А.В.Грибко, Л.П.Грибко, П.В.Щеглов
РАБОТА СКУЛЬПТОРА Г.Т.ЗАМАРАЕВА
ДЛЯ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Гавриил Тихонович Замараев (1758-1823 гг.) был известным московским скульптором. Он закончил в 1779 году Петербургскую Академию художеств [1] и затем пять лет был пенсионером в Парижской Академии художеств. Там он учился у знаменитого Жана Батиста Пигаля [2]. В 1784 году Замараев приезжает работать в Москву, и далее почти вся его творческая жизнь была связана с Москвой и с московской архитектурой.
Г.Т.Замараев был одним из основоположников московской декоративно-монументальной скульптуры конца XVIII - начала XIX веков, его работы украсили многие особняки и общественные здания города [2],[3], он работал вместе со знаменитыми архитекторами того времени: М.Ф.Казаковым, Д.И.Жилярди, И.В.Еготовым, А.Г.Григорьевым и др.
Для нас дорого то, что Г.Т.Замараев выполнил большую художественную работу для старого здания университета, которое восстанавливалось после разрушительного пожара войны 1812 года.
В центре города постепенно создавался ансамбль Манежной площади. К 1818 году оставалось невосстановленным только здание Московского университета, построенное по проекту архитектора Матвея Федоровича Казакова в 1786-1793 годах. Пожар вызвал сильные повреждения: сгорели все перекрытия, ничего не осталось от актового зала, полностью выгорели помещения библиотеки и музея, здание требовало серьезной реконструкции.
Дементий Иванович (Доменико Джованни) Жилярди (1788-1845 гг.) [4], [5], которому было поручено восстановление университета, несколько изменил облик фасада главного здания сообразно внутренним изменениям в проекте. Он убрал мелкие детали оформления фронтальной стены, чтобы подчеркнуть ее гладь и протяженность. Барельефы предполагалось врезать в стену без всякого оформления и заменить бывшие восемь колонн на четыре более массивные. Колонны были изменены, но количество их осталось прежним.
Торги на выполнение лепных работ были назначены на 13, 16 и 20 апреля 1817 года. К первым торгам обозначился весь объем этих работ, как-то: капители колонн, тарелки с купидонами и колчанами, триглифы с медальонами. Работа предположительно должна была быть выполнена лепщиком Иваном Емельяновым [6].
Позднее в марте 1818 г. состоялась переторжка, и было определено создание барельефа, украшение тимпана фронтона, изготовление львиных масок в замковых камнях над окнами и других деталей. Замараев принял участие в переторжке и заключил контракт “в том, что обязуется он принять на себя сделание барельефа на Главном университетском корпусе длиною 16 шириною до 3-х аршин за 890 рублей на следующих условиях: 1-ое, исправлять оную работу по показаниям архитектора и по данному от
него рисунку самым лучшим образом и без малейшего замедления и укрепить фигуры на месте как должно; 2-ое, если в работе окажется какая-либо неисправность или остановка, то правление может [исполнить] на счет подрядчика хотя и с передачею против договорной цены; 3-е, потребные для фигур материалы подрядчик должен употреблять свои...”[7]. В другом документе записано, что лепную работу нужно исполнить "по показаниям архитектора и по данным от него рисункам... Если каких-либо фигур потребуется более или менее против назначенного в смете количества, то сделать по той цене, сколько нужно будет безоговорочно"[8].Д.И.Жилярди предложил Г.Т.Замараеву выполнить рельеф с изображениями девяти муз [5], которые должны были олицетворять "торжество наук и искусств". Согласно древнегреческой мифологии от отца богов и людей Зевса и богини памяти Мнемосины рождаются девять прекрасных муз, и верховное божество Зевс становится источником вдохновения, наук и искусств [9]. Судя по композиции созданного Замараевым рельефа, можно сказать, что Жилярди взял за основу рельеф с римского саркофага II в.н.э. (подлинник находится в Лувре в Париже, копия находится в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве (см. рис. 1)).
