Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  

Наука объединяет поколения
С.О.Шмидт выступил на историческом факультете

Видеозапись лекции – здесь

8 апреля 2013 г. в рамках академического лектория исторического факультета МГУ академик Российской академии образования, советник РАН, заслуженный профессор РГГУ Сигурд Оттович Шмидт выступил с лекцией «Мои университетские учителя. Становление научных школ».

Уже для нескольких поколений историков имя профессора С.О.Шмидта ассоциируется с понятием высокого профессионализма и лучшими традициями научной школы. Действительно, вклад Сигурда Оттовича в развитие отечественной исторической науки трудно переоценить. Создатель научной исторической школы РГГУ, археограф, один из ведущих специалистов по истории России XVI века, легенда отечественной исторической науки, в далеком 1939 году он связал свою жизнь с исторической наукой и Московским университетом, поступив на первый курс исторического факультета. Именно студенческим годам, пришедшимся на период становления основных научных школ, посвятил свою лекцию Сигурд Оттович.

Слушатели лекции получили уникальную возможность узнать, чем жил университет в 1930–1940-е гг., какие настроения царили в преподавательской среде, о чем мечтали и к чему стремились молодые исследователи.

Сигурд Оттович провел параллели между принципами организации учебного процесса в середине ХХ века и в начале XXI столетия. Не случайно Московский университет славится приверженностью традициям.

Студенты исторического, так же, как и сегодня, делились на группы, включавшие от 20 до 24 человек, писали курсовые и читали источники на языке оригинала. С.О.Шмидту посчастливилось заниматься в семинарах выдающихся преподавателей и ученых-историков. Сигурд Оттович вместе со своими однокурсниками и четырьмя преподавателями стояли у истоков первого в Советском Союзе Студенческого научного общества.

Отдельное внимание профессор Шмидт уделил вопросу становления научных школ. Сквозь призму своего общения с легендарным историком Михаилом Николаевичем Тихомировым, академиком Грековым и другими выдающимися учеными Сигурд Оттович описал главный принцип формирования исторических научных школ: «учитель выбирает себе учеников, но и ученики выбирают себе учителя».

Все воспоминания Сигурда Оттовича оказались очень близки и понятны современным студентам университета. После окончания лекции слушатели смогли задать С.О.Шмидту вопросы по самым разным темам, начиная от поездок советских ученых за границу и заканчивая его отношением к идее<.nobr> создания общего учебника по истории России. Студенты с большим воодушевлением пользовались возможностью пообщаться с почетным гостем, приобщиться к знаниям и опыту выдающегося ученого. По признанию слушателей, состоявшаяся встреча вдохновила их на новые научные поиски и самосовершенствование. Именно эту связь поколений можно считать главной ценностью состоявшейся лекции.

Текст подготовила Ю.В.Якушева.


Впечатление слушателя о встрече с С.О.Шмидтом

8 апреля исторический факультет МГУ посетила легенда, имя которой – Сигурд Оттович Шмидт. Сын прославленного географа и полярника Отто Юльевича Шмидта, историк и краевед, поступивший ещё на довоенный "истфак" и заставший весь цвет тогдашней исторической науки, только-только возрождённой, потрёпанной репрессиями, но ещё не утратившей живой связи с дореволюционными традициями.

Удивительное впечатление производят такие люди. Смотришь на них, как на путешественников во времени, которые дошагали до тебя сквозь целые эпохи, сквозь политические потрясения и кризисы, и думаешь, что человек порой сильнее истории. Скольких её жернова перемололи, сколько не сумели свыкнуться с переменами, будучи людьми лишь одной эпохи, лишь одного исторического момента… Но есть и такие, мимо которых история проносится, как воды могучей реки, а они, провожая её взглядом, не перестают обращать взоры в будущее, и, пока оно их интересует, течение не в состоянии сбить их с ног и унести за собой. Сигурд Оттович отпразднует 15 апреля своё 91-летие. Он сам признаёт, что ему уже не хватит сил ни исправить с точки зрения современной науки свои прежние труды, созданные в духе 70-х гг., ни написать новую монографию. Но это не мешает ему продолжать публиковать статьи по источниковедению и историографии, наблюдать за развитием знания о прошлом как такового, анализировать его и делиться результатами. Он решительно выступил против "новой хронологии", причём не только и не столько критикуя эту идею, сколько рассматривая её с точки зрения симптоматичности для современного исторического и, в целом, гуманитарного знания. Он следит за ходом дискуссии о едином школьном учебнике по истории и сам высказывается в пользу создания одного пособия, в котором, однако, следовало бы отметить существование плюрализма во мнениях по поводу различных событий и указать специфику этих мнений.

Сигурд Оттович - прекрасный рассказчик. Есть даже некоторая театральность в том, как он перехватывает рукоятку трости и чуть запрокидывает голову перед тем, как начать речь. Сама же она захватывает тем, что, во-первых, проста и понятна, без увлечения сложными терминами или устаревшими оборотами, а во-вторых, плавна и продумана. Сигурд Оттович не подбирает слова, не запинается, не теряет мысль - говорит как по писанному, вне зависимости от того, читает ли он заранее продуманную лекцию или отвечает на спонтанный вопрос от аудитории. Современным общественным деятелям, даже молодым и, казалось бы, прекрасно образованным, далеко до этого почтенного учёного мужа.

