Сentral European University, Higher Education Support Program
Ивановский государственный университет
Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ


проводят

3-10 апреля 2011 года, Суздаль
заключительный семинар

Преподавание и изучение истории европейских религиозных традиций:
достижения, трудности, перспективы.



Семинар продолжит разработку проблем, которые были в центре нашего внимания в 2008-2010.

Главная задача этой заключительной встречи трояка.

Ожидается, как обычно, что участники семинара представят соответствующие материалы, оформят их в виде разработок (модулей и пр., поместят их позднее (или уже теперь) на сайте нашего РеСЕТа.

Каждая сессия нашего семинара сопровождается набором вопросом (agenda), которые могут быть поставлены в наших курсах; речь идёт не о строго научной интерпретации той или иной стороны сравнительной истории религий Европы, а о вопросах, которые представляются выигрышными с точки зрения дидактических потребностей…

ПРОГРАММА


3 апреля, воскресенье:
заезд, размещение, модальности работы.

4 апреля, понедельник:

Иудаизм как предмет сравнительно-исторического истолкования в наших курсах

1.
Воркшоп.
Опыт РеСЕТа и перспективы применения разработок, материалов и проблематики
по сравнительной истории иудаизма в наших курсах.

Agenda:

Key speaker:
А.Б. Ковельман. Герменевтика и религиоведение. Пути и возможности понимания и реалистического видения религиозных текстов и религиозных традиций.
Выступают
С.И. Головащенко. Христианский тринитаризм в контексте монотеизма авраамических религий: возможности компаративного подхода к преподаванию истории христианских догматов.

Аскетизм и антропология в иудаизме
по сравнению с иными религиозными традициями

Agenda:

Выступают:
А.М. Шпирт: Некоторые аспекты представлений об аскетизме в иудаизме и еврейской культуре (материалы для «модуля» и его обсуждение).
Ф.А. Дорофеев: Новые вопросы сравнительной религиозной антропологии в практике чтения наших курсов.
Н.С. Поляков.
М.А. Корзо.

5 апреля, вторник:
Православие, католицизм и протестантизм как предмет сравнительно-исторического истолкования в наших курсах

1.
Воркшоп.
Возвращаясь к несделанному: священные пространства и иеротопия в истории православия, западного христианства и других религиозных традиций.

Agenda:

Key speaker: А.М. Лидов.
Комментарии: Д.И. Полывянный, М.А. Корзо, М.В. Дмитриев.

2.
Круглый стол:
Возвращаясь к несделанному: христианские (и не-христианские) традиции и история искусства как тема наших университетских курсов

Agenda:

Выступают:
С.В. Силова. Тема сакрального пространства и иеротопии в курсе «Православная культура Белоруссии».
Ф.А. Дорофеев. Перспективы и сложности преподавания курса «Христианские корни отечественного искусства».

Комментарии: Д.И. Полывянный, Л.В. Тимошенко

3.
Воркшоп.
Опыт РеСЕТа и перспективы применения разработок, материалов и проблематики
по сравнительной истории православия, католицизма и протестантизма
в наших курсах.

Agenda:

Выступают:
Л.В. Тимошенко. «Долгие средние века» на востоке Европы: изучение и преподавание истории религиозных традиций на примере одной епархии (в связи с публикацией книги И.Я. Скочиляса «Галицкая (Львовская) епархия X-XIII веков: организационная структура и правовой статус. Львов, 2010. 24 + 832 с.
Комментарии: М.А. Корзо, М.В. Дмитриев
Ф.А. Дорофеев. Протестантизм в России (из опыта 4-х лет преподавания магистерского курса «Протестантизм в России»).
Комментарии: М.А. Корзо, М.В. Дмитриев.

4.
Круглый стол.
Возвращаясь к несделанному: представления о святости и почитание святых
в социальной истории христианства, иудаизма и ислама.

Agenda:
  • Как подходить к теме различий и сходств в представлениях о святости и культе святых в истории христианства, иудаизма и ислама?
  • Что же такое sacrum в нормативном и «переживаемом» исламе, иудаизме, христианстве?
  • Признать ли существенными отличия в понимании святости в православных культурах по сравнению с культурами западного христианства?
  • Можно ли всерьёз говорить о влиянии конфессиональных различий на социальные функции представлений о святости?
  • Культ святых как механизм трансляции христианских ценностей «сверху вниз»;
  • Различия в монашеских традициях и механизмы христианской аккультурации в православных и западнохристианских культурах.

