М. Порций
Катон и Юлий Солин об основании Пренесте.Леднева М.В.
МГУ имени М.В.Ломоносова
Множество древних авторов сохранило сведения об основании Пренесте: Катон, Диодор, Вергилий, Плутарх, Фест, Солин, Сервий, первый и второй Ватиканские мифографы. Самым древним писателем, затронувшим этот вопрос был Катон, который пишет в “Началах” (Schol.Veron.ad Verg.Aen.VII 681) :” Девы (или весталки), отправившиеся за водой, нашли Цекула в очаге, и поэтому посчитали его сыном Вулкана. Т.к. у него были маленькие глаза, то его прозвали Цекулом. Собрав пастухов, он основал город Пренесте”. Известно, что Катон при написании “Начал” пользовался местными италийскими источниками [1]. В данном случае, вероятно, он опирался на старинную латинскую легенду, т.к. и Вулкан - древнейшее италийское божество [2], и само имя Цекул - латинское. То, что Цекул основал город, собрав пастухов, также является признаком древности сказания. Первоначально население Лация занималось преимущественно скотоводством [3], развитие же и совершенствование земледелия связывается учёными с культурным влиянием этрусков или микенских греков [4].
Данные Катона, вероятно, лежат в основе сообщений Вергилия (Aen. VII 678-680) и грамматика Феста (P.44 M), которые тоже указывают на то, что Пренесте была заложена Цекулом, сыном Вулкана.
С отрывком из “Начал” Катона интересно сравнить сведения грамматика III в. н.э. Юлия Солина (II 9). Он пишет:” Пренесте, как сообщает Зенодот, была основана Пренестом, внуком Улисса, сыном Латина, согласно же пренестинским книгам, - Цекулом, которого сёстры Дигидиев случайно обнаружили у огня”. Обратимся сразу ко второй части этого пассажа. Указание на Praenestini libri, скорее всего, свидетельствует о том, что этот вариант традиции, как и данные Катона, восходит к местной пренестинской легенде.
Однако в отличие от Катона Солин отмечает, что Цекула нашли не девы или весталки (virgines), а сёстры Дигидиев, Digidiorum sorores. По всей видимости, именно их Стаций называл Praenestinae sorores (Stat. Silv. I 3, 79-80).Самих Дигидиев считают братьями матери Цекула (Serv. Aen.VII 678) и отождествляют с ларами [5]. Е.М.Штаерман, вслед за Г.Радке, который опирался на данные Сервия (Serv. Aen.VII 678), связывает их с индигетами [2]. Несомненно, есть определённое сходство даже в звучаннии слов Digidii и Dii indigetes. В любом случае Дигидии - древнейшие божества местного пренестинского происхождения. Что касается Digidiorum sorores, то отождествление их с virgines связано, вероятно, с тем, что они выполняли в Пренесте примерно те же обязанности, что и коллегия весталок в Риме, т.е. были жрицами огня. Недаром именно они нашли сына Вулкана. Кроме того, известно, что “родственнице” Цекула, Каке, сестре Кака, сына Вулкана, служили весталки (Serv. Aen. VIII 190). По всей видимости, Солина как грамматика заинтересовало такое необычное малоупотребительное ( не только в его время, но даже, вероятно, и в эпоху Катона) выражение, и поэтому он сохранил его.
Таким образом, можно предположить, что Солин передал местную пренестинскую легенду в нетронутом виде. Катон же отредактировал и “романизировал” её, заменив малознакомых римлянам Digidiorum sorores понятным названием весталок.
[1] A.E.Astin. “Cato the Censor”. Oxford. 1978. P.230.
[2]Е.М.Штаерман. “Социальные основы религии Древнего Рима”. Москва. 1987.
[3]Дж.Луццатто. “Экономическая история Италии”. М.1954. С.48,50.
[4]E.Peruzzi. “Mycenaeans in early Latium”. Roma. 1980. P.109-117.
[5]Aust. “Digidii”// RE Bd. 5. Stuttgart. 1905. S.543.