет-ли над окнами висячих арок с гирьками (с замком)? Есть-ли над окнами кокошники (или сандрики), наличники у окон гладкия из кирпича, или камня, или полуколонками, или валиками с гранями и резьбою? или состоят из столбиков с переимами, или в виде кувшинов? Окна прямыя имеют ли отливы и они снаружи, или внутрь? Какой формы железныя, или медныя решетки? Нет-ли старых ставень, то какия, узорчатыя, или протыя? Нет-ли в окнах старых оконниц с медяными листами, или цветными стеклами? Есть внизу подоконников обкладка из цветных кафель? | Окна с рамами, большия прямоугольныя; внутри церкви имеют откос полукруглый под пятами свода, с распалубкой пазухами. Окон в нижних трех алтарях - 6, в верхнем - 3. Церковь во втором этаже в два света; окон внизу - 4 и две двери; во втором ярусе - 6. В окнах решетки железныя, формы византийской. Под крышей, над алтарем три малых окна, выходящих из прежней ризницы, устроенной над сводом верхняго алтаря. Палаток и хор нет. Над окнами и выходными дверями, внутри верхних галлерей имеются кокошники; наличники окон валиком и по сторонам наличников полуколонки на подушках с подвесками; над колонками карниз из кирпича. Отливов окна не имеют. В окнах старинных оконниц не имеется и цветных и узорчатых украшений нет. Ставни у окон с внешней стороны, железныя простыя. |
23) Сколько всех дверей и где они расположены? Из какого материала двери наружныя, не обшиты-ли они металлическими листами с штампованными узорами и не украшены-ли они в разныя цвета, вид их какой? Есть-ли старинныя живописныя украшения и какия? Какие наличники дверей; если резные, то какая резьба и нет-ли каких изображений в виде людей, животных и т.п. Если есть какие надписи, то какия? Петли на дверях простыя, или фигурныя? | В верхней церкви 3 двери. Северная, южная, западная, а в нижней 2; западная железная новаго изделия. |
24) Есть-ли особыя входы в церковь в виде теремка, или другие какие? | Особых входов в церковь нет. |
25) Паперть устроена с трех сторон или с одной? Нет-ли в ней вставленных камней с резьбою, или надписями? | Паперть в верхнюю церковь устроена с одной западной стороны; боковыя лестницы уничтожены в разное время. Камней с надписями нет; на косоурах, широкая с площадками, лестница перекрыта деревянным потолком; на каменных четырехгранных столбах, с фронтоном. Крыша покрыта железом. |
III. ВНУТРЕННИЯ ЧАСТИ ХРАМА
26) Церковь внутри устроена крестообразно, или в виде квадратной палаты? Алтарь от храма отделяется каменною стеною с тремя пролетами (двери царския и двое боковых)? Сколько приделов в церкви? Как устроен западный притвор-трапеза в виде палаты или иначе? Нет-ли особых приделов в трапезе, на хорах, в пристроенных застенках, или в главах? Притворы отделяются-ли от храма глухою стеною с пролетом, или только столбами? | Нижняя церковь, состоящая из 3-х приделов, разделяется на три части; два боковых придела суть продолжение галлерей, отделяющихся от средняго придела церкви толстыми столбами и частию стенами с арками между столбов; своды во всю длину, коробовые, полуциркульные со стрелками от арок. В среднем приделе церкви - 4 столба с арками; западная стена глухая, а восточная с тремя алтарными арками; своды все коробовые со стрелками. По средине трапезы - каменный столб. Алтари перекрыты коробовым сводом с пазухами. Церковь во 2-м этаже квадратная, отделяется от алтаря стеной с 3-мя арками и от трапезной отделяется стеной тоже, с тремя арками. Трапезная имеет форму прямоугольную с коробовым полуциркульным сводом, с распалубками у окон, отделяется от церкви тремя открытыми арками. В трапезной приделов нет; галлерея от трапезы отделяется каменной стеной с дверью и по одному окну по бокам, а в теплыя галлереи по 4 окна по сторонам. |
