Проект «Виртуальная реконструкция московского Страстного монастыря»

Структура проекта, его задачи и их решение в 2014 г.

В 2014 г. работа по проекту велась в следующих направлениях:

Ниже приводится развернутая характеристика работы коллектива проекта в 2014 г.


Источниковая база исследования на данном этапе (реконструкция монастырского комплекса на двух ранних временных срезах) обширна и включает в себя различные типы источников: чертежи, планы, карты, гравюры, литографии, текстовые материалы. Главную роль в процессе реконструкции играет техническая документация, но в целом ряде случаев ценную информацию можно почерпнуть из документов нарративного характера.

По каждому зданию, располагавшемуся на территории Страстного монастыря и прилегающей к нему площади, был собран массив источников, на основе которых происходило построение виртуальных 3D моделей. Главные объекты реконструкции – монастырский храм и надвратная колокольня – воссоздавались преимущественно на основе выявленных чертежей, планов, карт. Наиболее подробно конструкция храма была описана и перенесена на чертежи в 1920-х гг. (существенно, что соборный храм Страстной иконы Божьей матери не претерпел сколько-нибудь значительных перестроек за два века). При воссоздании внешнего облика храма учитывались также архивные нарративные документы и изобразительные источники – гравюры и литографии. Расположение в пространстве каждого объекта реконструкции определялось соотнесением его с планами территории Страстного монастыря 1757, 1773, 1831 гг., а также со сводными топографическими картами, созданными на основе архивных документов участниками проекта. Наиболее информативными источниками для создания модели колокольни, построенной в конце XVII в. и существовавшей до 1850-х гг., явились архивные чертежи рубежа XVII–XVIII вв., а также вышеуказанные планы территории монастыря.

На территории площади, прилегавшей к Страстному монастырю, в 1830-х гг. существовало более 20 владений, модели которых в реконструкции привязаны к Генеральному плану Страстной площади 1831 г., созданному участниками проекта на основе архивных топографических планов. Для создания базы источников по каждому зданию они были обозначены адресами строения на момент существования. Комплекс источников по каждому зданию включает чертежи фасадов, что позволяет воссоздать виртуальную модель с документальной точностью, а также во многих случаях имеются иллюстративные материалы (примеры таких источников приводятся в разделе "Источники" данного информационного ресурса).

Нарративные источники содержат сведения о перестройках зданий, происходивших в ходе реконструкций площади или вследствие чрезвычайных ситуаций, к примеру, – после пожара 1773 г. Такие документы включают данные о размерах строений, их этажности, материалах постройки, цвете фасадов, архитектурных элементах. Делопроизводственная документация, характеризующая различные аспекты строительства зданий, – прошения об их постройке, ремонте ветхих строений, сметы и счета на постройку новых корпусов, в том числе приходно-расходные книги Страстного монастыря, – позволяет с достаточной точностью восстановить облик зданий на изучаемом периоде времени.

Перейдем к более подробной характеристике информационного потенциала выявленных в архивах нарративных источников по истории изучаемого монастырского комплекса и прилегающей к нему исторической городской застройки.

Техническая документация не во всех случаях позволяет построить аутентичную виртуальную реконструкцию. В этих случаях существенную помощь могут оказать описательные архивные материалы. В ходе исследования было выявлено немало таких ситуаций. Приведем примеры, иллюстрирующие ценность описательных источников, восполняющих недостающие сведения технической документации.

1. Задача построения виртуальной реконструкции на период конца XVII – первой трети XVIII вв. слабее обеспечена технической документацией, чем аналогичная задача для более поздних периодов. Так, облик церкви Страстной иконы Божьей матери в графических и изобразительных источниках отображен неполно, однако важным подспорьем для реконструкции являются сведения, содержащиеся в послании Правительствующему Сенату из Московской Сенатской конторы от 16 июля 1739 г. В этом документе отмечается, что Коллегией экономии в монастырь был послан архитектор Мичурин, "который <...> подал опись, в которой между протчим показано, что имеющиеся при соборной церкви каменные перилы с одной стороны длиною на пятнадцать саженей шириною на две сажени обвалились, да на церквах да на каменных игуменских и казначейских кельях кровли деревянные все обветшали" (РГАДА. Ф.248. Оп.14. Д.794. Л.286–287). Из данного "доношения" мы смогли почерпнуть ценные сведения о деталях облика церкви и монастырских келий.

2. В том же 1739 г. в другом послании Правительствующему Сенату из Московской Сенатской конторы отмечалось, что после пожара 1737 г. "чтоб в том монастыре церковному строению не последовало и большего повреждения и не учинялось казенного убытия, Коллегия экономии чрез нарочно определенного самую нужную ветхость починила <...>, а именно над соборной церковью и над трапезною да над церковью Алексея Человека Божия что над Святыми Вороты кровли покрыть в два теса; в соборной церкви дватцать три оконницы слюденые да над олтарем железную кровлю и у глав поврежденную жесть починить" (РГАДА. Ф.248. Оп.14. Д.794. Л.288–289об.). Как видим, данный документ также содержит ряд полезных деталей для построения виртуальной реконструкции объектов Страстного монастыря.

