|
|
Ценность достоверной и актуальной информации сегодня все больше возрастает. Однако принципиальные сложности в современных условиях вызывает поиск информации и её оценка с точки зрения полноты, точности и достоверности. Замысел специального курса «Информационная эвристика в Интернет», читающийся на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова (подробнее см. по адресу: < http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/Heuristics/ >), состоит именно в обучении
Cпецкурс включает изучение особенностей развития и распространения научной информации, рассмотрение основных целей и методов информационного поиска, усвоение основ и восприятие ключевых понятий теории информации, интернетики и эвристики, анализ правил построения стратегии поиска и формулирования поискового запроса.
В задачи курса входит овладение основными видами информационного поиска (фактографическим, библиографическим и документальным), освоение основных алгоритмов и технологий поиска электронных ресурсов, развитие живой находчивости, логичности и целеустремлённости разысканий.
Тематический план спецкурса состоит из четырёх взаимосвязанных блоков: теоретического введения и практических блоков, включающих изучение трёх основных составляющих информационного поиска: фактографический, библиографический и документальный поиск.
Теоретическое введение (темы 13) включает рассмотрение таких понятий, как информационная эвристика, теория информации, информационные системы и информационный поиск. На занятиях рассматриваются проблемы распространения и жизненные циклы научной информации, описываются цели и методы информационного поиска, приводятся примеры различных подходов при фактографическом, библиографическом и документальном поиске. Также внимание уделяется основам складывающегося направления исследований ? интернетики. В рамках спецкурса изучаются как с точки зрения функциональности, так и с точки зрения содержания основные информационные источники, электронные ресурсы и информационные системы в Интернете, полезные для студентов историков. В рамках спецкурса проводится обсуждение понятия электронный документ, рассматриваются его основные форматы, методы атрибуции, а вместе с тем и особенности применения авторского, библиотечного и архивного права в Интернет. Студенты практикуются в использовании различных правил цитирования и библиографического описания электронных ресурсов.
Связующим звеном теоретической и практических составляющих спецкурса является тема «Стратегия информационного поиска», включающая рассмотрение таких важных понятий, как информационный запрос, поисковый образ, поисковый термин, булевский поиск, содержательная и формальная релевантность, пертинентность, точность и полнота. Изучаются основные принципы индексирования информации в Интернет, анализируются примеры построения
Изучение фактографического поиск в Интернет (темы 47) включает описание и тестовое сравнение ведущих поисковых систем, изучение принципов их действия и правил
Цели и методы библиографического поиска в Интернет (темы 810) изучаются на примере алфавитных и предметных каталогов ведущих библиотек мира (www.rsl.ru, www.rnl.ru, www.inion.ru, www.loc.gov, www.bl.uk, www.bnf.fr). Важным современным средством становятся и метапоисковые средства библиографической эвристики, связанные по протоколу Z 39.50 (на примере Sigla.ru). Практикум по разделу включает освоение персональных систем управления библиографической информацией (EndNote, LibNavigator, ProCite).
Документальный поиск в Интернет (темы 1114) включает практические занятия опубликованных документов (и их частей), архивных коллекций и описей фондов, а также тематических
Дополнительно проводится занятие по поиску научных контактов, сайтов и порталов научных учреждений (архивов, библиотек, музеев, издательств, институтов, университетов), а также информации об источниках финансирования научных проектов (фандрайзинг).