К интерпретации образа царя Хуфу в сказках папируса Весткар
И.А.Ладынин
(Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова)
Литературный текст, записанный на т.н. папирусе Весткар (по палеографическим и языковым критериям датируется периодом гиксосского владычества в Египте - XVII-1-я пол. XVI вв. до н.э. [4, 23]) и более известный под названием “Сказок о царе Хуфу (Хеопсе) и волшебниках”, не перестает привлекать внимание египтологов со времени его обнаружения и первой научной публикации А. Эрманом [3]. На наш взгляд, наиболее существенные и еще не получившие однозначного разрешения вопросы встают в связи с центральным для данного произведения образом фараона Хуфу (Хеопса). С одной стороны, строитель величайшей из египетских пирамид предстает перед нами весьма жестоким и противящимся божеским установлениям правителем, способным забавы ради приказать обезглавить находщегося в заточении преступника, с тем чтобы кудесник Джеди попробовал затем его оживить (VIII.13-17), и восстающим против воли божества о передачи власти над Египтом от внука Хуфу к новому царскому дому (IX.7-18). C другой стороны, безымянный автор “Сказок...” ни разу не высказывает по адресу Хуфу недвусмысленного осуждения и неизменно именует его эпитетами, подобающими легитимному царю. По-видимому, именно это привело Х.Гёдике к мысли, что на самом деле в тексте “Сказок...” нет указаний на намерения Хуфу вредить трем детям супруги жреца Реджедет - будущим царям Египта (IX.7-12, 23-27, ff.) [4, 29-30] и тем самым образ фараона в тексте должен быть воспринят более позитивно, чем это обычно делалось исследователями.
Как представляется, при интерпретации образа Хуфу в “Сказках...” следует учесть несколько моментов, связанных с наблюдениями как над данным текстом, так и над некоторыми иными источниками. Прежде всего, несмотря на сложность своей структуры, “Сказки...” - это целостное произведение, единое как по своей литературной композиции [4, 24], так и по концепции. Несколько “знаковых” фраз “Сказок...” обнаруживают их явное концептуальное сходство с другими текстами среднеегипетской литературы, исходящими из того, что легитимная “царственность” является “должностью” (IX.11, 25: iAt mnxt; cf. P.Erm.1116A.116: iAwt mnxt pw nsyt), налагаемой на правителя его отцом - верховным божеством, - и предполагает ответственность ее носителя перед богом за соблюдение им определенных стандартов “праведности” (mAat; P.Erm.1116A.45, 47 et passim; P.Leid.I.344rec.12.12-13; Peas. passim) по отношению к своим подданным, “пасомым” богом (VIII.17: awt Spst; cf. P.Erm.1116A.130-131: awt nTr; P.Leid.I.344rec.12.1: iw Dd.tw m[i]niw pw n bw nb; cf. id.12.14) [1]. Наличие важнейших составляющих этой концепции в тексте “Сказок...”, с одной стороны, позволяет датировать временем ее наибольшего распространения, т.е. I Переходным периодом (ок. XXII-XXI вв. до н.э.), само создание данного произведения в его вероятном наиболее раннем варианте и, с другой стороны, создает основу для интерпретации его конкретных эпизодов. Наилучшим образом отношение создателя “Сказок...” к фараону Хуфу раскрывается как раз в уже упоминавшемся эпизоде с приказом царя оживить обезглавленного преступника. Призванный к Хуфу кудесник Джеди отказывается сделать это, ссылаясь не на свое неумение, а на недопустимость подобных “экспериментов” над людьми - “благородной паствой” бога, - вытекающую, очевидно, из норм mAat; тем самым читателю “Сказок...” становится ясно, что Хуфу, наделенный в силу своего статуса способностью постигать mAat более безошибочно, чем кто бы то ни было из его подданных (cf. P.Leid.I.344rec.12.12: Hw siA mAat Hna.k...), готов преступить ее нормы ради собственного развлечения, а восприятие подобного правителя в качестве благого оказывется исключенным.