27) Как устроены своды: крестовые (на подобие креста), опирающиеся на столбах, или стрельчатые? Или в виде круговой дуги, без опоры на столбах? Или коробовые, полукруглые, образующие собою подобие креста и покоющиеся на четырех столбах? Или с двумя длинными пазухами? Или котловые для сквозного фонаря? Разделяются-ли эти своды арками на ровныя части, или в стенах есть особыя углубления, предназначавшияся для погребения? Или к востоку устроено средостение с одним полукруглым пролетом? В досчатых потолках забранных в елку деревянных храмов, между балками, нет-ли горшков, сделанных для резонанса? | Свод в церкви верхней сделан с 4-х стен крутой. Пол в церкви и трапезной - каменный плитной. В стенах углублений, предназначенных для погребения, нет. В нижней церкви и на галлереях оной, под полом имеются погребенныя монахини и благородных фамилий разные люди. Камни надгробные (доски) вставлены в стенах над каждым умершим. |
28) Сколько среди церкви поставлено столбов? Круглые они или четверогранные? Все гладкие, или с карнизами? Нет-ли в них впадин для образов, или дверей для всходов на хоры? Нет-ли кругом их решеток, или лавок для сиденья? | В нижней церкви, по среди, поставлено четыре четверогранных столба, гладкие, без карнизов. Падин в столбах нет. Кругом столбов решеток и скамеек нет. |
29) Есть-ли на стенах лепные украшения, или над арками пролетов наличники и дуги с резьбою из камня и позолотою? Есть-ли на стенах всходы на хоры в верхнюю церковь, или колокольню, или спуски под своды, или особые двери в застенки и тайники? Нет-ли в стенах впадин для постановки икон, или для помещения ризницы, или не устроено-ли особых мест для сиденья? Кругом стен южных, северных и западных есть-ли каменныя лавки? Есть-ли в стенах голосники? | На стенах лепных украшений нет, а также на арках и стрелках спусков под своды нет. Есть вход по каменной лестнице внутри стены в верхнем алтаре в древнюю ризницу, устроенную над правым сводом алтаря. Падин стенных, для постановки икон, нет. Кругом стен, для сиденья, каменных лавок нет. В стенах голосников нет. |
30) Пол (помост) мраморный плитяной, кирпичный, лещадный, чугунный, деревянный? Одинаковый-ли пол в алтаре, храме и притворах? | Пол из подольских плит во всем храме. |
31) Алтарь троечастный, разделенный двумя стенами с пролетами, или с арками, или без разделения? Что находится в правом (южн.) предъалтарии (диаконник); ризница, или устроен придел? Что находится в левом (сев.) предъалтарии: жертвенник, или устроен придел? В алтаре своды лежат на столбах, или другого устройства? Есть-ли голосники в сводах или в стене? Сколько окон в алтаре и предъалтарях? Помост в алтаре ровен с помостом храма, или возвышен на одну и более ступень? Не был-ли алтарь изменен поправками и в чем состояли переделки: в расширении окон, в пробитии стен для дверей, поднятии пола, или другом каком изменении? | В верхней церкви алтарь двоечастный, разделенный аркой, в южном предалтарии находится ход в ризницу, устроенную под сводом. В левом предалтарии - жертвенник. Своды - на стенах. Голосников нет. В алтаре и предалтариях три окна. Помост в алтаре возвышен перед помостом храма на две ступени. Алтарь изменен не был. |
32) Престол каменный или деревянный? Если каменный - то не покрыт-ли особенной каменной доской, или деревянной? Возвышен-ли он от помоста ступенями? Какая его ширина, длина и вышина? Не обложен-ли он листами из серебра или меди и по листам нет-ли каких изображений и надписей? | Престолы в верхней церкви, в нижней и над вратами - деревянные; в верхней устроен в 1867-м году, в нижней средней - в 1884-м г.; а боковые два - в 1885-м году. От алтарнаго помоста ступенями не возвышаются. |
33) Есть-ли над престолом сень? Какого она устройства: резная из дерева, или металическая? Верх шатровый или пирамидальный, с главами и крестом? Нет-ли надписей на ней? | |
34) Горнее место (ступеника) устроено на открытом месте, или в углублении стены, под полукруглым сводом (раковиною)? Не устроена-ли над ним сень? Нет-ли в углублении оконных изображений святых? | Горнее место в верхней церкви устроено на открытом месте; сени над ним не имеется. Изображений на окнах нет. |
35) Есть-ли в алтаре каменныя лавки для священнослужителей? | |