Выступают:
Д.И. Полывянный, М.В. Дмитриев.
Комментарии: М.А. Корзо, А.М. Лидов.

6 апреля, среда:
Социология, политология и история религиозных традиций Европы.


Сессия 1.
Основные подходы и методы в историческом, социологическом
и политологическом сравнительном изучении и преподавании опыта
и общественных функций мировых религий.

Выступают:
Д.И. Полывянный. Религия как неопознанный объект политических наук.
Т.П. Белова (ИвГУ). Проблемы типологии в современном религиоведении. Нетрадиционная религиозность и особенности антикультового движения на Западе и в России.
Т.Б. Рябова (ИвГУ). Конфессиональные аспекты дискурса власти.

Ф.А. Дорофеев. Религия – основа культуры? Спорные аспекты связи культуры и религии в наших курсах ( в конетексте с многоконфессиональности Восточной Европы).

2.
Воркшоп.
Обсуждение модулей и других материалов ReSETa по социологическим,
политологическим и междисциплинарным подходам к истории религиозных
традиций Европы.

Agenda:
  • Каковы примеры успешного применения междисциплинарных подходов к изучению и преподаванию истории религиозных традиций?
  • Как учесть роль собственно религиозных (и специфически конфессиональных) факторов в анализе феноменов современной и недавней политической истории?
  • В какой степени исторические знания помогают понять социологически описываемые религиозные явления сегодняшнего дня?

Выступают:
Е. Панкратова: Социологический анализ религиозного процесса: методика исследования и использование исследовательского опыта в преподавании.
И.Н. Кодина: Политизация и коммерциализация религии: возможности социологического изучения и подходы к преподаванию.
Ф.А. Дорофеев. Религиозные братства и…. Фрейд. Можно ли опереться на учение З. Фрейда в исследовании религиозных братств как «структур большой длительности»?

3.
Круглый стол.
Как наглядно и убедительно показать роль религиозных традиций как
цивилизационных структур «большой длительности»? Опыт А. Тойнби,
Ш. Эйзенштадта, С. Хантингтона и других ученых в изучении роли религий как
цивилизационных традиций.

Agenda:
  • Религиозные основы цивилизационных традиций: спекулятивный домысел – или историческая реальность?
  • Как именно показать присутствие (или доказать отсутствие) религиозных и конфессиональных факторов в цивилизационных структурах?
  • В самом ли деле существуют секулярные общества с православной или католической культурой?
  • Есть ли смысл говорить в наших курсах о «православном», «католическом», «иудейском», протестантском пост-секуляризме?

Выступают:
О.И. Дзярнович. Зависит ли развитие демократии от конфессиональных традиций?
Ф.А. Дорофеев. Секуляризация, лаицизм, светский правовой порядок в контексте разных религиозно-культурных традиций (сложности освещения и анализа в рамках наших курсов).

7 апреля, четверг:
Модели accommodating cultural differences, нетерпимость и ксенофобия
в истории религиозных традиций.

1.
Воркшоп.
Отношения православных, католических и протестантских общин в истории
России и Восточной Европы как предмет наших курсов.

Agenda:
  • Как перейти от весьма абстрактных схем и моделей к «конкретике» сравнительной истории христианских традиций и истории отношений католиков, православных и протестантов в Восточной Европе?
  • Симметричны ли были взгляды католического и православного духовенства друг на друга в 15-17 вв.? в другие эпохи?
  • Как понять и объяснить тот факт, что за Брестской унией, которая мыслилась как примирение двух церквей, последовала серия острых и долгих религиозных конфликтов? Как объяснить и представить тот факт, что православные общества Восточной Европы (духовенство, светская элита, крестьяне, горожане) терпимо или более или менее индифферентно относились к протестантизму?

