Институт славяноведения РАН
Российская национальная комиссия
Международной комиссии по сравнительной истории церквей
Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ
Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук
 

проводят
15-16 сентрября 2011 г.

коллоквиум:

Религиозный плюрализм в православных и западнохристианских
обществах Европы в XVI – XVII вв.
(модели accommodating cultural differences).

         Коллоквиум ставит целью внести  вклад в специфически сравнительное изучение опыта религиозного плюрализма, религиозной терпимости и нетерпимости и моделей accommodating cultural differences в истории России и западноевропейских обществ в 16-19 вв. Особенность коллоквиума в том, что  его участники сосредоточатся именно на сравнительных аспектах данной проблематики.

Коллоквиум призван помочь и развертыванию соответствующих сюжетов в университетских курсах по сравнительному историческому религиоведению.

В исторических исследованиях много внимания уделяется истории религиозной терпимости в Европе. Значительно меньше изучены причины, модальности развития и социальные функции нетерпимости в европейских христианских культурах. Цель коллоквиума и стоящего за ним исследовательского проекта в том, чтобы увидеть, какие научные результаты может принести последовательно сравнительный подход к социальной и культурной истории религиозной нетерпимости в христианской Европе в доиндустриальную эпоху.

Особое внимание предполагается уделить вопросу о том, как конфессиональная специфика двух христианских традиций (православия и западного христианства) сказывалась на формировании дискурсов нетерпимости. Исходная гипотеза, которая подлежит проверке, состоит в том, что конфессионально-культурная специфика византийско-славянского православия и западного христианства очень существенно влияют на то, как в общественном сознании (идеологиях и ментальностях) осмысливаются отношения между религиями и конфессиями и как в связи с этим разворачиваются конфессиональные конфликты и  складываются установки на религиозную нетерпимость. Другая сторона той же гипотезы состоит в том, что именно византийско-православное цивилизационное наследие способствовало складыванию в истории православных государств Восточной Европы и Евразии особой модели accommodating cultural differences, которая обеспечивала  более или менее бесконфликтное сосуществование христианских и нехристианских религиозно-культурных традиций (православное христианство, язычество, ислам, иудаизм, буддизм…) и, по всей вероятности, сглаживанию противоречий между разными культурами в Российской империи XVIII- XIX вв. 

Коллоквиум  будет организован как серия «круглых столов»: после каждой группы из 2-3 докладов участники «круглого стола» будут высказываться по поднятым вопросам.

Материалы коллоквиума войдут в подготавливаемую к изданию книгу «Религиозный плюрализм в православных и западнохристианских обществах Европы в  X – XI X  вв.».

 

Приглашаются все заинтересованные. Справки: (ukrbel@bk.ru; (495) 338-71-18).

ПРОГРАММА:

15 сентября 2011 года, четверг, 9.30 – 13.00

(ИНИОН РАН, малый конференц-зал)

9.30 – 10.00. Открытие коллоквиума. Приветственное слово руководства Института славяноведения РАН и Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук.

 

Сессия  1:

Имеет ли смысл сравнивать отношение к язычеству, «ересям», «иноверию» и модели ассоmmodating cultural differences в православных, католических и протестантских обществах Европы в XV - XVII вв.? как сравнивать?

Agenda:

- состояние исследований по истории религиозной нетерпимости и конфессиональных конфликтов в «латинской» и «православной» Европе позднего средневековья и раннего Нового времени;

- тема отличий православной Руси и «латинского» Запада в области ассоmmodating cultural differences в научных исследованиях;

- две модели ассоmmodating cultural differences как «структуры большой длительности»? – средневековые структурные факторы религиозной нетерпимости раннего нового времени? – влияние средневековых «до-модерных» традиций на  модели  ассоmmodating cultural differences в 19-20 вв.?

- как сравнивать модели  ассоmmodating cultural differences в православных, католических и протестантских обществах? роль внерелигиозных, религиозных и конфессиональных факторов…

 

10.00 -10.20:

М. В. Дмитриев: Проблематика ассоmmodating cultural differences (средние века и раннее новое время) в исследованиях по истории «латинского Запада», Руси и России.

 

Сессия  2:

Франция и «латинский Запад» в раннее новое время: религиозное насилие и христианская нетерпимость.

Agenda:

- модальности религиозной нетерпимости, религиозного насилия и ассоmmodating cultural differences в истории Франции и «латинского» Запада в раннее новое время;

- какими факторами и корреляциями объясняют волну религиозного насилия в Европе раннего нового времени?

- была ли сложившаяся на «латинском Западе» модель ассоmmodating cultural differences уникальным явлением?

- религиозная нетерпимость в истории христианской Европы раннего Нового времени: «кто виноват?»

- проблематика религиозного насилия и нетерпимости в католической и протестантской мысли Западной Европы XVI - XVII вв.

- в чем отличия Запада от украинско-белорусских земель и  Московской Руси?

 

 

10.40 – 11.10:

С. Брюнэ: Меньшинства и маргиналы французского Юга в раннее новое время (Minorités et marginalités religieuses dans la France du Midi de la première modernité)

11.20 – 11.40:

В. В. Шишкин: Маргарита Валуа и религиозная нетерпимость. 

 

11.50 – 12.10 – перерыв на кофе.

 

12.10 – 12.40:

Т. Амалю: Глашатаи священной войны: католики-экстремисты во Франции в годы Лиги (1585-1594) (Prêcher la guerre sainte. Les catholiques intransigeants en France pendant la Ligue (1585-1594). 

12.50 – 13.10:

Ю. Е. Ивонин: От конфессионализации к веротерпимости в Центральной Европе (эволюция конфессиональной политики германских территориальных князей в 16-17 вв.)

 

13.20 – 14.10:

ДИСКУССИЯ

 

14.10 – 15.00:

ОБЕД.

