УДК 940.1
XY-XYI вв. в современной британской историографииПроблемы политической и культурной истории Шотландии
К.
Г. Челлини(МГУ им. М.В. Ломоносова)
История Шотландии издавна привлекала к себе интерес британских историков, при этом представители различных течений и школ историографии сосредотачивались на разных сюжетах политической, общественной и церковной истории страны. Задача настоящего доклада состоит в выявлении динамики британской историографии Шотландии, ее конкретных направлений, ценных достижений и перспектив.
На рубеже
XIX-XX вв. в британской историографии викторианского периода проявился интерес к Шотландии как части британской империи. В “Кембриджской истории Великобритании”, и ряде работ речь шла главным образом о Шотландии как объекте экспансии Англии или, в лучшем случае, как о ее роли “ключа к континенту” и потенциального сателлита Англии (The Cambridge History of Britain, Oman C. A History of England, London, 1904,, v.1-6, Hassall A. The History of British Foreign Policy from the earliest times to 1912, Ed., 1912).Важным рубежом в осмыслении англо-шотландских отношений стал межвоенный период. Видный английский историк Поллард выдвинул концепцию завоевания Шотландии как основной цели политики Генриха
YIII после 1540, рассматривая ее как последовательную политику “унификации и империализма”. В 1950-60 гг. исследователи политики британского единства трактовали отношения двух стран с точки зрения интересов английской политики, ее “успеха” и “неудач” в Шотландии, не уделяя внимания политике собственно Шотландии, представлявшей самоценный комплекс проблем. Авторы этого направления признавали интерес к этой стране в английской политике Генриха YIII вторичным. Однако не все ученые разделяли это мнение. Так, Дж. Скарисбрик, акцентируя заинтересованность Генриха в распространении Реформации в Шотландию и осознававшего опасность ее “старого союза” с Францией. (J. Scarisbrick Henry YIII, London, 1968).Всплеск национального движения в Ирландии и Шотландии в 1970-е гг., углубление изучения шотландской истории и источниковедения заставили по -новому взглянуть как на историю страны, так и на ее место в сформировавшейся впоследствии британской монархии. В результате около 75% специалистов по истории страны заняли националистическую платформу, противопоставляя Шотландию английским завоевательным планам, но немногие ученые встали на проунионистсткую позицию, как например, видный профессор Гордон Дональдсон (
Whither Scottish History?, Proccedings of the 1993 Strathclyde Conference// Scottish Historical Review, Aberdeen, 1994. V. 73, N195, P. 1-116) Г. Дональдсон и возглавляемая им долгие годы “эдинбургская школа” поставила в качестве основной проблемы шотландской истории отношения церкви и государства. Дональдсон проследил историю церковных структур Шотландии с XI столетия, периода самостоятельного существования церкви как “особой дщери” Рима. Тема отношений церкви и государства предстает центральной и в его томе “Истории Шотландии от Якова Y к Якову YII” , в которой Реформация является многомерным политическим и социо-культурным процессом, затронувшим все сферы общества, а успех внутренней политики государей определялся дальновидностью их церковной политики. (Donaldson G. Scotland, James Y-James YII The Edinburgh History of Scotland, v. III, Ed., 1978).Другим важным направлением трудов Дональдсона стал анализ англо-шотландских отношений. Автор прослеживает истоки союза двух стран начиная с
XI в., но до XY в. это история их противостояния. Рассматривая динамику англо-шотландских отношений XYI в. и факторов, влиявших на них в Шотландии (борьбу дворянских группировок за власть, роль парламента), историк приходит к выводу, что Англия и Шотландия пришли к единству и согласию к 1570г. на основе достижения “гармонии между двумя церквами”.В историографии 1980-90гг. наиболее авторитетным стал подход к истории Великобритании как триединого королевства Англии , Шотландии и Уэльса, учитывая специфику и Ирландии, частично вошедшей в ее состав. Ведущие авторы этого направления исходят из тесной взаимозависимости всех частей будущего государства - если Англия несомненно превалировала в политической сфере, то Шотландия - в церковной. По мнению Конрада Рассела, все страны британских островов были так тесно связаны между собой, что каждое движение в одной из них вызывало “эффект, подобный соприкосновению бильярдных шаров”
[2]Труды авторов национальной шотландской школы различаются не только по выбору тем исследования, но и зависят от приоритетов, сложившихся в центрах по изучению шотландской истории -университетах Эдинбурга, Глазго, Абердина.
Мы сосредоточимся на краткой характеристике нескольких направлений исследований - шотландской Реформации, англо-шотландских политических отношений, истории культуры и гуманистической мысли.
Среди работ по истории Реформации важное место занимают труды эдинбургских историков, Заведующий кафедрой шотландской истории М. Линч сосредоточился главным образом на истории города в контексте Реформации, акцентируя его роль в распространении новых взглядов и идей в позднее средневековье
и в ходе Реформации. (M. Lynch The Scottish medieval town Ed., 1988, The Early Modern Town in Scotland Ed., 1987, M. Lynch Edinburgh and Reformation, Ed., 1981). Особое значение для авторов этой школы имеет анализ духовного наследия Реформации и развития ее институтов во второй половине XYIв. в связи с изданием “Книги Дисциплины” и реформами Эндрю Мелвилла. Дж.Керк, Г. Паркер, Дж. Доусон исходят из оценки шотландской Реформации как основанной на духе законности, строгом следовании дисциплине, “установленной законом”. Решающее значение в этой связи имеет анализ актов конгрегации и наследия реформаторов. (Kirk J. Patterns of Reform: Continuity and Change in Reformation Kirk, Ed., 1990, Parker G The Kirk by Law Established and the Origins of the Taming of Scotland St Andrews 1559-1600 // Perspectives in Scottish Social History Studies in honour of R. Mitchison Aberdeen, 1988). Дж. Морилл и Коуэн в частности сосредоточились на изучении церкви XYII в., как одной из главных причин гражданских войн, в которых идеология ковенанта противостояла прокатолическим кругам при дворе Стюартов (Morill J. Scottish national covenant in its British context London, 1990, Cowan I.B. The Scottish covenanters, 1660-1688).Несомненные заслуги в исследовании отношений церкви и государства Шотландии принадлежат Дж. Вормальд, преподающей в университете Глазго. Она не только рассмотрела отношения короны и церкви и роль политических группировок в определении курса церковной политики, но и обратное влияние церкви на политику страны. Во внутриполитическом плане она впервые обратила внимание на феномен смещения административной и юридической власти из центра на места, что нередко приводило к безнаказанности шотландского дворянства (J. Wormald Court, Kirk and Community, 1425-1603, N.Y., 1988).
