Религиозная традиция о взаимоотношениях Нила Сорского и Иосифа Волоцкого
.Крапчунов Д.Е.
Томский государственный университет Россия
Для христианства характерен некий культурный консерватизм. Выражаясь словами известного современного апологета диакона А. Кураева, каждая из трех конфессий, составляющих сегодня христианский мир, несет на себе печать той эпохи, в которую она сложилась. Православие - это античное христианство, так же как - средневековое восприятие христианства, а протестантизм - "эпохи буржуазных революций”.
[1]Старообрядцы
– одно из наиболее консервативных течений в христианстве. Со времени классиков-исследователей старообрядчества Щапова и Костомарова в них принято видеть “окаменелый осколок древней Руси”. Действительно, старообрядчество - это глубоко традиционная культура или постфигуративная (в терминологии М. Мит). Традиции почти невозможно обучиться по книгам. Традиция от лат. Tradeo - передаю, поэтому необходимо, чтобы был носитель культуры, веры, который мог бы передать то, чему сам некогда был научен. Традиция передается из уст в уста. Известно, что даже тщательное изучение Библии - основы, казалось бы, православия не приводит к традиционному пониманию православной культуры, духа, русской духовности. Любой может изучить основы традиционной культуры, но лишь столкнувшийся с живой традицией способен приблизиться к ее пониманию.Изучение культуры старообрядцев позволяет соприкоснуться с тем, как воспринимали окружающий мир русские в
XVII в. и даже раньше. В старообрядчестве вместе со “старыми обрядами” сохраняется быт, хозяйственный уклад той эпохи, в которую оно оформилось в особый русский субэтнос, особое восприятие событий окружающей действительности, истории.Таким образом, мы можем обратиться к тому, как воспринимают старообрядцы и верующие, принадлежащие к Русской православной церкви то или иное событие отечественной истории. Их мнение может служить своеобразным культурно-историческим источником для тех, кто занимается изучением соответствующего вопроса.
В научной литературе сегодня существуют две противоположные точки зрения по вопросу о том
, имели ли место противоречия между Нилом и Иосифом. В связи с этим, необходимо вспомнить, какое место эти деятели средневековья занимают в Русской церкви. Оба они канонизированы, причем, вскоре после смерти, а местное почитание их подвигов началось еще при жизни. Имя преподобного Нила Сорского значится в месяцеслове у старообрядцев. Это говорит о том, что его прославление состоялось не в XVIII веке, а еще до раскола, поэтому нельзя утверждать, что канонизация Иосифа Волоцкого в XVI в. означала отвержение всего, чему учил преподобный Нил.Старообрядцами
святые не воспринимаются как антиподы. Это говорит о том, что жители Руси XVII в. не видели вражды во взаимоотношениях старцев. Примечательно то, как основатель одной из наиболее сильных общин старообрядцев в Томской области объяснил причину, по которой в светской науке Нил и Иосиф воспринимаются соперниками: “Чушь это все, от непонимания, Нил Сорский запрещал держать земли в скиту, но у Иосифа свой устав. Они составляли устав для разных монастырей. Внешние люди не знают смысла и образа их подвига, так как не понимают этого подвига, не проходили опытным путем то, о чем они говорили”.[2]Деятели Церкви, знакомые с молитвой не по книгам, а из личной практики, говорят, что Иосиф и Нил взаимодополняют друг друга.
.[3] Причем, это не только личное мнение этих церковных деятелей, но и выражение веры всей Церкви, так как церковный опыт, предание выражается в богослужении. То, что верующие черпают знания из литургических текстов, служит доказательством непротивопоставления взглядов двух святых, так как Церковь прославляет их нераздельно в тропаре канона всем святым в земле Российской просиявшим: “И ты, Иосифе, Волоцкая похвало, и Ниле нестяжателю, на воде покойне и на злаце воздержания ученик ваших стада мудре упасли есте, и ныне с ними молитеся о чтущих память вашу”. .[4][1]Кураев.А. Протестантам о православии. - http://www.kuraev.ru:8080/konf.html
[2]Дневник археографической экспедиции ТГУ. Асиновский район. Тетрадь 2, л. 2-3.
[3]Тамберг Р. Русский Федор Студит.// Преп. Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу. М., 1993. – С.29., Иоанн, митрополит. Самодержавие Духа. СПб., 1995. – С. 127.
[4]Канон всем святым в земле Российской просиявшим. Песнь 6, тропарь 4// Минея. М., 1987. – Т.9 – май. – Ч. 3. – С. 399.