Приведем здесь текст и перевод с французского подписи на музейной табличке у данного саркофага в Лувре: "Sarcophage les neuf Muses; sur les cotes; Socrate et Homere? Vers 150 ap. J-C. Coll. Albani,puis don du Pape au Roi Louis XVIII.", т.е."Саркофаг девяти муз; на боковых сторонах Сократ и Гомер? Около 150 г. от Р.Х. Коллекция Альбани, затем дар Папы Римского королю Людовику ХYIII." Этот саркофаг был принесен в дар, видимо, Папой Пием VII (1800-1823 – годы его папства)
королю Франции за то, что после разгрома Наполеона (который ликвидировал Ватикан как государство в 1809 году) Папа Пий VII был восстановлен в правах светского государя в Ватикане Венским конгрессом в 1814-15 годах [10]. (Наш комментарий к подписи носит характер домысла, но все же мы его здесь приводим. Поскольку Людовик ХYIII (1755-1824 гг.) был у власти в годы 1814-1815 и 1815-1824, то саркофаг был принесен ему в дар Папой Римским, возможно, где-то тоже в 1814-ом или 1815-ом годах. Д.Жилярди мог об этом знать, тогда это могло послужить поводом для использовании рельефа саркофага как украшения уже на восстановленном здании Московского университета. Кроме того, Д.Жилярди учился с 1806 по 1810 годы в Миланской Академии художеств и был, конечно же, хорошо знаком с произведениями искусства Древнего Рима; и еще, этот "Саркофаг муз" – один из наиболее хорошо сохранившихся саркофагов второго века н.э., судя по каталогу М.Вегнера [11].)Остановимся здесь немного на истории самого саркофага. Согласно имеющемуся переводу с описания данного саркофага в каталоге Макса Вегнера "Саркофаги муз"[11] (перевод с немецкого был сделан Евгением Федоровичем Макаренковым, ноябрь 1997), саркофаг относится по времени к середине II века н.э., когда в Риме правил император Антонин Пий(
138-161 гг.) (Пий – это прозвище означает "благочестивый"[12]), даже скорее всего к более позднему времени. Цитируем из каталога: "Прически муз на саркофаге напоминают юных Faustina, прежде всего те, {наверное, прически – прим. авт.}, которые существовали в их ранние годы, когда царствовал Antoninus Pius. Взятые пробы (породы камня, из которого был высечен саркофаг – прим. авт.) однозначно свидетельствуют о постадриановском периоде. Относительная неприкрытость фигур одеждами, фон, а также некоторые другие детали напоминают главный фасад основания колонны, построенной в честь Antoninus Pius в 160 году н.э." Здесь надо понять, о каких Faustina идет речь.Жену римского императора Антонина Пия звали Фаустина, она умерла в 141 г.н.э. Антонин Пий учредил в ее память благотворительное заведение для бедных девочек (puellae Faustinianae) и приказал в ее честь постро- ить храм. После смерти самого Антонина Пия римский сенат провозгласил этот храм святилищем "Бога Антонина и Богини Фаустины". У Антонина Пия и Фаустины была дочь, которую тоже звали Фаустина. Она была выдана замуж за следующего римского императора Марка Аврелия (161-180 гг.). Она погибла во время одной из войн в Азии в 174 г. На месте ее кончины Марк Аврелий тоже приказал выстроить храм [13].
Теперь скажем относительно изображений на фасаде основания колонны, посвященной Антонину Пию. На этой колонне нет изображений женских фигур, напоминающих муз на саркофаге. На основании этой колонны на одном из барельефов были изображены Антонин Пий и его жена Фаустина,
вернее образы их душ в телесном воплощении. Сцена вознесения их душ в небеса крылатым гением символизировала обожествление императорской четы [14]. Но где же музы?Что-то отдаленно напоминающее муз можно увидеть на основании другой колонны, посвященной Марку Аврелию, где помещен барельеф с изображениями Викторий (богинь Победы), и он, как орнаментальный пояс (или карниз) украшал квадратное основание колонны и располагался выше двери, веду- щей внутрь колонны, и ниже традиционных надписей с именами римских императоров династии Антонинов. В настоящее время этот рельеф на основании колонны Марка Аврелия отсутствует, его можно увидеть лишь на литографиях в альбомах Canina [15]. Это – "типовой орнамент", как бы мы сказали в наше время, с четырьмя симметрично расположенными друг относительно друга крылатыми женскими фигурками на каждой стороне основания. В их изображениях нет ничего индивидуального. Сравнивать их с музами, изображенными на саркофаге, просто невозможно. Упоминание М.Вегнером о рельефах на основании колонны М.Аврелия все же не проясняет мысль о заимствовании образов муз древним скульптором с каких-то произведений монументальной скульптуры II века н.э. Наоборот, фигуры муз на данном саркофаге очень индивидуальны и неповторимы.
Итак, попытка найти прообразы муз с этого древнеримского саркофага приводит нас к традиционным изображениям языческих божеств. Хотя, конечно же, мода в одежде и прически того времени, нашли свое определенное отражение в рельефном изображении муз. Далее, надо отметить, что в искусствоведческом исследовании, проведенном М.Вегнером, много внимания уделено последовательности расположения муз на саркофаге. Правильное отождествление каждой из них подвергалось этим автором сомнению, поскольку в те времена, когда был создан саркофаг, для отдельных муз еще не существовало типичных образов с характерной атрибутикой, позволявшей однозначно определять имя каждой, как это стало возможным у большинства саркофагов третьего столетия н.э. Наибольшие сомнения вызвали музы первая, третья и шестая. По
мнению автора муза лирической поэзии обязательно должна была быть изображена с лирой. Последовательность слева направо, предложенная Максом Вегнером, такая: Каллиопа – муза эпической поэзии, Талия – муза комедии, Терпси- хора – муза танца, Евтерпа – муза музыки, Полигимния – муза пения, Клио – муза истории, Эрато – муза лирической поэзии, Урания – муза астрономии, Мельпомена – муза трагедии.Вернемся к рельефу, который выполнил Г.Т.Замараев. На рис.1 и рис.2 представлены оба рельефа: с саркофага и со старого здания МГУ. Попробуем их сопоставить и увидеть схожесть и различие.