Не менее существенно и предсказание о смене династии Хуфу после царствований его сына и внука новым царским домом, которое возвещает царю кудесник Джеди. Вопреки мнению Х.Гёдике, по существу, увидевшего в этом предсказании лишь мотив неотвратимости божественного плана, с которым приходится смириться даже царю [4, 28 ff.], нам представляется более вероятным, что смена династии оказывается карой, ниспосланной царю (хотя и не непосредственно, а лишь в лице его потомков) за его отступления от mAat. Предопределенность троих детей Реджедет к “благодетельной обязанности” царской власти вытекает прежде всего из их рождения от сакрального брака (близости верховного солнечного божества Ра с их матерью), о чем вполне отчетливо говорится в тексте “Сказок...” (IX.10; о божественной золотой плоти этих детей см: X.11, 18-19, 25-26) [2, 368]. Согласно египетским религиозно-идеологическим представлениям по крайней мере с рубежа III-II тыс. до н.э., подобным образом рождался каждый легитимный фараон; таким образом, в “Сказках...” речь в неявной форме идет о том, что в третьем поколении потомков Хуфу бог Ра был намерен прекратить удостаивать близости с собой женщин царского дома и, соответственно, лишить этот дом прав на власть. Очевидно, что подобное намерение верховного бога находилось целиком и полностью в его власти и могло быть обосновано лишь вескими причинами. В связи с этим стоит обратить внимание на фрагменты “Демотической хроники” (IV в. до н.э.), утверждающих, что степень соблюдения царями “закона” (демот. hp - понятие, аналогичное среднеегип. mAat) прямо отражается на судьбе их сыновей (P.dem.Bibl.Nat.215 rec.IV.12), в том числе определяя возможность (id. III.18-19) или невозможность (id. III.20-21) наследования ими власти их отцов [5, 66], т.е., с догматической точки зрения, их рождения от сакрального брака. Трудно сказать, считал ли автор папируса Весткар, что преемники Хуфу продолжили его жестокости (ср. со сведениями греческих авторов о сыне Хуфу Хафра/Х(К)ефрене: Herod.II.127; Diod.I.64.5) или же что после царствования его внука династию постигла расплата за дела его одного; однако, на наш взгляд, отстранение династии Хуфу от власти представлено в “Сказках...” в неявной форме в качестве такого же наказания свыше, о котором применительно к царям IV в. до н.э. несравненно более открыто говорится в “Демотической хронике”.
Наконец, еще один аргумент в пользу предложенной интерпретации образа Хуфу в “Сказках...” как несомненно дурного правителя - это крайне мрачные реминисценции о нем у ориентировавшихся на египетскую традицию греческих авторов (Herod.II.124-126, Diod.I.64.4-5, Manetho, ed. W.G.Waddell, fr.14-16). Вполне вероятно, что негативная оценка Хуфу в первоначальном варианте “Сказок...”, который должен был сложиться еще в I Переходный период, могла быть гораздо более явной, чем в известной нам их записи, вероятно, прошедшей редакцию в условиях восстановления стандарта абсолютной лояльности к царской власти в начале Среднего царства (ок. кон. XXI-XX вв. до н.э.; ср. с идейной направленностью “Рассказа Синухета”).
[1] Демидчик А. Е. Представления о египетской государственности в “Поучении царю Мерикара”: Автореферат дисс. на соиск. уч. степени к. и. н. М., 1994.
[2] Berlev O. D. The Eleventh Dynasty in the Dynastic History of Egypt // Studies presented to H. J. Polotsky. Beacon Hill (Mass.), 1981.
[3] Erman A. Die Märchen des Papyrus Westcar. Bd. I-II. B., 1890.
[4] Goedicke H. Thoughts about the Papurus Westcar // Zeitschrift für ägyptische Spräche und Altertumskunde. 1993. Bd. 120.
[5] Johnson J. H. The Demotic Chronicle as a Statement of a Theory of Kingship // Journal of the Society tor the Study of Egyptian Antiquities. 1983. Vol. 13. P. 66-67.