Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница кафедры исторической информатики   Главная страница кафедры исторической информатики   Главная страница кафедры исторической информатики   Главная страница кафедры исторической информатики  
Виртуальная реконструкция дворцовых, храмовых, монастырских комплексов и усадеб

Статья: Формирование источникового комплекса для построения виртуальной интерактивной реконструкции Скорбященского монастыря
Авторы : Жеребятьев Д.И. Простов В.А.

Простов В.А., Жеребятьев Д.И. Формирование источникового комплекса для построения виртуальной интерактивной реконструкции Скорбященского монастыря // Историография и источниковедение отечественной истории. Под ред. С.Г. Кащенко. СПб, 2011 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.hist.msu.ru/Labs/HisLab/News/lmns2010.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index TermsВиртуальная историческая реконструкция, виртуальная реконструкция монастырей, верификация источников, трёхмерное моделирование

Аннотация:
Современная Москва в течение последнего века претерпела существенные изменения. С её карты исчезли многие монастыри, храмы, дворянские усадьбы, парки и т.д. В начале XX века в городе насчитывалось 25 монастырей (не считая общин). Из них 15 мужских и 10 женских. В XIX веке в пределах современной Москвы возникли 4 новых монастыря, в их числе был Скорбященский женский монастырь – наиболее поздний по времени своего основания монастырь Москвы. История распорядилась с ним сурово: как и ряд других монастырей Москвы, он был разрушен в годы советской власти. Несмотря на то, что многие монастыри уничтожены, безвозвратно утеряно церковное имущество, всё активнее поднимается вопрос о необходимости реконструкции исчезнувших монастырских строений и реставрации сохранившихся церквей.
До последнего времени реконструкция нередко проводилась на бумаге в виде зарисовок, чертежей или настольных макетов, которые достаточно приближённо отображали общий вид недошедших до нас памятников истории и культуры (при этом автор реконструкции не претендовал на точность и аутентичность реконструируемого объекта). Последнее десятилетие предоставило исследователям новые технологии и методики реконструкции.
Одной из технологий реконструкции, которую мы рассмотрим в нашей статье, является методика трёхмерного моделирования, позволяющая в данном случае визуально восстановить на основании сохранившихся исторических источников весь комплекс церковных построек монастыря, ландшафт и растительный покров, провести пространственный анализ местности, параллельно создавая в программной оболочке чертежи, которые могут использоваться для реставрационной деятельности. В качестве временного среза реконструкции мы выбрали 1909 г., время существования монастыря при первой игуменье Евпраксии; после 1909 г. монастырь начинает активно перестраиваться.
Цель данной статьи заключается в описании начальных шагов построения виртуальной исторической реконструкции Скорбященского монастыря – сбора и анализа источниковой базы. Чуть меньшее внимание мы уделяем техническим аспектам, которые более подробно будут описаны в последующих публикациях. Конечной целью нашего исследования является разработка виртуальной исторической реконструкции монастыря с возможностью просмотра трёхмерной модели монастырского комплекса в интерактивном режиме через Интернет.
Статья состоит из трёх частей: в начале статьи мы рассмотрим историю монастыря, во второй части речь пойдёт о сохранившейся источниковой базе, из которой мы выделим отдельные источники, которые могут быть положены в основу виртуальной исторической реконструкции, третья часть посвящена первому этапу обработки описательной и изобразительной информации – построению плана временного среза реконструкции; рассматриваются также вопросы подбора программного обеспечения реконструкции.


Посмотреть статью


Статья: Виртуальная реконструкция храмового комплекса г. Енисейска на основе технологии трехмерного моделирования
Авторы : Смолин А.А., Румянцев М.В.

