![]() |
|
8 апреля 2013 г. в рамках академического лектория исторического
Уже для нескольких поколений историков имя профессора С.О.Шмидта ассоциируется
Слушатели лекции получили уникальную возможность узнать, чем жил университет
Сигурд Оттович провел параллели между принципами организации учебного процесса
Студенты исторического, так же, как и сегодня, делились
Отдельное внимание профессор Шмидт уделил вопросу становления научных школ. Сквозь призму своего общения
Все воспоминания Сигурда Оттовича оказались очень близки и понятны современным студентам университета. После окончания лекции слушатели смогли задать С.О.Шмидту вопросы Текст подготовила Ю.В.Якушева.
8 апреля исторический факультет МГУ посетила легенда, имя которой Сигурд Оттович Шмидт. Сын прославленного географа и полярника Отто Юльевича Шмидта, историк и краевед, поступивший ещё на довоенный "истфак" и заставший весь цвет тогдашней исторической науки, только-только возрождённой, потрёпанной репрессиями, но ещё не утратившей живой связи с дореволюционными традициями.
Удивительное впечатление производят такие люди. Смотришь на них, как на путешественников во времени, которые дошагали до тебя сквозь целые эпохи, сквозь политические потрясения и кризисы, и думаешь, что человек порой сильнее истории. Скольких её жернова перемололи, сколько не сумели свыкнуться с переменами, будучи людьми лишь одной эпохи, лишь одного исторического момента… Но есть и такие, мимо которых история проносится, как воды могучей реки, а они, провожая её взглядом, не перестают обращать взоры в будущее, и, пока оно их интересует, течение не в состоянии сбить их с ног и унести за собой. Сигурд Оттович отпразднует Сигурд Оттович - прекрасный рассказчик. Есть даже некоторая театральность в том, как он перехватывает рукоятку трости и чуть запрокидывает голову перед тем, как начать речь. Сама же она захватывает тем, что, во-первых, проста и понятна, без увлечения сложными терминами или устаревшими оборотами, а во-вторых, плавна и продумана. Сигурд Оттович не подбирает слова, не запинается, не теряет мысль - говорит как по писанному, вне зависимости от того, читает ли он заранее продуманную лекцию или отвечает на спонтанный вопрос от аудитории. Современным общественным деятелям, даже молодым и, казалось бы, прекрасно образованным, далеко до этого почтенного учёного мужа.
Рассказ Сигурда Оттовича, как и полагается у историков, пошёл о прошлом. Он вспоминал МГУ таким, каким нашёл его сразу после поступления Однако факультет смог оправиться. Во многом этому способствовало высокое качество обучения и особые отношения, что связывали учителей и учеников. Преподаватели не скупились на сложнейшие задачи для студентов, за которые порой приходилось браться вообще без специальной подготовки. В частности, сам Сигурд Оттович изучал переписку царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, не зная особенностей языка того времени и не имея пособий по нему, полагаясь исключительно на собственные силы. К курсовым работам студенты получали лишь список самых основных произведений историографии по теме, остальное требовалось искать самим. Однако преодоление подобных трудностей воспитывало волю, работоспособность и научный азарт, а кроме того, давало молодым исследователям большое пространство для свободного научного творчества. Их наставники принципиально стремились вырастить себе достойную, талантливую смену. Отношения между поколениями учёных были подобны взаимоотношениям в больших семьях, а внимание, которое преподаватели оказывали своим студентам в процессе работы, желание обсуждать, помогать советами и методическими рекомендациями, достигали ныне невиданных масштабов. Представить себе ситуацию, в которой преподаватель был бы равнодушен к тому, над чем работает в данный момент его дипломник или аспирант, было просто невозможно. Причём тематика исследований не навязывалась с вершины опыта и авторитета, но подбиралась в соответствии с интересами и предпочтениями ученика, в процессе прямого диалога. Таким образом, период, который принято считать эпохой идеологических оков и застоя, был сопряжён с активной, разнообразной и, невзирая на препятствия, творческой и свободной научной работой.
Сигурд Оттович говорил долго, всю "пару". Аудитория слушала его внимательно и с интересом, периодически фотографируя с помощью мобильных телефонов и планшетных компьютеров на память (примета времени, без которой невозможно представить подобное мероприятие). Нашлись в ней и желающие задать вопросы. В основном они уточняли некоторые детали развития науки в советский период, но был и один, связанный с современностью - касательно той самой дискуссии о едином учебнике по истории. Тема действительно важная, что дополнительно подчеркнул после обстоятельного ответа С.О.Шмидта декан исторического факультета Сергей Павлович Карпов. Его точка зрения, впрочем, несколько отличалась от позиции Сигурда Оттовича, поскольку декан выступает за создание не просто учебника, но единого учебного комплекса, расширенного за счёт хрестоматии и учительской книги для чтения, причём узловые формулировки в нём должны быть выработаны на основании консенсуса специалистов. В то же время, на его страницах должны быть упомянуты и принципиально различные точки зрения, а к разработке всего комплекса следует привлечь не только учёных-историков, но и учителей, методистов и даже литераторов (для того, чтобы язык пособия стал доступнее).
Завершилась встреча с С.О.Шмидтом передачей историческому факультету МГУ последних сборников его статей, после чего слушатели разошлись, переваривая полученную информацию. Может быть, спустя много лет, кто-то из них вспомнит об этой встрече как о важном, поворотном событии в своей жизни. Ведь, как заметил сам Сигурд Оттович, человеческая память захватывает многое, а вот на осмысление воспоминаний порой уходят годы.
Аспирант исторического факультета Кирилл Петров.
Впечатление слушателя о встрече с С.О.Шмидтом
Фоторепортаж
Фотографии И.А.Ильяшенко