Выступают:
Л.В. Тимошенко. Брестская уния 1596 года: опыт и перспективы преподавания истории событий 1590-х годов в контексте сравнения православия и католицизма.
М.В. Дмитриев. Брестская уния 1596 года как поставленный историей эксперимент. Какие «свойства» католицизма и православия той эпохи она выявила?
В. Якубов. Протестантизм и другие христианские конфессии в Полоцком воеводстве в 16-17 вв.
Ф.А. Дорофеев. Проблема веротерпимости в контексте истории протестантизма в России.
Ю.А. Иванов. Проблемы правового и имущественного положения старообрядческого населения Центральной России и современные попытки реституции.

2.
Воркшоп.
Отношения иудейских общин с православием и католицизмом в истории России
и Восточной Европы как предмет наших курсов.

Agenda:
  • В самом ли деле различия между византийско-православной и западнохристианской «моделями» отношения к иудаизму и евреям (в Средние века и раннее Новое время) не существенны и не релевантны?
  • Как трактовать погромы еврейских общин Украины и Белоруссии в середине 17-го века в контексте наших нынешних знаний об отношениях православных и иудейских общин Восточной Европы в то время?
  • Что мы знаем сегодня и что мы должны сказать студентам об отношении православного духовенства и православного населения Восточной Европы к иудаизму и евреям (в Средние века и позднее)?

Выступают:
А.М. Шпирт: «Элиты» и «массы» в еврейско-христианских отношениях на востоке Речи Посполитой в 18 в. в зеркале одного источника.
М.В. Дмитриев: Подтверждается ли гипотеза об асимметрии в отношении православного и католического духовенства к иудаизму (в Речи Посполитой и других христианских странах)?
Комментарии: Т.И. Хижая, А.Л. Львов.

3.
Круглый стол
«Иудействующие» в истории России: как же представить этот сюжет в наших курсах?

Agenda:
  • Насколько уникален опыт российских «иудействующих» 18-19 вв.?
  • Как интерпретировать в наших курсах накопившиеся знания об «иудействующих» в контексте проблемы «православие и иудаизм»?
  • Насколько наши знания об «иудействующих» меняют расхожие представления о религиозной терпимости и нетерпимости в православных культурах?

Выступает:
А.Л. Львов: Иудействующие в России XVIII-XIX вв. как «текстуальное сообщество» (основные положения и презентация вышедшей книги).
Комментарии: Т.И. Хижая, М.В. Дмитриев.

8 апреля, пятница:
Религиозные традиции как фактор современной истории (православие в России последних полутора столетий; ислам вчера и сегодня)

1.
Воркшоп.
Возвращаясь к несделанному: обсуждение модулей и других материалов
ReSETa по истории православия в России в конце XIX - XX вв.

Agenda:
  • Состояние православной церкви и православной культуры России на рубеже 19-го и 20-го веков: что мы знаем об этом сегодня и как подать этот сюжет в наших курсах?
  • Насколько весомы и каковы по содержанию были реформаторские тенденции внутри Русской православной церкви в начале 20-го века?
  • Как объяснить антиклерикализм эпохи революции 1917 года и гражданской войны?
  • Атеистическая культура СССР: какие вопросы ставить? как к ним подходить?
  • Что было «национальным» и что – «наднациональным» в православной культуре России в 20-м веке?

Key speaker: А.Л. Беглов.

Выступают:
И.И. Лыман. Православная церковь и вызовы секуляризации (вторая половина XIX – начало XX вв.).
Ф.А. Дорофеев. Презентация книги Н.И. Солнцева о Голубинском и «Мининских чтений».
Е.А. Семичева. Презентация книги Е.А. Торчинов. «Религии мира: опыт запредельного».

2.
Воркшоп.
Как же говорить об отличительных чертах ислама и мусульманских традиций в наших курсах?

Agenda:
  • Какие параметры сравнения ислама с другими религиями вводить в наши курсы?
  • Каковы релевантные примеры расхождения между нормативным и «переживаемым» исламом?
  • Что составляет «структуры большой длительности» в исламе как конфессионально-культурной традиции?
  • Насколько существенны (в собственно религиозной области) различия между «региональными» версиями ислама в разные эпохи?
  • Каково соотношение конфессионального и «этнического» в понятии «мусульманин» / «араб» / «турок» / «татарин»…. в разные эпохи?
  • Насколько оправдана и продуктивна идея показать, что при сравнении ислама с христианством конфессиональные различия западного и восточного христианства имеют большое значение? В чем именно? Как это показать?