3. В том же 1739 г. в "Описи ветхостей Страстного девичьего монастыря", составленной Коллегии экономии советником Овцыным, читаем: в соборной церкви "с правой стороны с углу от покрытой железом кровли карниз обвалился. <…> да при трапезе три крыльца из белого камня надлежит починить тем же камнем (РГАДА. Ф.390. Оп.1/3. Д.3406. Л.10).

4. В документе "Смета работ по исправлению игуменской кельи в Страстном девичьем монастыре" (23 января 1750 г.) содержатся сведения о состоянии двух келий игуменьи: "тех же кельях в девяти окнах затворы железные надлежит вновь зделать оныя окна длиною по аршину и по тридцать вершков, шириною по аршину и по три вершка с половиною; еще в сенях двум окнам и четверым дверям затворы железные надлежит вновь зделать оные окны длиною по аршину и девяти вершков, шириною по аршину и по одному вершку с половиною; двери длиною по два аршина и по три четверти, шириной по аршину и по шесть вершков" (РГАДА. Ф.390. Оп.1/3. Д.13804. Л.9–9об.).

5. Интерес представляет также документ "Об описи дворового строения умершего священника Страстного девичьего монастыря" (август 1766 г.). В этой описи "собственного дворового и хоромного строения" священника Михаила Дмитриева упомянута горница, а "в ней пять окон с окончинами новыми о шести стекол", а также другая горница "по брусьям обшита тесом с осми окнами без оконниц" (ЦГА Москвы. Ф.203. Оп.247. Д.73. Л.55–55об.).

6. Из "Книги расходов на возобновление Страстного девичьего монастыря" за 1779–1780 гг. можно выявить сведения о монастырской ограде и ряде строений монастыря: "Выдано Костромского уезда Ведомства Коллегии экономии села Левашева крестьянину Ивану Кузмину за сделание им вокруг монастыря каменной ограды, монашеских келий, сторожевского корпуса и погреба с кухнею 1229 руб." (2 мая 1779 г.); "Выдано (ему же) <...> за каменный конюшенный сарай и за заделку старой ограды 71 руб. 40 коп." (22 мая 1780 г.) (РГАДА. Ф.280. Оп.15. Д.232. 1779 год. Л. 4, 9).

7. Ценные для построения виртуальной реконструкции монастырского храма сведения содержатся в документе 1887 г. "Метрика для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах". Составивший этот документ протоиерей Страстного монастыря Нил Михайлов Воронцов на вопрос метрики "Если церковь старинная, то нет ли в ней пристроек более поздних; если есть, то какия и когда сделаны?" дает ответ: "При церкви более поздних построек нет". В его ответах представлены также данные о размерах нижней и верхней церквей монастырского храма: "Нижняя церковь с тремя приделами; общий размер в длину – 9 саж. 2 арш., ширину – 9 саж., высоту, до верхней части свода 6¼ арш. Верхняя церковь в два яруса окон, длиною – 14 арш. 10 верш., шириной – 15 арш. 2 верш., высотой 20 арш. до замка свода, до начала свода – 14 арш. Алтарь с тремя небольшими закруглениями; высота алтаря – 9¼ арш., ширина 10½ арш., длина (глубина) – 16 арш." (ЦГА Москвы. Ф.454. Оп.3. Д.61, Л.117–125).

Подобных примеров, характеризующих информативный потенциал нарративных архивных источников, нами выявлено немало.

Для восстановления типовых элементов реконструируемых объектов в тех случаях, когда выявленные источники не содержат достаточного количества информации, использовались аналоги – изобразительные источники по истории Москвы, характерные для рассматриваемых временных срезов.


Первый временной срез в нашей работе относится к концу XVII – началу XVIII вв. В это время монастырь включал в себя здание храма, колокольню с церковью, 54 деревянные монашеские кельи, колодец и первые захоронения именитых прихожан, участвовавших в жизни монастыря, игумений и насельниц. Строительство каменной колокольни с церковью Алексея человека Божия было начато в 1697 г. На основе выявленных источников участниками проекта был создан Генеральный план Страстного монастыря на 1700 г., который послужил базой для привязки строений монастыря к ландшафту городской территории. Одним из ключевых объектов, расположенных на территории монастыря, является колокольня Страстного монастыря, просуществовавшая вплоть до 1850 г. Наиболее ценным источником для её реконструкции является чертёж, выявленный в РГИА, а также гравюра, изображающая монастырь после пожара в 1773 г.

Построенная виртуальная реконструкция монастырского комплекса для первого хронологического среза представлена на данном сайте.