Рассказ Сигурда Оттовича, как и полагается у историков, пошёл о прошлом. Он вспоминал МГУ таким, каким нашёл его сразу после поступления в 1939 г. Тогда исторический факультет ещё находился в здании особняка на Моховой, где ныне расположились журналисты. Следуя за речью лектора, мысленный взор его слушателей проникал в давно уже изменившие свой облик аудитории, перед ним поднимались на кафедры давно почившие преподаватели, шумело и смеялось ныне почти исчезнувшее поколение довоенных студентов, тогда ещё юных, беспечных, увлечённых поиском знаний. Одним из последних его представителей сидел перед нами Сигурд Оттович и говорил. Говорил о любви к науке и о добросовестном отношении к своему труду. Говорил о том, как и в сталинские годы, отмеченные строгим догматизмом в области гуманитарных наук, преподаватели исторического факультета умели показать своим ученикам, что оценки прошлого многообразны, и не существует единственно верной. Вспоминал о том, как сдавались экзамены по свеженаписанному учебнику истории СССР периода феодализма, и экзаменаторы, бывшие одновременно и его авторами, тщательно расспрашивали не только тех, кто отвечал хорошо, но и тех, кто "плавал", пытаясь понять, что в их пособии доступно, что нет, каким вопросам стоит уделить дополнительное внимание, а какие уже и теперь схватываются на лету. Вспомнил и о том, какой тяжкий удар нанесла по факультету Великая Отечественная война. Студентов ещё летом 1941 г. отправили на строительство укреплений в районе границы между РСФСР и Белорусской ССР. И когда осенью в Москве началось формирование народного ополчения, в него оставалось записаться только профессорам, преподавателям и аспирантам. Многие из них вскоре погибли в боях под Ельней и Вязьмой. Скольких талантливых учёных потеряла тогда отечественная историческая наука, сколько надежд пресеклось … Тяжёлую цену платила тогда вся страна, но от этого трагедия университета не становится меньше.

Однако факультет смог оправиться. Во многом этому способствовало высокое качество обучения и особые отношения, что связывали учителей и учеников. Преподаватели не скупились на сложнейшие задачи для студентов, за которые порой приходилось браться вообще без специальной подготовки. В частности, сам Сигурд Оттович изучал переписку царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, не зная особенностей языка того времени и не имея пособий по нему, полагаясь исключительно на собственные силы. К курсовым работам студенты получали лишь список самых основных произведений историографии по теме, остальное требовалось искать самим. Однако преодоление подобных трудностей воспитывало волю, работоспособность и научный азарт, а кроме того, давало молодым исследователям большое пространство для свободного научного творчества. Их наставники принципиально стремились вырастить себе достойную, талантливую смену. Отношения между поколениями учёных были подобны взаимоотношениям в больших семьях, а внимание, которое преподаватели оказывали своим студентам в процессе работы, желание обсуждать, помогать советами и методическими рекомендациями, достигали ныне невиданных масштабов. Представить себе ситуацию, в которой преподаватель был бы равнодушен к тому, над чем работает в данный момент его дипломник или аспирант, было просто невозможно. Причём тематика исследований не навязывалась с вершины опыта и авторитета, но подбиралась в соответствии с интересами и предпочтениями ученика, в процессе прямого диалога. Таким образом, период, который принято считать эпохой идеологических оков и застоя, был сопряжён с активной, разнообразной и, невзирая на препятствия, творческой и свободной научной работой.

Сигурд Оттович говорил долго, всю "пару". Аудитория слушала его внимательно и с интересом, периодически фотографируя с помощью мобильных телефонов и планшетных компьютеров на память (примета времени, без которой невозможно представить подобное мероприятие). Нашлись в ней и желающие задать вопросы. В основном они уточняли некоторые детали развития науки в советский период, но был и один, связанный с современностью - касательно той самой дискуссии о едином учебнике по истории. Тема действительно важная, что дополнительно подчеркнул после обстоятельного ответа С.О.Шмидта декан исторического факультета Сергей Павлович Карпов. Его точка зрения, впрочем, несколько отличалась от позиции Сигурда Оттовича, поскольку декан выступает за создание не просто учебника, но единого учебного комплекса, расширенного за счёт хрестоматии и учительской книги для чтения, причём узловые формулировки в нём должны быть выработаны на основании консенсуса специалистов. В то же время, на его страницах должны быть упомянуты и принципиально различные точки зрения, а к разработке всего комплекса следует привлечь не только учёных-историков, но и учителей, методистов и даже литераторов (для того, чтобы язык пособия стал доступнее).

Завершилась встреча с С.О.Шмидтом передачей историческому факультету МГУ последних сборников его статей, после чего слушатели разошлись, переваривая полученную информацию. Может быть, спустя много лет, кто-то из них вспомнит об этой встрече как о важном, поворотном событии в своей жизни. Ведь, как заметил сам Сигурд Оттович, человеческая память захватывает многое, а вот на осмысление воспоминаний порой уходят годы.

Аспирант исторического факультета Кирилл Петров.


Фоторепортаж

Фотографии И.А.Ильяшенко
Сигурд Оттович Шмидт