Key speakers: И.Л. Алексеев. «Объяснить ислам изнутри»: историко-социологический автопортрет традиционного мусульманского общества в трактате Ибн Халдуна «Введение в историю».
Шукуров Р.М. О том, как не надо водить ислам в наши курсы.
Е.П. Тельменко. Европа и ислам в эпоху Возрождения (о книге Ф. Кордеро "Европа и ислам").

3.
Круглый стол
Ислам, Русь и Россия как тема наших курсов
(опыт РеСЕТа и перспективы).

Agenda:
  • В самом ли деле различия между византийско-православной и западнохристианской «моделями» отношения к исламу и мусульманам (в Средние века и раннее Новое время) не существенны и не релевантны?
  • Что мы знаем сегодня и что мы должны сказать студентам об отношении православного духовенства и православного населения Восточной Европы к исламу и мусульманам (в Средние века и позднее)?
  • Как особенности отношения к исламу в Московской Руси сказались на отношении к мусульманам в России 18-го - 19-го веков?
  • Нет ли оснований говорить, что в истории Руси и России сложилась особая модель религиозно-культурного плюрализма («accommodating cultural differences»), отличная от опыта западных стран?

Выступают:
Ф.А. Дорофеев: От хиджаба к «мусульманскому терроризму»? Предрассудки, стереотипы и фобии, касающиеся ислама, как тема наших курсов.
М.В. Дмитриев: Из опыта освещения вопросов истории мусульман Московской Руси в 15-17 вв. в университетских курсах.
Комментарии:И. Л. Алексеев, Р.М. Шукуров.

9 апреля, суббота:
От Средних веков к Новому времени и современности: религиозные традиции как
предмет диахронического истолкования в наших курсах

1.
Воркшоп.
Куда идёт православие?

Agenda:
  • Насколько широко, глубоко и прочно возрождение православной культуры в России?
  • Насколько возрождены и возрождаются (или создаются) специфически православные конфессионально-культурные традиции?
  • Как «модернизм» и «фундаментализм» сочетаются в современной православной культуре России?
  • Складывается ли особая модель приспособления христианства к институтам секулярного общества?

Key speakers: о. Максим (Хижий), А.Л. Беглов

2.
Воркшоп.
Куда идёт ислам?

Agenda:
  • Как «модернизм» и «фундаментализм» сочетаются в современной исламской культуре России и мира?
  • Складывается ли особая модель «исламского секуляризма»?
  • Как внутри самой мусульманской культуры решается вопрос о взаимодействии с не-мусульманскими обществами?
  • Присутствует ли «анти-национальная» тенденция в развитии современного ислама?

Выступают:
И.Л. Алексеев,Р.М. Шукуров.
С.И. Головащенко. Использование игровой модели «Конфессиональный конфликт в мусульманской стране» в нашем преподавании.

3.
Круглый стол.
События начала 2011 года на арабском Востоке - возможны ли серьезные
прогнозы? Как избежать худшего?

Agenda:
  • Как ставить вопросы, касающиеся современного ислама и «исламизма» как фактора развития арабского Востока и других мусульманских регионов планеты?
  • Насколько весомы тенденции, ведущие к распространению «умеренного», «модерного», «открытого» ислама? И наоборот: к распространению исламского фундаментализма и экстремизма?
  • Представима ли какая-либо иная, чем нынешняя, модель диалога пост-христианских и христианских культур с исламом?
  • Что нужно изменить в расхожих представлениях нашей университетской молодежи и университетско-академических кругов о современном исламе?

Выступают:
И.Л. Алексеев. В поисках аналитической модели «великой арабской революции 2011 года (между Ибн Таймиией и Ибн Халдуном).
Р.М. Шукуров.
Ф.А. Дорофеев.

10 апреля, воскресенье:

Круглый стол
Обсуждение ближайших планов и перспектив работы «Ассоциации историков
религий» и проекта рекомендаций, которые предлагается представить
администрации и ученым советам наших университетов.

Отъезд.

На главную