Договор купли-продажи между частными лицами
в Египте времени Рамессидов.
Агапов С.С.
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Благодаря гробничным надписям и рельефам Древнего царства известно, что уже в то время существовало обращение вещей в виде их непосредственного обмена. Однако роль его в условиях существования натурального хозяйства была весьма невелика.
Лишь в эпоху Рамессидов, судя по значительному количеству сохранившихся иератических надписей на остраконах, фиксирующих договоры, заключенные с целью отчуждения имущества за определенную покупную цену, отношения купли-продажи получили в Египте достаточно широкое распространение.
Предметом рассмотрения в данной работе являются прежде всего те договоры купли-продажи, сторонами в которых выступают простые египтяне -
smdt, ремесленники, женщины - горожанки. Эти договоры являются показателем уровня правоспособности частных лиц, демонстрируют их в качестве субъектов древнеегипетского права эпохи Рамессидов, и соответственно, являются важным источником для изучения частноправовых отношений.Договоры купли-продажи в Египте имели следующую форму: во-первых, обязательной была письменная фиксация договора (запись осуществлял государственный служащий - писец), во-вторых, обязательной была и государственная регистрация сделки, которую осуществлял тот же писец (остракон с надписью хранился в специальном государственном архиве), в-третьих, желательным было участие свидетелей, по крайней мере при заключении наиболее существенных сделок.
Наиболее значимым элементом договора купли-продажи был его предмет, т.е. товар. В качестве товара в Египте Рамессидов могло выступать отнюдь не любое имущество. Как правило, им являлись движимые вещи-
Axwt: сосуды с жиром (O DeM 410, O Gardiner 44); одежда (O DeM 552, O Berlin 10665); кровать (O Gardiner 103 vo, O Gardiner 105); носилки O Gardiner 66, O Gardiner 103 vo); саркофаги (O DeM 31, O DeM 73 vo., O DeM 223, O DeM 553, O DeM 556, O Gardiner 163, O Michaelides 14 ro.); крупный рогатый скот (O DeM 56, O DeM 113, O DeM 672, O Petrie 3), ослы (O DeM 62, O DeM 73 ro., O Gardiner 181, O Gardiner 196 , O Turin 6672). Встречаются также документы, свидетельствующие о купле-продаже людей - так называемых “рабов-bAkj”( O CM 65739).Недвижимые вещи - wt, по всей видимости, были исключены из реального оборота. Это было связано с тем, что в эпоху Рамессидов они не являлись частной собственностью, а объектами купли-продажи в Египте Рамессидов могли выступать лишь те вещи, которые находились у отдельных лиц на основании права собственности.
К наиболее значимым элементам договора купли-продажи относилась и цена товара, благодаря наличию которой изучаемые нами документы следует аттрибутировать именно как договоры купли-продажи, а не как договоры мены, несмотря на то, что, как правило, происходил обмен вещи на вещь и только в редких случаях оплату производили не только вещами, но и просто медью ( как исключение - O CM 25590, O DeM 73 vo.). Дело в том, что несмотря на большое количество предметов использовавшихся в качестве всеобщих эквивалентов (ячмень, эммер, сезамовое масло, жир, золото, медь, серебро) ни один из них стал деньгами в современном понимании этого слова - эти предметы использовались, в первую очередь, для оценки стоимости товара, а не как средство оплаты. Не являлась чисто денежной единицей и так называемая
Snatj/Satj (sniw) - в договорах купли-продажи эпохи Рамессидов она выступает прежде всего как единица веса и объема (O CM 25572, O Gardiner 123, O CM 25 725 + O Louvre E 3259, O DeM 31, O DeM 61, O DeM 552, O DeM 553, O Gardiner 103 vo, O Michaelides 14 ro, O Nims).В то же время при совершении оплаты товара возмещали именно его стоимость, при этом первостепенное значение имел не вид вещи, передаваемой в качестве оплаты, а её стоимость (O DeM 31, O DeM 411, O Gardiner 181). При определении стоимости вещи часто возникали затруднительные ситуации, для разрешения которых прибегали даже к помощи оракула (O CM 25242, O Berlin 10629).
Египтяне эпохи Рамессидов ясно представляли себе права и обязанности сторон при совершении купли-продажи.
В ряде договоров купли-продажи зафиксирована клятва продавца со следующими словами: “
bn aHa kj Hr pHt.f” (“Не стоит никто позади его (т.е. товара))”(O Petrie 9 + O DeM, inv. 424, O Gardiner 182 vo. 6 - 7). Отсюда следует, что продавец был обязан не просто передать товар покупателю за плату - он должен был передать товар свободным от прав третьих лиц, т.е. на праве собственности.Ряд текстов указывают также на принятие продавцом дополнительных обязательств в случае эвикции вещи - в надписи на О Gardiner 196 ro. 2 - 4 он приносит клятву со следующими словами: “
mt(w) rmT aHa (Hr) pH.t n nA aA... iw.f r j m qAb” (“Если какой-либо человек стоит за ослом.... то я буду должен его дважды”). По всей видимости, речь идет о принятии продавцом обязательства, аналогичного римскому “stipulatio duplae”.Отвечал продавец и за качество товара. В случае несоответствия его существовавшим стандартам покупатель мог отказаться от оплаты (О Petrie 14,
O DeM 73 ro.).
Обязанности покупателя были также достаточно определены: в первую очередь, он должен был принять и оплатить товар (O DeM 592, O Michaelides 1). Возможна была также предварительная оплата товара (O C erný 19) и оплата в кредит O DeM 31, O Michaelides 1).
Таким образом, в ходе развития древнеегипетского права в эпоху Рамессидов были выработаны нормы, регулировавшие товарообмен между частными лицами, препятствовавшие нарушениям их прав и обязанностей и признававшие этих лиц в качестве субъектов позитивного права.