Материальная культура этноса в художественном мире писателя
(по произведениям Н. С. Лескова).
О. С. Клишина
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова
Традиционная этнология достаточно давно занимается проблемой описания материальной культуры по литературному источнику. Существует также стойкий интерес филологов к изучению роли национальных элементов быта в художественном произведении [1]. Литературный источник позволяет не только заполнить лакуны в этнологических описаниях, но и дает возможность изучать функционирование элементов культуры в быту изучаемого этноса. В этой связи проблема должна решаться комплексно: этнологический анализ необходимо совмещать с литературоведческим.
Можно рассмотреть три основных стороны материальной культуры народов России - жилище, пищу и одежду – являющихся классическими для этнологического описания, на материале произведений известного писателя Х1Х века Н. С. Лескова.
В источнике представлены различные типы жилища: дворянские частные дома, традиционное русское крестьянское жилище, общественные городские постройки от министерств до трактиров и гостиниц, густонаселенные многоквартирные жилища разночинской бедноты столицы – "углы". Показано также своеобразие жилище некоторых национальных (народы Сибири) и конфессиональных (старообрядцы) групп. Описание жилища сопровождено подробным комментарием писателя относительно социальной и культурной значимости элементов быта, престижных атрибутов в соционормативной сфере российского общества Х1Х века.
Касаясь вопроса об изучении системы питания, стоит заметить, что этнографов пища интересует не столько с точки зрения технологии ее приготовления, а, скорее, как явление бытовой культуры, отражающее взаимоотношение людей в обществе и нормы их поведения, традиционные для этого общества [2].
Согласно Н. С. Лескову наиболее разнообразным был стол дворянина. В его распоряжении была и домашняя кухня и общественное питание в дорогих ресторанах и трактирах. Усиление влияния зарубежной кухни в русской происходило именно за счет дворянского стола. В русском традиционном обществе Х1Х века важную роль в системе питания играли посты. Праздничный стол отличался от обычного, в первую очередь, обилием скоромных блюд. Крестьянская кухня была в целом незатейлива и однообразна. В основном в среде крестьянства царил постоянный полуголод. Говоря о питании, необходимо упомянуть и о напитках. Нельзя обойти темы о русском пьянстве, которое, как социальное и культурное явление также нашла свое отражение в произведениях Н. С. Лескова. Частично представлены элементы национальной кухни других народов – украинцев в "Печерских антиках" и "Заячьем ремизе", казахов – в "Очарованном страннике" и народов Сибири в "На краю света".
Оценивая сведения по одежде, содержащиеся в произведениях Н. С. Лескова, следует отметить ее социальную дифференцированность, характерную в Х1Х веке.
В среде дворянства одежда в наибольшей степени воспринималась как показатель общего стиля жизни. Одежда слуг в богатых домах, как правило, говорила о достатке владельца дома. Среди купцов более всего была распространена одежда архаического покроя. Одежда подавляющей массы русского крестьянского населения, особенно домашняя, часто делалась из домотканой материи. Народный костюм имел распространение в деревне почти повсеместно. Особенно выделяется описание ритуальной и праздничной одежды. Одежда российских "инородцев", по сути, играет основную этноразличительную функцию, уступая разве что языку. На материале произведений Н. С. Лескова мы можем проследить общую тенденцию распространения моды, подмеченную, кстати, самим писателем: от высших слоев общества к низшим.
Следовательно, не все компоненты материальной культуры описаны одинаково подробно и полно. Предпочтение отдается яркой, броской детали, характеризующей персонаж или обстановку. В случае Н. С. Лескова это далеко не всегда относится и к иноэтничному и архаичному.
1. Жилище описано схематично, но вполне достаточно для того, чтобы получить представление о его разновидностях в данную эпоху.
2. Существенная черта, отличающая систему питания народов России в то время – регионализация меню и зависимость содержания трапезы не от этнических предпочтений, а от имущественного достатка человека. Н. С. Лесковым подмечена приверженность русских национальной кухне.
3. В одежде социальные и этнические различия видны прежде всего. Кроме того, на одежду влияют, разумеется, личные вкусы и мода. В художественной литературе одежда – неотъемлемая часть портрета, что говорит о ней как о важном социальном атрибуте.
[1] Хализев В. Е., Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н. С. Лескова) // Континент, 1981, лит. - теор. исследования М., 1982, с. 110-145
[2] Этнография питания народов стран Зарубежной Азии, М., 1981