Трактат Галена "О первоосновах"
Клещинова Е.В.
Московский государственный университет им. Ломоносова
Целью данной работы является ознакомление широкого круга читателей с одним из трудов величайшего врача и философа древности - Галена, жившего в Пергаме во II-м веке нашей эры и писавшего свои очень многочисленные труды на древнегреческом языке. Название этого труда - In Hippocratis de natura hominis commentaries, “Комментарий к трактату Гиппократа “О природе человека”. Во вступлении к своей работе Гален пишет (13-16), что его книга может быть ценной для многих людей и он рекомендует ее каждому образованному человеку и даже неучам, которые не собираются принимать или опровергать аргументы, изложенные в ней, да они, будучи охваченными ревностью, и не смогут сделать это, даже если попытаются. Эти люди только и могут, что сомневаться в авторстве книг Гиппократа и говорить, что это не он написал трактат “О природе человека”. “Но если даже мы признаем, - добавляет он, - что эта книга написана не Гиппократом и даже не Полибием, учеником Гиппократа, то все-таки доктрина о том, что тело зарождается и состоит из теплого и холодного, влажного и сухого, и что лечение заключается в том, чтобы охладить горячее и осушить влажное и точно также – согреть холодное и сделать влажным сухое, это учение стало известным из книг Гиппократа, в которых он вскрыл его корни, при этом не только указав на различие болезней, но и подробно осветив их лечение. Именно он подчеркивал, что болезни отличает друг от друга их отношение к теплу, холоду, влаге и сухости, и что это-то их свойство и диктует метод лечения”. В этом месте Гален старается придать значимость теории, проходящей красной нитью через все его труды, как философские, так и врачебные, легшей в основу всех его умозрительных и практических построений. В целом, кажется очевидным, что данный трактат несет в себе цель показать истоки основополагающей концепции Галена. Опираясь на авторитет величайшего из ученых мужей, Гален в сущности излагает свое собственное учение о первоосновах. Пройдут многие столетия, и уже сам Гиппократ не сможет сравниться по своей значимости и непогрешимости с Галеном. В эпоху Средневековья уже Гален, причисленный к тому времени к лику святых, станет основой основ для всех ученых, на гравюрах двух величайших ученых древности будут изображать вместе, при этом по частоте цитирования Гален, несомненно, во много раз будет превосходить своего великого предшественника. Но сейчас, во втором веке, ссылка на неколебимый авторитет “божественного Гиппократа”, как он сам его не раз называл, необходима. Так бегло показав значимость мало известного, к тому же не переведенного на русский язык, и вследствие этого мало доступного трактата, вернемся собственно к анализу текста. Развивая древнюю натурфилософскую идею о четырех первопринципах, лежащих в основе всех вещей, Гален утверждает: “Гиппократ предполагает, что все люди по своей природе разные, природа одних – теплая, других – холодная и т.д. При этом в данном вопросе он не следует Эрасистрату, или кому-то еще, кто утверждает, что тепло в человека привносится извне, а не является врожденным. Гиппократ все это последовательно приписывает первым принципам”. Эрасистрат, в свою очередь сделавший комментарии трудов Гиппократа, так не полагал и по этой причине оставлял некоторые работы натурфилософов без объяснений, как Гален это очень обстоятельно показывает в своей фундаментальной работе “О природных силах”. А чтобы не было ничего не досказанного относительно взглядов Гиппократа, Гален решил проанализировать и подробно откомментировать работу “О природе человека”. Он хочет также показать, что Гиппократ не только в одной единственной книге излагает учение о жидкостях, но что оно проходит и через другие его работы. Гален берет на себя смелость утверждать, что Гиппократ опирается на систему постулированных им элементов практически везде. В своем трактате Гален обращается к учениям натурфилософов о рождении (44-45), критикуя их концепции. Он отдает должное Гиппократу, который следовал только несомненным постулатам. Он говорит, что ничто не может быть рождено от одной единственной вещи без необходимого внешнего вмешательства, при этом получаемое смешение должно прийти к хорошему равновесию. Однако, некоторые из так называемых натурфилософов не могут дать должного объяснения утверждениям, содержащимся в их учениях. По мнению Галена, те, кто утверждает, что существует один единственный основной элемент, по логике вещей уничтожает всякое рождение. На основании пространных рассуждений Гален делает вывод, что происхождение всего нельзя отнести к одной единой субстанции. “Так семя, которое есть зародыш всех растений, не впитав влагу и