Последовательность, в которой изображены девять муз на обоих рельефах, одинаковая. Сходны ракурсы и положения почти всех фигур. Музы изображены со своими атрибутами в следующей последовательности (согласно архиву МГУ): Клио – муза истории, Талия – муза комедии, Эрато – муза лирической поэзии, Евтерпа – муза музыки, Полигимния – муза пения, Каллиопа – муза эпической поэзии, Терпсихора – муза танца, Урания – муза астрономии и Мельпомена – муза трагедии. Г.Т.Замараев переработал римский оригинал, он усложнил движения фигур, придал им большую выразительность. Поскольку рельеф на здании университета зрительно разбивается колоннадой на три части, то скульптор сгруппировал фигуры муз по три в каждом пролете между колоннами и, чтобы не нарушить общей композиционной связи, ввел дополнительных героев, не указанных в рисунке Жилярди: двух амуров и крылатого гения, держащего в руках книгу [16] (см.рис.2). Добавление этих фигур явилось не только чисто композиционным решением, но оправдывается и самим названием рельефа "Торжество наук и искусств". Художник отходит от античных канонов и создает символ объединения
наук и искусств, где гений и амуры вдохновляют на творческий поиск и стремление к знаниям.Д.И.Жилярди следующим образом оценил работу скульптора: "Академии художник Гаврило Замараев припоставил на главном Университетском корпусе барельеф по усмотрению моему и по показанию прибавил к оному несколько фигур не означенных в показанном ему при торгах рисунке, которые служат гораздо к большему украшению того барельефа..."[17].
Согласно договору Замараев исполнил еще герб в обрамлении лавровых венков с научными инструментами в тимпане фронтона (сохранилось изображение этого герба на фотографии начала XX века) и 111 львиных масок в замковых камнях (см. рис. 3 и рис. 4).
Весь скульптурный декор сильно пострадал во время Октябрьской революции (см. рис. 5) и, особенно, во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Например, тимпан фронтона претерпел изменения, и в центре вместо двуглавого орла появился рельеф ордена В.И.Ленина. Барельеф с музами несколько раз реставрировался и потерял при этом прежнюю изящность и точность форм. Его современный вид (ул. Моховая, д.11) можно увидеть на рис.6.
Вот краткая история барельефа муз на старом здании Московского университета.
Ссылки
[1] Рельефы. Академические программы русских скульпторов.- М., 1962.
[2] Cвиньин П. О скульпторе Замараеве //ж. Отечественные записки.- 1823, часть 13, № 34,35, февраль-март, с.445-447.
[3] Лях Ф.Ф. Скульптор Г.Т.Замараев // ж. Искусство. – 1959, № 12, с.63-67.
[4] Ромм А.Г. Русские монументальные рельефы. М., Искусство, 1953, стр. 67, 70, 94.
[5] Белецкая Е.А., Покровская З.К. Д.И.Жилярди. М., Стройиздат, 1980, с.31-33, с.50-51.
[6] ЦГИАМ, фонд 418, оп.505, д.6, л.1-2.
[7] ЦГИАМ, фонд 418, оп.505, д.11, л.1-33.
[8] ЦГИАМ, фонд 459, оп.1, д.1021, л.216, 1818 г.
[9] Мифологический словарь. М., Сов.энциклопед., 1991,
[10] БСЭ, 3-е изд.
[11] M.Wegner, Die Musensarkophage. Deutsches Archaologisches Inst.Verl.Gebr.Mann, Berlin,1966, p.36-37.
[12] Детская энциклопедия, Москва, изд."Аванта+", 1997, т.7 "Искусство", стр.164.
[13] Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. С.-П.
[14] Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима./ Памятники мирового искусства. М., "Искусство", 1982, илл. 254а, 254б.
[15] Canina, Luigi. Gli edifizy di Roma antica cogniti per alcune reliquie, descritti e dimostrati nell'intera loro architettura dal commendatore Luigi Canina. Vol.4, Roma,1851. Tavole CCLX, CCLXI.
[16] Архив МГУ, дело строительной комиссии университета, № 11, лепная работа, 1818 год, 9 октября, стр.79.
[17] ЦГИАМ, фонд 418, оп.505, д.11, л.74.