36) Жертвенник устроен в особом северном предъалтарии, или в одном среднем с престолом? На открытом месте поставлен, или часть его помещается на стене? Каменный он или деревянный? Какая его вышина и ширина? | Жертвенники во всех церквах при пяти престолах устроены в одном среднем предалтарии с престолом на открытом месте, деревянные. |
37) Иконостас старого устройства с тяблами, покрытыми оловянными орнаментами, с колоннами? Из какого материала сделан иконостас, резной из дерева, или из алебастра, или камня? Резьба помещена на золотом поле, или на алом? Что изображает резьба? Сколько ярусов имеет иконостас? Какого устройства царския двери, состоящия из двух створов: гладкия, резныя, с накладкою разноцветной фольги, или слюда, с наложенными на них оловянными или медными узорами, цветами? Есть-ли столбцы по обеим сторонам, а вверху городки и подзоры? На дверях нет-ли приставных клейм в виде одноглавой, трехглавой, или пятиглавой церкви для помещения образов? Какая форма верхушек царских дверей? | В верхней церкви иконостас новаго устройства, с колонками, деревянный, резной, на золотом поле; колонны с зезными цветами и виноградом; трехярусный; царския врата резныя из дерева и золоченыя, по сторонам их выдающиеся две золоченыя резныя колонны, а на сих колоннах великолепная резная, золоченая сень. В нижней церкви все три иконостаса дубовые, новаго устройства, полированные под воск, с резными царскими вратами, одноярусные. В церкви, над вратами - деревянный, резной, золоченый, одноярусный, с царскими вратами резными золочеными, новаго устройства. Форма верхушек царских дверей увенчана крестом разнообразною резьбою. |
38) Пред алтарем от одного клироса до другого, как устроена солея: каменная или деревянная? На сколько выше она помоста храма и отделена-ли от последняго решеткою? | В верхней церкви солея каменная, выше помоста на две ступени, отделяется от последняго чугунною решеткою. В нижней церкви солея в трех приделах каменная, выше помоста на две ступени, отделяется от последняго железною решеткою. В церкви, над вратами, солея дубовая, выше дубоваго помоста на одну ступень; без решетки. |
39) Есть-ли амвон? Из чего он устроен? Не имеются-ли над ним сени? | В верхней церкви и в нижней амвоны каменные, а над вратами в церкви - дубовый. |
40) Как устроены клиросы? Нет-ли в них каких особых украшений? | В верхней церкви клиросы деревянные, золоченые, на верху их устроены небольшия иконы. В нижней клиросы дуюовые, на них устроены небольшия иконы. В церкви, над вратами, клиросов не имеется, а есть хоры, на которых ход общий с колокольнею. Хоры вместо клиросов устроены по тесноте церкви. |
41) Есть-ли в церкви Царское место? Где оно устроено? Нет-ли в нем каких надписей? Какого оно вида? | |
42) Есть-ли в церкви святительское место? Где оно устроено? Нет-ли на нем каких надписей? Какого оно вида? | |
43) Есть-ли в церкви Настоятельское место? Где оно устроено? Нет-ли на нем надписей? Какого оно вида? | Настоятельския места устроены во всех храмах обыкновенныя. |
44) Есть-ли в церкви кафедра стараго устройства и где она помещена? Какого она вида? Нет-ли на ней надписей? | |
45) Есть-ли в церкви хоры (полати)? Где они устроены? Как высоко от пола? Какия на них украшения? Нет-ли на них особых помещений: приделов, кладовых для ризницы и комнаты для библиотеки? | В церкви, над вратами, есть хоры, устроенные между каменных столбов, от помоста на 6 арш. вышины; устроены для пения вместо клиросов, по тесноте церкви. |
46) Не имеется-ли в церкви каких надгробных памятников? Кому, какия? Неизвестны-ли имена мастеров? | В нижней церкви и кругом ея снаружи есть надписи над погребенными здесь: Плещеева, Чаадаевых, Прончищева, Вяземскаго, Голицына, Мясникова, Мусина-Пушкина, Измайловых, генерала Леонтьева, Волконских, Добоевой, Толстой. |
47) Раки для святых нетленно почивающих мощей какого устройства? Из какого материала? Не имеется-ли имена мастеров их воспроизведших? | Рака, в которой находится глава св. Великомученицы Анастасии - Узорешительницы, серебряная, вызолоченная, в виде небольшой гробницы, а самая глава в серебряном ковчеге, с грузинскою надписью вокруг онаго и с изображением лица великомученицы, на крышке ковчега. Мощи сии пожертвованы княжною Цициановою, родственной Грузинскому царскому Дому в 1841-м году. Пред мощами несколько лампад, в числе коих одна принесена усердием Великаго Князя Михаила Николаевича в 1862-м году, а другая - дар Великой Княгини герцогини Мекленбург-Шверинской Анастасии Михайловны в 1884 г. |