Смолин А.А., Румянцев М.В. Виртуальная реконструкция храмового комплекса г. Енисейска на основе технологии трехмерного моделирования // Круг идей: Методы и технологии исторических реконструкций. Под ред. Л.И. Бородкина, В.Н. Владимирова, Г.В. Можаевой. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 175 – 196. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.aik-sng.ru/text/krug/2010/11.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index Termsвиртуальная реконструкция, Спасский братский монастырь в Енисейске, культурное наследие

Аннотация:
Технологии 3D-моделирования чуть более чем за полвека достигли высокого уровня реалистичной визуализации и интерактивности. Сфера их применения достаточно широка (проектирование и дизайн в строительстве и промышленности, визуальные эффекты в кинематографе, производство компьютерных игр и пр.). Возросший интерес со стороны государства к сохранению в цифровом виде мирового культурного наследия позволил использовать технологии трехмерного моделирования и в научно-исследовательской деятельности, в том числе в области исторических и археологических исследований. В рамках создания информационной системы, в цифровом виде интегрирующей данные историко-культурных, археологических, этнографических исследований об исчезающих объектах культурного наследия Средней Сибири (проект «Актуализация историко-культурного наследия», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг., государственный контракт №02.740.11.0351), решается задача виртуальной реконструкции культового пространства Енисейска на основе технологии трехмерного моделирования.

Посмотреть статью


Статья: The Technique of Virtual Archaeological Reconstructions on the Example of a Medieval Fort in the Yenisei Taiga
Авторы : Artem A. Smolin, Pavel V. Mandryka

Artem A. Smolin, Pavel V. Mandryka. The Technique of Virtual Archaeological Reconstructions on the Example of a Medieval Fort in the Yenisei Taiga // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2011 4) 393-399

Index Termshistory, archeology, ethnography, virtual reconstruction, heritage and culture.

Аннотация:
The article discusses the basic principles of virtual reconstruction in archaeological research. The introduction states that the virtual reconstruction is an important and popular resource for research, as well as a means of preserving and maintaining the cultural heritage. Materials and methods section considers an example of the virtual reconstruction of the fort Lesosibirsk-1 drawn under the grant of Institute of Humanities at Siberian Federal University. General method for the virtual reconstruction of archaeological research is explained through the reconstruction of a particular architectural object.


Посмотреть статью


Статья: Виртуальная реконструкция надвратной церкви Захария и Елизавета г. Енисейск
Авторы : Рудов И.Н.

Рудов И.Н. Виртуальная реконструкция надвратной церкви Захария и Елизавета г. Енисейск // Молодежь и наука: Сборник материалов VI-й Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых [Электронный ресурс] /отв. ред. О.А. Краев - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011. - URL: http://lib71.library.krasu.ru/ft/ft/b72/0227142/pdf/7/1157.pdf (дата обращения: 10.06.2011).

Index Termsвиртуальная реконструкция, надвратная церковь Захарии и Елизаветы

Аннотация:
Виртуальная реконструкция – одно из наиболее молодых прикладных научных направлений, к которому прибегают для моделирования и демонстрации своих экспериментов представители самых разнообразных наук. Термин виртуальная реконструкция происходит из двух понятий «виртуальное» и «реконструкция». Понятие «виртуальное» чрезвычайно многогранно и имеет множество определений, но в рамках данного направления оно ограничено смыслом нематериальности, иллюзии, что является неотъемлемой чертой любого объекта созданного в виде 3D-модели. «Реконструкция» – это воссоздание внешнего вида (основанно на сохранившихся фрагментах и останках, с использованием имеющейся исторической информации о нем с помощью современных методов исторической науки) и конструкции объекта архитектуры, а также среды или исторической эпохи, в которой существовал объект. В контексте нашей статьи мы поведём речь о построении надвтратной церкви Захарии и Елизаветы г. Енисейска, технологии и этапах реконструкции объекта историко-культурного наследия.


Посмотреть статью


Статья: Виртуальная реконструкция Спасского мужского монастыря г. Енисейска с применением технологии Quest3D
Авторы : Пиков Н.О.

