Время Иоанна Антоновича в фейерверочной пропаганде

Зелов Д.Д.

МГУ, Исторический факультет

Русской “Железной маске” явно не повезло в истории. Процарствовав всего год, малолетний император был свергнут с престола Елизаветой, которая изолировала его и его родных от внешнего мира. Впоследствии он был отделен от семьи и переведен на содержание в самую мрачную и страшную тюрьму России - Шлиссельбургскую крепость. В ней он и трагически закончил свои дни, когда был убит в 1764 г. при попытке поручика Мировича освободить его.

Елизавета сделала все возможное чтобы не только устранить конкурента, но и само имя его подвергнуть забвению : ему было велено именоваться Григорием, он ничего не должен был знать о своем прошлом и т.п., хотя Иоанн Антонович все-таки узнал о том, кто он и почему томится в тюрьме.

Но Елизавета, изолировав в крепости конкурента, решила изолировать и время его правления, вычеркнуть этот год из истории. Поэтому все документы и материалы, так или иначе связанные с его коротким периодом царствования, подлежали изъятию и отсылке в Сенат, где большая часть их тут же уничтожалась, а наиболее важные и значительные, хранились за семью печатями. Назывались они не иначе как “делами с известным титулом”. На Васильевском острове устраивались гигантские костры, на которых сжигались материалы, связанные с этим коротким царствованием. Ослушившихся приказа ждало очень суровое наказание. Тем, кто сохранял монеты и вензели с именем Иоанна Антоновича, грозили отрубить руку !

Этот процесс был остановлен лишь по смерти дочери Петра специальным указом Сената от 19 августа 1762 г. В результате от царствования Иоанна VI остались буквально крупицы. Но все же благодаря сохранившимся архивным материалам, запискам, газетам, гравюрам можно реконструировать этот период относительно исследуемой праздничной сферы.

Первая праздничная дата этого времени - 18 октября 1740 г. - день провозглашения восшествия на престол Иоанна Антоновича. В честь этого события, ознаменовавшего начало нового царствования, в Петербурге был устроен фейерверк и праздничная иллюминация города [1].

Другая важная дата - 10 ноября 1740г[2]. В этот день состоялась иллюминация дома Б.Х.Миниха и фейерверк перед ним. Повод был очень важный - это день восприятия Анною Леопольдовною управления империей при малолетнем императоре. Накануне был свергнут ненавистный столь многим регент Бирон. Ну а главным героем этого переворота был смелый и решительный Миних, без которого Анна и не посмела бы предпринимать сколь-нибудь серьезных действий. Теперь, победу нужно было отпраздновать - что и происходило у дома главного ее героя, который, к тому же, являлся и мастером в организации этих ярких “огненных зрелищ”.

А 12 августа 1741 г. в Петербурге был устроен роскошный и великолепный праздник в честь годовщины рождения юного императора. О нем говорится в дневнике Мартина Альберта Хенихена, секретаря брауншвейг-люненбургского принца Людвига Эрнста, младшего брата Антона Ульриха. Его дневник на немецком языке хранится в архиве Нижней Саксонии в Вольфенбюттеле и был переведен на русский и частично издан исследователем Л.И.Левиным в приложении к своей книге. Из дневника Хенихена следует, что Анна Леопальдовна (хотя секретарь прямо не называет ее имени) зажгла из окна Зимнего дворца “ракетою роскошный фейерверк; прекрасная иллюминация крепости и всего города завершила это празднество” [3]. К сожалению, никаких более конкретных сведений описания праздника в дневнике нет.

Но, к счастью, сохранились гравюры с изображением фейерверка и иллюминации 12 августа 1741 г. Почти все они были уничтожены в царствование Елизаветы. В России чудом сохранился единственный экземпляр из коллекции Д.А.Ровинского, хранящийся в настоящее время в ГМИИ, да несколько экземпляров в зарубежных архивах, т.е. там, где Елизавета была не властна что-либо приказывать и требовать [4] .

О фейерверке можно также узнать из сохранившихся экземпляров Санктпетербургских ведомостей[5],хотя они тоже подвергались изъятию и уничтожению в елизаветинское время, в которых подробно рассказывается о ходе праздника, и из сохранившегося специального изданного описания этого фейерверка, составленного Х.Гольдбахом и Я.Я.Штелиным [6] Кроме того, сохранились материалы АН о подготовке этого фейерверка [7].

Помимо самого театра фейерверков, расположенного на Неве напротив Зимнего дворца, были иллюминированы Петропавловская крепость и Адмиралтейство, а также Конюшенный двор.

Фейерверочный сюжет был представлен тремя большими планами, на главном - Аполлон на колеснице, скачущий по небу, под ним - земной шар с профильным изображением Евразии и надписью “Россия”, а над всем - надпись “Сияние свое умножит”. Левый план изображал Россию в образе женщины, обнимающую небольшое дерево и смотрящей на его крону. Надпись : “Почитает и ожидает”. А правый план представлял две аллегорические фигуры Крепость и Силу, стоящих у молодого дерева с надписью : “Сими хранимо возрастет”.

Данный сюжет можно расшифровать так. Правый план указывает на то, что при помощи силы и крепости малолетний император (молодое дерево) вырастет сильным и мужественным. На это же уповает (”почитает и ожидает”) Россия из левого плана. Главный же план говорит о том, что когда император вырастет, то России светит великое будущее (“сияние свое умножит”). Поэтому Аполлон, под которым можно понимать выросшего императора, светом своим освещает только ту часть земного шара, которая принадлежит России.

Справлены фейерверком с иллюминацией были и именины малолетнего императора - 29 августа 1741 г [8]. При этом праздничной подсветки помимо театра фейерверков удостоились Петропавловская крепость, и Конюшенный двор, который начинает постоянно иллюминироваться в это короткое царствие.