48) Есть-ли при входах в церковь звонницы, устроенныя в арках крыльца, или в самой церкви у западной стены? Cколько в них колоколов? Нет-ли в них каких надписей? Не сохранились ли билы чугунныя, употреблявшияся вместо колоколов? | |
49) Нет-ли в церкви изразцовых старинных печей? Нет-ли на них имен мастеров, их воспроизведших и определение места их производства? | |
50) Колокольня когда построена, какой формы, кем и из какого материала? Нет-ли каких изображений, старых надписей? | Колокольня, на месте древней, обветшавшей, построена в 1852-м году с церковью во имя св. Алексея, Человека Божия, внутри ея; готической формы, по плану Архитектора Михаила Доримедонтовича Быковскаго, из кирпича; на ней боевые часы, производства братьев Бутеноп. |
51) Сколько всех колоколов на колокольне? Какого они времени? Надписи желаются в точном списке. | Колоколов всех 19. Большой, в 722½ пуда и других для звона, 12 и 6 для боевых часов. На большом колоколе вылиты слова, вверху: "Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божею славу". Внизу: "1885-го года в благополучное царствование Государя Императора Александра III, по благословению Высокопреосвященнаго Иоанникия, Митрополита Московскаго и Коломенскаго, лит в Москве, на заводе почетнаго гражданина Андрея Дмитриевича Самгина, при Игумении Монастыря Евгении, при Казначее Агнии, при Священнике Ниле Воронцове, пожертвован сей колокол Страстному монастырю Московскими купцами Савелием Прокопиевым Клюжиным, Василием Васильевым Николаевым, Михаилом Дмитриевым Орловым и проч." |
IV. ИКОНОПИСАНИЕ
52) Стены церковныя росписаны иконописным письмом, или живописным? Нет-ли на стенах записей о времени росписания церкви? Не было-ли возобновляемо старое стенное письмо? Церковь росписана вся, или только частями? Нет-ли на стенах изображений Русских Великих Князей, Царей, Польских Королей, Гетманов и т.п. лиц? Описать их в каких они костюмах, с открытою-ли головою или в коронах? В древних храмах под слоями штукатурки не были-ли когда-либо открываемы мозаики или фрески (фрески - письмо на сырой штукатурке, с вдавленными контурами)? Возобновляли-ли фрески по старому письму, или писали по ним произвольно, а некоторые места и закрашивали масляными красками? Нет-ли иконных изображений снаружи стен и по каким частям? | В верхней церкви стены расписаны живописным письмом, в верхнем ярусе и на сводах стены вновь расписаны в 1870-м году. Снаружи стен храма, под крышей, находятся иконы, по три на стороне, писанныя на цинке в 1881-м году. В верхней церкви, на левой стороне в малой арке, на стене есть следующая запись: "1770-го года Июня 1-го дня после пожара в обители сия церковь во имя Страстныя Божия Матери и обитель возобновлены щедротами Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, при Преосвященном Архиепископе Московском и Калужском Платоне, в настоятельство Игумении Феофании. По благословению же Высокопреосвященнейшаго Филарета, Митрополита Московскаго и Коломенскаго, данному в 1867-м году Игумении онаго монастыря Антонии, святый храм сей усердием доброхотных дателей возобновлен. Устроены: Святый Престол, Иконостас со святыми иконами и расписаны вновь стены. Освящен Высокопреосвященнейшим Иннокентием, Митрополитом Московским и Коломенским 1870-го года Августа 23 дня. |