Пиков Н.О. Виртуальная реконструкция Спасского мужского монастыря г. Енисейска с применением технологии Quest3D// Молодежь и наука: Сборник материалов VI-й Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых [Электронный ресурс] /отв. ред. О.А. Краев - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011. - URL: http://library.krasu.ru/ft/ft/b72/0227142/pdf/7/1167.pdf (дата обращения: 10.06.2011).

Index Termsвиртуальная реконструкция, надвратная церковь Захарии и Елизаветы

Аннотация:
Виртуальная реконструкция – одно из наиболее молодых прикладных научных направлений, к которому прибегают для моделирования и демонстрации своих экспериментов представители самых разнообразных наук. Термин виртуальная реконструкция происходит из двух понятий «виртуальное» и «реконструкция». Понятие «виртуальное» чрезвычайно многогранно и имеет множество определений, но в рамках данного направления оно ограничено смыслом нематериальности, иллюзии, что является неотъемлемой чертой любого объекта созданного в виде 3D-модели. «Реконструкция» – это воссоздание внешнего вида (основанно на сохранившихся фрагментах и останках, с использованием имеющейся исторической информации о нем с помощью современных методов исторической науки) и конструкции объекта архитектуры, а также среды или исторической эпохи, в которой существовал объект. В контексте нашей статьи мы поведём речь о построении надвтратной церкви Захарии и Елизаветы г. Енисейска, технологии и этапах реконструкции объекта историко-культурного наследия.


Посмотреть статью


*РЕКОНСТРУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И АРХИТЕКТОРАМИ

С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КОНСУЛЬТАНТОВ ИСТОРИКОВ*

 

Статья: Использование методов архитектурного компьютерного моделирования для реконструкции археологических объектов
Авторы : Моор В.В.

Моор В.В. Использование методов архитектурного компьютерного моделирования для реконструкции археологических объектов // Инф. Бюллетень Ассоциации "История и компьютер". М., 2010. С. 20 - 21. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://aik-sng.ru/text/bullet/36/bull36.pdf (дата обращения: 10.02.2011).

Index Termsархитектурное компьютерное моделирование, ArchiCad, базилика, археология

Аннотация:
Представленные на сегодняшний момент в литературе, Интернете и других источниках графические реконструкции в основном направлены на рядового потребителя, выполняют ознакомительную, популяризирующую функцию. Методика ведения работ на архитектурно-археологическом объекте с использованием компьютерного моделирования, применяемая в данном случае, направлена исключительно на специалиста. Хотя ее результаты тоже могут иметь в дальнейшем широкое применение (общеобразовательная, туристическая сферы).
В настоящей работе объектом исследования является базилика. На основе анализа собранного материала была создана базовая рабочая модель здания, предназначенная для дальнейшей корректировки и отработки гипотез. Композиционный анализ, проводимый на всех этапах создания модели; учет законов работы общей и локальных конструктивных схем; технологии строительства и применяемых материалов позволили ответить на большое количество вопросов, по ходу работы убедиться в несостоятельности многих попыток реконструкции данного объекта, предпринятых ранее, а главное – систематизировать с помощью полученной модели весь накопленный практический и теоретический материал.

Посмотреть тезисы доклада


*РЕКОНСТРУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И АРХИТЕКТОРАМИ

С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КОНСУЛЬТАНТОВ ИСТОРИКОВ*

 

Статья: How to Build a Pyramid. Hidden ramps may solve the mystery of the Great Pyramid's construction.
Авторы : Bob Brier

Brier B. How to Build a Pyramid. Hidden ramps may solve the mystery of the Great Pyramid's construction. // Archaeology magazine, Volume 60 Number 3, May/June 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.archaeology.org/0705/etc/pyramid.html (дата обращения: 10.02.2011).