 Сессия 3:

Религиозное насилие и христианская нетерпимость в украинско-белорусских землях 16-17 вв.: велики ли отличия от «латинского» Запада?

 

Agenda:

- религиозно-культурный плюрализм и политика веротерпимости в Речи Посполитой 16-17 вв.: польская модель ассоmmodating cultural differences?

 -  католическая церковь, религиозная терпимость и нетерпимость в Речи Посполитой 16-17 вв.;

- православная церковь, религиозная терпимость и  нетерпимость в Речи Посполитой 16-17 вв.;

- от терпимости к нетерпимости в польском и украинско-белорусском обществах 17 – первой половины 18 вв.

- почему польская модель ассоmmodating cultural differences   не выдержала испытания кризисом середины 17-го века?

- проблематика религиозного насилия и нетерпимости в католической и протестантской мысли  Речи Посполитой XVI - XVII вв.

 

15.00 – 15.20:

О. И. Дзярнович: Модель религиозного плюрализма Великого княжества Литовского в 16-17 вв. в зеркале современных исследований.

 

15.30 – 15.50:

А.М. Шпирт: Закон и терпимость в католическом антиеврейском законодательстве Речи Посполитой в 18 вв.

16.00 – 16.20:

Л.В. Тимошенко: Православная и католическая религиозные культуры Речи Посполитой XVI – первой половины XVII вв.: мирная конкуренция) или взаимная нетерпимость?

16.30 – 16.50:

К.О. Апанович: Опыт религиозной нетерпимости в Речи Посполитой (конфликты между православными и униатами в начале XVII в.).

 

17.00 – 17.20:

М. В. Дмитриев: Дискурсы терпимости и нетерпимости в католической культуре Речи Посполитой в конце 16-го – первой половине 17-го века.

17.30 – 17.50:

С.И. Головащенко: "Сословный солидаризм" или "религиозная толерантность"? Проблема обеспечения религиозной свободы в в украинско-белорусских землях Речи Посполитой в конце 16 - начале 17 вв.

  18.00 – 19.00:

ДИСКУССИЯ:

Опыт преодоления конфессиональных противоречий во Франции и Речи Посполитой в XVI - XVII вв.:  две модели accommodating  cultural differences?

 


16 сентября 2011 года, пятница, 9.30 – 18.30:

 

Сессия 4:

Религиозное насилие и христианская нетерпимость в Московской Руси 16-17 вв.: велики ли отличия от «латинского» Запада и Речи Посполитой?

 

Agenda:

- религиозно-культурный плюрализм и политика веротерпимости в Московской Руси16-17 вв.: ещё одна модель ассоmmodating cultural differences?

- православная церковь, религиозная терпимость и  нетерпимость в Московской Руси 16-17 вв.; как объяснить отсутствие политики систематического миссионерства в Московской Руси?

- проблематика религиозного насилия и нетерпимости в русской православной мысли XVI - XVII вв.

- как эволюционировала российская модель ассоmmodating cultural differences   в конце 17-го – первой половине 18-го века?

 

9.30 – 9.50:

Т. А. Опарина: Отношение к иноверцам в России в первой половине 17-го века: риторика и практика.

10.00 – 10.20:

Л. Б. Сукина: Религия русских глазами иноземцев-католиков (по материалам записок иноземце о русском государстве XVI-XVII вв.)

 

10.30 – 10.50:

Ф. А. Дорофеев: Православное миссионерство и религиозная политика в Российской империи 18-19 вв. в сравнительной перспективе.

 

11.00 – 11.30:

ДИСКУССИЯ.

 

11.30 – 11.50: перерыв на кофе

 

Сессия 5:

Православие и «иноверие», религиозно-культурный плюрализм и «национальности» в  Российской империи.

 

Agenda:

- ассоmmodating cultural differences  в Российской империи 18 в. по сравнению с Московской Русью;

 - православное миссионерство и религиозная политика в Российской империи 18-19 вв.  в сравнительной перспективе;

- православная церковь, русский национализм  и ассоmmodating cultural differences в Российской империи 19-го века;

- средневековые византийско-православные традиции и «имперский порядок» в России 18-19 вв.;

- до какого времени Россия оставалась «до-модерной империей» (А. Каппелер)?

 

11.50 – 12.10:

И.И. Лыман: Accommodating  cultural differences на окраинах Российской империи: Южная Украина XVIII XIX вв.

12.20 – 12.40

О. В. Безносова: «Свои и чужие»: отношения между православными и протестантами в Южной Украине в 18-19 ст.

12.50 – 13.10:

протоиерей Максим Хижий: Русское православие в Грузии в конце XIX – начале XX века: религиозный, национальный и имперский дискурсы.

 

13.20 – 13.40:

Д. Ю. Арапов: Ислам и мусульмане в русских текстах и политике второй половины 18-го века.

13.50 – 14.10:

Т. И. Хижая: Дискурсы восприятия субботников и евреев в российском обществе  в 19 вв.

14.20 – 14.40:

С.И. Головащенко: Проблема религиозной терпимости/нетерпимости и апологетика Священного Писания: опыт киевской духовно-академической школы (о. А. Глаголев)

 

14.50 – 15.30:

ОБЕД

 

15.30 – 17.00:

ДИСКУССИЯ:

Опыт преодоления конфессиональных противоречий в православных и западнохристианских обществах Европы в XV - XIX вв.:  две модели accommodating  cultural differences?

 

17.00 – 18.00:

КРУГЛЫЙ СТОЛ

 Модели accommodating  cultural differences, религиозно-культурные противоречия, историческая память и «политика памяти» в современной Франции, современной России и современном мире.


 

[1] По состоянию на 1 сент. 2011. Возможны незначительные изменения.