53) Есть-ли иконы стараго письма в иконостасе, алтаре, по стенам и в ризнице: Византийския или Русския? Нет-ли на таких иконах записей: кем они подарены в церковь, когда? Нет-ли на них имени мастера и год написания? В каких они рамах и обеспечено-ли их дальнейшее сохранение? | Местная чудотворная икона Страстной Божия Матери в том виде, в каком была при основании монастыря. На стенах в верхней церкви иконы: Боголюбской Божией Матери и св. Мученика Иоанна Воина, оставшияся невредимыми во время пожара в 1770-м году.Икона Страстной Божией Матери, в нижней церкви, по возобновлении ея иконописцем Журавлевым и по письменному от него удостоверению, существует около 400 лет. Икона Св. Великомученика Георгия с надписью: "Сей образ написан слишком 440 лет и поновлен в 1842-м году в Ноябре, что и подписал своею рукою в сем 1842-м году Ноября 20-го числа Николай Сафонов". Древность икон письменно засвидетельствована иконописцем Журавлевым. Сия икона времен Княжений. В ризнице есть икона Святителя Николая. Он изображен с Евангелием в левой руке, над Евангелием три яблока, а на большом пальце благославляющей правой руки перстень. |
54) Есть-ли в церкви (монастыре, или часовне) иконы чудотворныя, явленныя, или почему нибудь местночтимыя? Если есть, то не существует-ли где их печатное описание? | Местная икона Страстныя Божия Матери - чудотворная. Икона Боголюбския Божия Матери и Св. Мученика Иоанна Воина, писанныя на стенах верхней церкви, - местночтимыя. |
55) Какия из древних икон находятся в иконостасе? В своем-ли первобытном виде оне сохраняются или в обновленном виде? Если обновлены, то когда и кем? | В верхней церкви в иконостасе иконы: Страстной Божией Матери, Спасителя, Успения Божией Матери, Иоанна Предтечи - в прежнем виде. В нижней церкви иконы: Страстныя Божия Матери, Георгия и св. Николая обновлены иконописцем Журавлевым в 1885 г. |
56) Нет-ли в церкви ветхих икон, подлежащих обновлению? | |
57) Нет-ли на древних иконах внизу видов городов, монастырей, церквей, сражений, надписей? Если есть, то нет-ли какой возможности иметь с них фотографические снимки? | |
58) Нет-ли в архиве (монастыря, церкви) известий о старинных зодчих и мастерах иконописнаго дела? | |
59) Нет-ли в ризницах старинных крестов, панагий, облачений, рукописей и др. предметов художественной отделки с именами мастеров, или годами пожертвования и именами жертвователей? Если есть, то списки воспроизвести на сколько возможно точно. | Четыре напрестольные креста с мощами, украшеные жемчугом и драгоценными камнями; один из них с надписью: "Пожертвован женою диакона, прихода Дмитрея Солунскаго, старицею Страстного монастыря в 1679 году". Прочие кресты без надписи. Парчевая риза с оплечьями, вышита жемчугом и драгоценными камнями. |
60) Нет-ли в церкви старинных окладов, образных венцов, привесов к иконам в виде крестов, панагий, монет, колец, перстней, блях и т.п. предметов? Гривны и цаты имеют-ли надписи? Нет-ли образов вычеканенных или вырезанных на золотых и серебряных досках; нет-ли в них финифти, черни или драгоценных камней? Есть-ли в церкви литые из олова, меди, серебра и золота образа и кресты, какая их форма? Есть ли старинные сосуды служебные: потиры, дискосы, звезды, копия, ложицы и блюдцы? Из чего они сделаны, как украшены, имеют ли надписи, годы, имена жертвователей и имена мастеров их сделавших? Есть-ли сосуды служебные деревянные и каменные? Нет-ли в церкви старинных ковчегов, кадил, кацей, ладониц, подсвечников, лампад, паникадил, ковшей для теплоты, блюда, чаши, венцы брачные, рипиды, печати, купели, посохи, рукомойники, фонари, кувшины и кунганы, ведра и ушаты, столы и крыжки, ковши, чарки и кубки, митры и шапки, панагии и т.п. предметов? Если есть, то нет-ли на них каких записей? | Серебряная чаша для водоосвящения, с надписью: "Спаси Господи люди твоя" и проч.; на нижней части этой чаши: "Лета зроз (1699) Сент. 4-го дня приложил сию чашу касимовский царевич Василий Ярославович в девич Монастырь Пресвятыя Богородицы Страстной по душе тестя своего Никифора Юрьевича и Мавре жене его Плещеева". Два ковша, серебряныя вызолоченныя, на одном внутри изображен Товия с ангелом, надпись латинская "hoc duee lulus eru", снаружи слова: "Сия чаша подьячаго Алексия Ефимова сына Головина". Другой ковш такой же, внутри изображен одноглавый орел. Евангелие, 1688-го года, серебропозлащенное, украшенное жемчугом и драгоценными каменьями. |