Index TermsKhufu Pyramid, The Theory Builder, archaeology, Internal Ramp Theory, virtual reconstruction

Аннотация:
Of the seven wonders of the ancient world, only the Great Pyramid of Giza remains. An estimated 2 million stone blocks weighing an average of 2.5 tons went into its construction. When completed, the 481-foot-tall pyramid was the world's tallest structure, a record it held for more than 3,800 years, when England's Lincoln Cathedral surpassed it by a mere 44 feet. We know who built the Great Pyramid: the pharaoh Khufu, who ruled Egypt about 2547-2524 B.C. And we know who supervised its construction: Khufu's brother, Hemienu. The pharaoh's right-hand man, Hemienu was "overseer of all construction projects of the king" and his tomb is one of the largest in a cemetery adjacent to the pyramid. What we don't know is exactly how it was built, a question that has been debated for millennia. The earliest recorded theory was put forward by the Greek historian Herodotus, who visited Egypt around 450 B.C., when the pyramid was already 2,000 years old. He mentions "machines" used to raise the blocks and this is usually taken to mean cranes. Three hundred years later, Diodorus of Sicily wrote, "The construction was effected by mounds" (ramps). Today we have the "space alien" theory--those primitive Egyptians never could have built such a fabulous structure by themselves; extraterrestrials must have helped them. Modern scholars have favored these two original theories, but deep in their hearts, they know that neither one is correct. A radical new one, however, may provide the solution. If correct, it would demonstrate a level of planning by Egyptian architects and engineers far greater than anything ever imagined before.

Far from being just another theory, the internal ramp has considerable evidence behind it. A team headed by Jean-Pierre Houdin and Rainer Stadlemann, former director of the German Archaeological Institute in Cairo and one of the greatest authorities on pyramids, has submitted an application to survey the Great Pyramid in a nondestructive way to see if the theory can be confirmed. They are hopeful that the Supreme Council of Antiquities will grant permission for a survey. (Several methods could be used, including powerful microgravimetry, high-resolution infrared photography, or even sonar.) If so, sometime this year we may finally know how Khufu's monumental tomb was built. One day, if it is indeed there, we might just be able to remove a few blocks from the exterior of the pyramid and walk up the mile-long ramp Hemienu left hidden within the Great Pyramid.

Bob Brier is a senior research fellow at the C. W. Post Campus of Long Island University and a contributing editor to ARCHAEOLOGY.


Посмотреть статью


*РЕКОНСТРУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И АРХИТЕКТОРАМИ

С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КОНСУЛЬТАНТОВ ИСТОРИКОВ*

 

Статья: The Past in High-Def. The world's ancient heritage is coming to your desktop in 3-D
Авторы : Eric A. Powell

Powell E. A. The Past in High-Def. The world's ancient heritage is coming to your desktop in 3-D// Archaeology magazine, Volume 62 Number 3, May/June 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.archaeology.org/0905/etc/high_def.html (дата обращения: 10.02.2011).

Index Termsancient heritage, Monte Alban scanning project, archaeology, virtual reconstruction, laser scanning

Аннотация:
Lightning strikes the ancient Zapotec temple just minutes after the team has secured its equipment in a tunnel running deep within the building. After scrambling to get a very expensive laser scanner out of the late afternoon storm that is roiling above the Mexican site of Monte Alban, the mountaintop capital of the Zapotecs, archaeologist Elizabeth Lee and I are standing under a tree debating whether to go into the tunnel ourselves when the lightning bolt hits the back of the temple, not 40 feet away.

The flash of white and the deafening thunderclap scare us half to death, and I can't help but think that a more superstitious person might wonder if the Zapotec storm god Cocijo is registering his disapproval at what Lee and her small team are doing. Their project, a high-definition 3-D laser scan of a building archaeologists have dubbed "System IV," is designed to produce a detailed record of the temple that will endure. Should the building fall victim to an earthquake or suffer some other kind of damage, the data produced by the scan will ensure it is "digitally preserved" in perpetuity, and the information could perhaps even aid in its reconstruction. Surely Cocijo, the paramount god of a people who were among the first literate cultures in Mesoamerica, would approve of a record that lasts forever.


Посмотреть статью

Все публикации компании CyArk


Назад к библиотеке

1