тепло извне в необходимом ему количестве, не сможет прорости. Если бы семя само по своей природе было бы способно к рождению из себя самого и не нуждалось ни в чем вне его, тогда оно не оставалось даже короткого промежутка времени, не рождая, но прорастало сразу же. Однако, часто семена лежат не один месяц и даже не год прежде, чем дать росток. И это потому, что они не рождаются сами, но только при постороннем вмешательстве и не со стороны другого семени, но силы, дающей им толчок. В мире животных никакая мужская особь без вмешательства женской или женская без вмешательства мужской, без определенного нужного смешения не произведет рождения”. Затем Гален подробно останавливается на проблеме смешения, или красиса. При этом он сравнивает теории Гиппократа и Эмпедокла. Оба они утверждают, что рождение происходит из-за сочетания одних и тех же 4-х элементов. Но Гиппократ говорит, что элементы смешиваются в наилучшем соотношении, а Эмпедокл считает, что мелкие части этих элементов находятся друг напротив друга, при этом лишь соприкасаясь. В следующих главах (51-53) Гален показывает, что одинаковое строение имеют не все вещи, но лишь теплокровные животные. Он осуждает тех, кто говорит, что земли или огня нет в человеке, только на основании того, что их в нем не видно. Он еще раз объясняет, что 4 элемента, первично составляющие человеческое тело, а именно, влага, сухость, холод и тепло являются качествами огня, воды, воздуха и земли, а они и есть первичные субстанции. Тепло же лишь в крайнем своем проявлении дает огонь, также как влага – воздух, крайняя степень холода – вода, сухости же – земля. Так что, считает Гален, Гиппократ не утверждал, что человек состоит из земли, но лишь, что сухость по природе присуща человеку. “А ведь и огонь в человеке невидим, - говорит он, - но наличие тепла в человеческом теле никто не отрицает. Тело состоит из качеств, и при том не в крайней степени”. В 53-54 главах Гален рассматривает то, куда исчезают все составляющие человека жидкости после его смерти. Он считает, что жидкости состоят из качеств, а качества, составляя тело человека, после его гибели уходят обратно в первоэлементы. Интересно замечание Галена по поводу того, что не только теплокровные имеют в своем составе первоэлементы по своему рождению. Так и фиговое дерево (55-57) обладает большим запасом тепла, которое сохраняется в нем, пока оно живет. В противном случае оно бы погибло от холода во время морозных зим. А раз оно не гибнет, значит дерево тоже не состоит только из земли и воды, но в нем есть и частица огня и воздуха, ведь в воде оно не тонет, а земля не легче воды. “А через растительную пищу, через овощи и фрукты жидкости входят в нас, ибо и они обладают первопринципами рождения всего”. “И все в природе рождается и погибает одинаково, как говорил и сам Гиппократ”. Но если принимать во внимание взгляды всех врачей и философов, продолжает он, то можно вычленить две школы, два взгляда на рождение. Все они утверждают, что здоровье поддерживается балансом элементов. Но если Гиппократ говорит, что здоровье и рождение есть сбалансированная смесь, то его оппоненты утверждают, что здоровье да и рождение представляют собой уравновешенное соотношение и сплетение этих элементов. Так пропорция с одной стороны против смешения с другой(60-61). Гален, конечно же, поддерживает Гиппократа. Далее (72-74) Гален в какой-то мере оправдывает тех, кто говорит, что первоэлемент человека - кровь и что он из нее рождается. Соглашаясь с ними, Гален только объясняет, что зародыш, действительно, появляется из крови и растет, питаясь ею, с той лишь оговоркой, что эта кровь не чистая, но с примесью всех других основных жидкостей. По причине того, что кровь раньше и сильней других жидкостей связана с природой человека, выводить ее из организма сложнее всего, и часто сопряжено со смертью. А при лечении, как говорил сам Гиппократ, кровопускания – последнее средство.
Мы познакомились с одним из интереснейших с точки зрения философской доктрины трактатов Галена. В нем, как нам кажется, дана квинтэссенция его философских идей и врачебного подхода, базирующегося на этих идеях. Трактат интересен еще и попыткой обоснования своего собственного подхода в общем-то традиционным путем – путем отсылки к авторитету прославленных и уже хорошо себя зарекомендовавших предков. Показательным является и то, что, излагая по существу свою собственную доктрину, Гален обращается к жанру комментирования. При этом он выбирает трактат известнейшего врача и философа Гиппократа, в неоспоримости воззрений которого сложно усомниться. Интересно и то, что этот трактат комментировали очень многие прославленные философы, врачи и другие ученые мужи, занимающиеся исследованиями природы.