61) Нет-ли в ризницах церковных старинных омофоров, сакосов, фелоней, подризников, епатрахилей, палиц, поясов, поручей, стихарей, орарей, мантий, клобуков, ряс и власяниц? Нет-ли старинных шитых золотом, серебром и цветными камнями воздушков, образов, убрусов, пелен, хоругвей, надгоробных покрово, лентий и плащаниц? | Плащаница, по изображению, времен Петра Великаго, шитая золотом и шелками по шелковой материи, темнокоричневаго цвета. Воздухи, большой и малые, вышитые золотом и серебром по малиновой шелковой материи. Воздухи, большой и малые, времен царя Алексия Михайловича, на коих вышиты слова серебром: "Лета 7159 (1651) Мая в 20 день сей покров дала вкладу на Тверския ворота к пресвятой Богородице Страстной Бояроня Ильи Даниловича Милославскаго Катерина Федоровна по отце своем Феодоре и по матери своей Анне и по всех родителех свои". Две хоругви, времен царя Алексия Михайловича; одна, с вышитыми иконами Страстной Богородицы и Архангела Михаила, с тропарями к оным, другая, с вышитыми иконами Казанской Богоматери и Свят. Николая, с тропарями к оным; так же две хоругви, предположительно, 18-го века, с изображением Страстной и Казанской Богоматери. |
62) Нет-ли в приходских церквах и монастырях старых походных иконостасов? Из какой материи они устроеных: из камки, атласа, тафты или холста? Состоят из одного иконописнаго письма или есть на них и образа, вышитые щелками, золотом и серебром? Если есть надписи, то списать их. | |
63) Нет-ли в церквах старых полковых знамен и цеховых значков? Из какой материи они устроены? Какия имеют изображения? Чем они украшены? Если есть надписи, то списать их. |
V. РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
64) Нет-ли в церквах предметов с резными драгоценными камнями, или резьбою на кости? | |
65) Нет-ли в церквах синодик, с какого года он начинается? | Древних синодиков нет. |
66) Нет-ли в церквах резных статуй? Если есть, то что оне изображают и какой величины? | Есть резное изображение Христа, распятаго на кресте, вышиною в 3 аршина, снятое с древняго иконостаса из верхней церкви; оно поставлено в часовне, находящейся при входе в нижнюю церковь. |
67) Если есть в церквах предметы не вошедшие в предъидущие рубрики, то дать им описание против настоящей. | На местной иконе Страстной Божией Матери, на ризе ея есть дар Ея Величества Императрицы Марии Федоровны - крупная жемчужная серьга, в память посещения Ея Страстного монастыря в 1817-м году. |
68) Не были-ли церковь, ворота, башня, терем, утварь и т.п. фотографированы или зачерчены и помещены в каком-либо журнале? | Литографированныя изображения с наружности и внутренности монастыря есть. |
69) Если есть возможность снять фотографии с каких-либо интересных памятников русскаго зодчества, то Академия могла бы предложить свои расходы по исполнению фотографий. | |
70) Если есть печатное описание церквей, то желательно бы иметь его в Академии. | Краткое описание монастыря есть. |
71) Желательно было-бы иметь общий набросок тех церквей, которыя представляют собою художественный интерес (каменныя до 1700 года, а деревянныя до 1786 года). | Есть копия, снятая с плана Страстнаго монастыря, XVIII-го века, в Московском Архиве Министерства Юстиции и хранится в монастырской ризнице. |
72) Если церковь или другое здание имеет сходство с каким-либо более или менее известными древними постройками, в столицах или в губернских городах, то указать с какими именно. |
VI. ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗНАТЬ:
1) Кто давал ответы на предложенные вопросы? | Страстнаго девича монастыря протоиерей Нил Михайлов Воронцов. |
2) Где воспитывался отвечающий? | В Московской Духовной Семинарии. |
3) Каких он лет и если священник, то сколько лет священствует? | От рождения имеет 62 года, священствует при оном монастыре 35 лет. |
4) Время составления настоящей метрики. | 1887-го года, Февраля 15-го дня. |
ЦГА Москвы. Ф.454. Оп.3. Д.61. Л.117-125.
1900 г., 1 Апреля. Отношение в Императорское Московское Археологическое Общество Московскаго Страстного монастыря Игумении Неофиты.
На Отношение Ваше, полученное мною 18-го Марта сего года, имею честь препроводить 2 экземпляра описания ввереннаго мне монастыря (…).
ЦГА Москвы. Ф.454. Оп.3. Д.61. Л.126.