Среди проблем истории англо-шотландских отношений особое значение имеет поворотный момент в истории двух стран, отмеченный восшествием Якова I на английский престол и заключением унии (1603). Анализу политических предпосылок унии посвящены работа Уильямсона и недавно вышедший сборник трудов 1994г., ставивший проблему существования “шотландской имперской идеи” параллельно с английской, рассматривая взгляды шотландской аристократии на церковную и политическую независимость страны. (Williamson A. Scottish national consciousness in the age of James I Ed., 1973, Mason R.A. Scots and Britons. Political thought and the Union of 1603, Cambridge, 1994). Примером масштабного исследования факторов политических отношений XYi-XYIIвв. в рамках “британского архипелага” служит недавно изданный коллективный труд The British problem. State formation in the Atlantic archipelago. Macmillan, 1996. На наш взгляд, новым предстает оценка правления Якова YI как неудачного с точки зрения стремления перевести унию корон в унию королевств, равно как и акцент Покока на социальное противостояние моделей трех королевств (bellum sociale), препятствовавшее объединению. Привлечение новых источников и дополнительных ракурсов темы в контексте британских политических и культурных противоречий делает ее крайне актуальной в наши дни.
Предметом традиционного интереса в шотландской историографии является история шотландской культуры XY-XYI вв. Сборник под редакцией Дж. Вормальд посвящен анализу отдельных сторон жизни шотландского общества XY-го века - праву, архитектуре, искусству, поэзии и пр. (The Scottish Society in the XY th century Ed., 1978). В этом контексте Шотландия предстает как страна со своеобразным культурным наследием, хотя и опирающимся порой на заимствованные гуманистические традиции. В связи с этим несомненный интерес вызывает обращение к континентальным (французским и итальянским) влияниям на шотландскую элиту, введение в научный оборот новых источников как традиционного (мемуары, письма), так и оригинального (драма, поэзия) жанра. [4].
К числу последних работ социокультурного направления можно причислить диссертациию о Дэвиде Линдсее, авторе “Сатиры о Трех сословиях” и о герольдах при дворе Якова
YI (Edington Syr David Lyndsay of the Mount. Political and Religious Culture in Renaissance Scotland Ed. Univ. Ph.d. Diss., 1990, C. Burnett The Offices of Arms and Heraldic Arts under King James YI and I 1567-1625 Ed. Univ., Ph. D. diss., 1992).Обращение к шотландской историографии позволяет выявить четкую специализацию ее авторов, разрабатывающих конкретный круг сюжетов, но при этом способных выводить более широкие закономерности из темы своих исследований (как это свойственно Дж. Вормальд и Коуэну в церковной истории, Макдональду в истории культуры и т.д.) . Однако именно эта узкая специализация является залогом плодотворных трудов и достижений историографии, богатства ее традиций и неослабевающей новизны. Неутихающие споры о закономерностях шотландской истории (роли кланов в феодальном обществе, культурных, политических и иных институтов, региональных факторов) позволяют судить о перспективности исследований шотландской историографической школы.
[1]C. Russell The Causes of the English Civil War Oxford, 1989 Smith A.G.R. The Emergence of a Nation State. The Commonwealth of England, 1529-1660, L.-N.Y., 1984
[2] отметим попытку рассмотреть Ирландию как страну, влиявшую на политические противоречия Англии и Шотландии J. Dawson Two Kingdoms or Three? Ireland in Anglo-Scottish relations in mid 16th century// Scotland and England, 1286-1815, ed. Mason R.A., 1987
[3] The Renaissance and Reformation in Scotland, Essays in honour of G. Donaldson, Ed., 1983, The Renaissance in Scotland: Studies in literature, religion, history and culture offered to John Durkan, Leiden, 1994
Проблемы политической и культурной истории Шотландии
XY-XYI вв. в современной британской историографииК.Г.Челлини
(МГУ им. М.В. Ломоносова)
В докладе анализируются направления современной историографии шотландской истории: XY-XYI вв. история Реформации и церкви, англо-шотландских отношений, культурной- и общественной жизни. Дается периодизация и показана динамика эволюции подходов к Шотландии в составе британской монархии от подчиненной роли к стране, имеющей самостоятельную историю и достойной отдельного многофакторного исследования.
The Problems of Scottish 15th and 16th centuries Political and Cultural History in Modern British Historiography
Constantin Cellini
Moscow State University
The paper considers the trends of modern historiography of Scottish history of the 15th -16th centuries - the history of Church and Reformation, anglo-Scottish relations, cultural and social life. It provides the periodization and evolution of approaches to Scotland in the 20th century from the role of satellite state to the understanding of its independent role in the history of the so-called “triple British monarchy” worth of a separate multi-factorial study.