Изменения в средиземноморской политике НАТО в начале 1990-х гг.
Муромцева О.В.
Московский государственный Университет им. М.В. Ломоносова
В 1990-е гг. сформировалась новая военно-политическая стратегия НАТО, составной частью которой была концепция урегулирования региональных кризисов. Наряду с военными инструментами обеспечения безопасности на первый план выдвигаются и политические методы. В связи с войной в Персидском заливе возник вопрос о возможности проведения операций альянса вне зоны его ответственности. Уже в начале 1990-х наметилась переориентация НАТО на противодействие кризисам вне зависимости от региона их возникновения. Таким образом, НАТО стремится максимально расширить сферу своего непосредственного влияния.
В 1990-е гг. НАТО усилил свою активность и в средиземноморском регионе. Проблема вовлечения государств Южного Средиземноморья в сферу влияния НАТО обсуждалась сначала в рамках Североатлантического ассамблеи и Североатлантического союза, а затем стала предметом рассмотрения в руководящих органах этого военно-политического союза.
Так, о значении Средиземноморья для НАТО и реальных шагах, которые в этой связи нужно предпринять в свете перемен в Европе, на Среднем и Ближнем Востоке, говорилось на заседаниях Североатлантического Союза на уровне министров иностранных дел в Афинах в 1993 г., на встрече на высшем уровне в Брюсселе в 1994 г. и встречах министров иностранных дел в том же году в Стамбуле и Брюсселе. В коммюнике встречи министров иностранных дел в Афинах в 1993 г. отмечалось, что “безопасность в Европе находится в тесной зависимости от средиземноморской безопасности”. Следовательно, НАТО должно способствовать всеми доступными ему средствами обеспечению мира и стабильности в регионе, как это происходит в Центральной и Восточной Европе.
[1]На встрече на высшем уровне в Брюсселе в 1994 г. вновь подчеркивалось огромное значение средиземноморской безопасности и приветствовались успехи, достигнутые в процессе мирного урегулирования на Среднем Востоке. При этом роль НАТО в обеспечении безопасности в регионе характеризовалась как роль “наблюдателя, способствовавшего мирным инициативам средиземноморских стран”.
[2] В этом же году, но уже на встрече министров иностранных дел в Стамбуле заявлялось о необходимости проанализировать возможные предложения по внесению собственного вклада НАТО в обеспечение безопасности в Средиземноморье.[3] Таким образом, задачей НАТО становилась выработка собственной программы обеспечения безопасности в районе Средиземного моря.Активизацию поисков решения проблемы средиземноморской безопасности в 1990-е годы можно объяснить увеличением опасности потенциальных конфликтов в регионе, причинами возникновения которых являются: 1) агрессивная политика некоторых стран – Ирана, Ирака, Ливии;
2) распространения исламского фундаментализма; 3) развитие военных технологий и гонка вооружений в отдельных агрессивно настроенных странах; 4)терроризм.В официальных документах НАТО и исследованиях натовских аналитиков
[4] отмечалась тесная взаимосвязь между европейской и средиземноморской безопасностью. Дисбаланс в экономическом и социальном развитии неевропейских и европейских средиземноморских стран порождает ряд угроз благополучию последних. Демографические проблемы вызывают поток нелегальных иммигрантов в страны Запада. С другой стороны, нестабильность и конфликты в Средиземноморье могут привести к прекращению импорта нефти и природного газа в страны Европы, а средиземноморские страны (Ливия, Алжир и др.) являются главными поставщиками этих ресурсов в Испанию, Италию, Бельгию, Францию, Великобританию. Таким образом, становится понятной обеспокоенность европейских членов НАТО проблемами Средиземноморского региона.В 1993-1994 гг. НАТО начинает разработку новой политики обеспечения средиземноморской безопасности из-за повышения конфликтного потенциала в регионе и возникающих в этой связи военных и социально-экономических угроз благополучию стран-участниц
Североатлантического альянса.
[3] Press Communique M-NAC-1(94)46. Issued at the Ministerial Meeting of the North Atlantic Council held in Istanbul, Turkey, 9 June 1994.
[4] Asmus R., Stephen Larrabee Ian , Lesser O. Mediterranean security: new challenges, new tasks//Webedition No.3 – May 1996. P. 25-31.