Хенихен вместе с Санктпетербургскими Ведомостями сообщает о праздновании дня восшествия на престол Иоанна Антоновича - 18 октября 1741 г. Вечер этого праздничного дня в Петербурге завершила “иллюминация крепости и всего города” [9].

Это был последний фейерверк того короткого царствования. Но были подготовлены еще два, оставшиеся неосуществленными. и запланированные на 7 и 9 декабря 1741 г. В эти дни должны были праздновать день рождения и именины Анны Леопольдовны. Разработка этих фейерверков, порученных Гольдбаху и Штелину велась, как всегда, заранее и уже к концу октября, судя по сохранившимся материалам АН, все было готово [10]. Но их осуществлению не суждено было сбыться - 25 ноября Елизавета совершила переворот.

Удалось найти и проекты этих фейерверков. Поскольку разница между днем рождения и именинами была минимальна, то согласно инструкции “из главной артиллерии во академию наук” “за краткостию меж тех высоких дней времени, учинена была по обеим приличная одна (иллюминация с фейерверком -Д.З.) без перемены фигур, разве в малом чем” [11]. Хотя иллюминации и не должны были сильно отличаться друг от друга, но авторам фейерверка - Гольдбаху и Штелину - было дано задание составить проекты не вместе, а отдельно друг от друга. Поскольку оба проекта сохранились, то сопоставляя их, можно судить о том, насколько они схожи, а насколько разнятся, и, конечно же, насколько оригинальны.

Итак, проект Штелина предлагал изобразить Минерву, ведущую царственного сына в порфире с короною и скипетром к храму Счастья и Славы, высокого стоящему на горе и освещаемому лучами солнца [12]. Сюжет читался довольно легко : под Минервой, безусловно, следовало понимать Анну Леопольдовну, а царственный сын - малолетний император Иоанн Антонович. Только сколь далеко оказалась мрачная реальность тюремного заключения от радужного и счастливого будущего, нарисованного академиком Штелиным !

Боковые планы изображали Россию с рогом изобилия (опять намек на счастливое будущее) и фигуру старика, из опрокинутого сосуда которого вытекала вода - под этой фигурой подразумевалась Нева, а рядом был помещен герб Петербурга

Вариант Гольдбаха предполагал вначале изобразить Минерву, попирающую ногами Несогласие с подписью “Для восстановления вечной дружбы”, а дальнейшее развитие сюжета могло двояким: а) крепость Вильманстранд взлетает на воздух или б)Орел мечет молнии в крепость [13].

Сравнивая теперь оба варианта, видно, что похожи между собой они были мало. Если вариант Штелина ориентировал зрителя на перспективы безоблачного будущего венценосных особ, в реальности оказавшегося столь ужасным, то Гольдбах сосредоточился на отражении в фейерверке начавшейся войны со Швецией. Желанию скорейшего заключения мира посвящен первый сюжет : Несогласие, т.е. вражда, война попирается, а подпись “для восстановления вечной дружбы” свидетельствует о желании мира. Дальнейшее развитие сюжета в его обоих вариантах прославляет взятие шведской крепости Вильманстранд (23 августа 1741г.) генералом П.П.Ласси, причем в если в первом случае она названа по имени и взлетает на воздух, то во втором - орел, под которым, подразумевается, естественно, Россия, мечет молнии именно в нее, т.к. это было единственное крупное сражение и победа в ходе той войны.

Вариант Гольбдаха следует признать более интересным и актуальным, т.к. он отражал события русско-шведской войны и призывал к миру, к восстановлению нормальных добрососедских отношений, а Штелин, обойдя вниманием войну, варьировал вариант прославления государя и его “великого” будущего. Ничего особо нового и оригинального в этой избитой теме придумать уже было нельзя.

Хотя царствованию Иоанна Антоновича в истории был отпущен чрезвычайно короткий срок, но и в нем продолжали существовать и развиваться светские официальные праздники, пропагандировавшие различные аспекты бытия государства и его правителей. Благодаря тому, что не все было уничтожено в последующее время и стала возможной частичная реконструкция и оценка тех далеких событий.

[1]Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. Описание фейерверков и иллюминаций.Спб.,1903.С.223.

[2]Спб.Ведомости.1741.? 9.С.718.

[3]Левин Л.И. Российский генералиссимус герцог Антон Ульрих (История “Брауншвейгского семейства” в России).Спб.,2000.С.309.

[4]Ровинский Д.А. Указ.соч.С.223-224; Левин Л.И. Указ.соч.С.4. Рис. - первый форзац.

[5]Спб.Ведомости 1741 г.? 65.С.518, ? .66.С.526 ; Примечания к Ведомостям.

1741г.? .66-68.С.261-266.

[6] Внутренний быт русского государства с 17-го октября 1740 года по 25-е ноября 1741 года, по документам, хранящимся в Московском архиве министерства юстиции. Кн.I.М.,1880.С.245; Гольдбах Х. и Штелин Я.Я. Изображение и изъяснение фейэрверка и иллуминации, которые высокоторжественный и всерадостный день рождения великаго государя Иоанна III 12 августа 1741 года в Санктпетрбурге представлены были.Спб.,1741.

[7]Материалы для истории имп. Академии наук.Спб.,1900.Т.4.С.710.

[8]Спб. Ведомости. 1741 г.? 70.С.559.

[9]Спб.Ведомости.1741г.? 84.С.670; Левин Л.И. Указ.соч.С.313.

[10]Материалы...Т.4.С.745-746.

[11]Там же.

[12]Внутренний быт...С.263.

[13]Там же.С.264.