Построение виртуальной реконструкции для второго хронологического среза началось с создания плана застройки Страстной площади 1830 г. в программе Corel Draw. Основными источниками реконструкции выступили планы Москвы 1788, 1838, 1846 и 1852 гг., а также план монастырской территории 1831 г. Основываясь на этих архивных документах, можно определить границы виртуальной реконструкции и составить перечень строений Страстной площади с выделением "зелёной зоны". В границы реконструкции вошел не только Страстной монастырь, но и здания первой линии улиц, окружающих монастырь.

Следующим этапом работы стала виртуальная реконструкция рельефа территории Страстной площади на втором временнóм срезе. Данные о рельефе сохранили несколько планов: топографические планы 1926, 1939, 1946, 1996 гг., а также частично и план территории монастыря 1831 г. Первым шагом стало совмещение всех планов между собой и приведение их к единому масштабу. Полученный топографический план был импортирован в программу Unity3D, где производилось дальнейшее построение геометрии рельефа по отметкам высот.

Создание 3D модели позволяет проверить ряд гипотез о внешнем облике зданий, их функциональном назначении ещё на этапе макетирования, а также оценить степень достоверности и точности графических источников. Так, например, одним из источников, характеризующих облик Страстной площади середины XIX в., является гравюра 1855 г., созданная художником сразу после радикальной перестройки монастырской колокольни архитектором Быковским. В ходе виртуальной реконструкции облика Страстной площади 1830-х гг. гравюра была подвергнута анализу в компьютерных программах, что дало возможность оценить точность изображения зданий, их размеров, расположения, перспективы.

В качестве основных программ для построения виртуальной реконструкции были выбраны 3D редакторы: ArchiCAD, Autodesk 3Ds Max, SketchUp и Unity3D. Каждая из этих программ использовалась на определённой стадии работы. В некоторых случаях выбор программы реконструкции зависел от степени сохранности источниковой базы. Построение большинства 3D моделей осуществлялось преимущественно в программе Graphicsoft ArchiCAD.

Отметим, что по отдельным строениям до нас дошли только их планы, фотоизображения конца XIX – начала XX вв. и гравюры того же времени. Одним из таких строений Страстной площади является храм Дмитрия Солунского. К сожалению, существующие гравюры, изображающие храм на рубеже XVIII–XIX вв., дают лишь довольно приблизительное представление об архитектурных особенностях здания, искажая размеры отдельных его элементов, и, как следствие, не могут выступать в качестве основного источника, по которому будет осуществляться построение геометрии здания. В таком случае полезными могут оказаться фотографии здания более позднего времени, которые точнее передают его облик (в том случае, когда мы имеем свидетельства того, что здание не подвергалось перестройкам). Основным инструментом реконструкции на данном этапе выступает программа SketchUp.

Следует отметить, что одно из направлений работы коллектива было связано с изучением социальной истории Страстного монастыря. Так, большой интерес представляют дневниковые записи игуменьи Евгении (Озеровой). В годы её управления (1875–1890 гг.) монастырь процветал, его деятельное участие в общественной жизни распространялось не только в Москве, но и за её пределами. Настоятельница была человеком высокой культуры, первой из монашествующих женщин – мемуаристов XIX века. В 1876 г. она составила первое и единственное историческое описание Страстной обители на основании монастырской летописи.

Одним из результатов работы коллектива в 2014 г. является создание данного сайта.


В 2014 г. получены следующие основные научные результаты по теме проекта:

В ходе построения виртуальной реконструкции проведен большой объем работы, связанной с компьютеризованным анализом сформированного комплекса источников и верификации построенных 3D моделей. В программах 3D моделирования (Autodesk 3Ds Max, ArchiCAD, Google SketchUp и др.) осуществлен синтез источниковой базы, по известным параметрам зданий восстановлен облик соответствующих исторических зданий и построек монастыря и Страстной площади. Итоговая сцена реконструкции монастырского комплекса сформирована из 3D моделей в программе т.н. 3D движка (Unity3D). В ней же проведено построение 3D модели ландшафта и интеграция источниковой базы в 3D сцену. Степень реалистичности построенных 3D моделей – объектов исторической застройки Страстной площади – была повышена за счёт использования специального программного обеспечения по текстурированию поверхностей фасадов реконструируемых зданий. С помощью языков программирования Java и C# к каждой 3D модели осуществлена привязка источниковой базы (чертежей, планов, гравюр и др.) с возможностью включения интерактивной опции их просмотра в дополнительном окне экрана. Для просмотра виртуальной реконструкции на различных временных срезах используются программы виртуальных панорам (KrPano, Pano2VR), привязывающие исторические панорамы, созданные на базе соответствующей виртуальной реконструкции, к современным GPS-координатам. С помощью разработанного нами программного модуля возможен просмотр панорамы виртуальной реконструкции с одной точки на 360 градусов с совмещением современной панорамы площади с её исторической застройкой на временных срезах конца XVII – первой трети XIX вв.