Золотой юбилей "Экономики" Пола Самуэльсона // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 9. М.,2003. С. 176-181.
В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.
{176}
Материал подготовлен
А.Ю. ВолодинымЗолотой юбилей
«Экономики» Пола СамуэльсонаСамуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд. М., 2001.
В 1948 г. в Нью-Йорке из печати вышел учебник «Экономика: Вводный курс» («Economics: An Introductory Analysis»), автором которого был молодой и уже широко известный экономист Пол Энтони Самуэльсон. Это событие удивило профессуру и обрадовало студентов. Сам П.Самуэльсон заметил, что «в те дни не предполагалось, что подающий надежды ученый будет писать учебники, тем более для начинающих. Этим занимались только профессиональные графоманы» (С. 17). Сегодня увидело свет 16-е издание «Экономики», которым П. Самуэльсон и его соавтор (начиная с 12-го издания) Вильям Нордхаус отметили 50-летие, золотой юбилей самого распространенного в мире учебника экономики, переведенного на 20 языков, юбилейное издание которого теперь есть и на русском языке[i].
Per aspera: путь к золотому юбилею. 15 мая 1948 г. профессору и заведующему кафедрой экономики Массачусетского Технологического института (МТИ) Полу Самуэльсону исполнилось 33 года; учебник «Экономика» был уже сдан в печать. К этому моменту П. Самуэльсон сделал блестящую карьеру. Ученик Ф. Найта, Дж. Винера, Г. Саймонса, П. Самуэльсон был вундеркиндом, поражавшим и сокурсников и представителей стипендиальных советов. Сразу по получении степени магистра в 1936 г. он был принят младшим научным сотрудником в Гарвардский университет. В 1941 г. Самуэльсон защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете, где вместе с присуждением докторской степени ему вручили высшую степень отличия университета ― медаль Дэвида Уэллса. Диссертация Самуэльсона легла в основу его первой фундаментальной работы «Основы экономического анализа»[ii], за которую он в 1947 г. был удостоен первой медали Джона Б. Кларка Американской экономической ассоциации, а в 1970 г. стал первым американцем, лауреатом Нобелев-{177}ской премии по экономике[iii]. Однако мировую известность П. Самуэльсон приобрел благодаря своему «вечному ребенку» — учебнику «Экономика».
«Что подтолкнуло меня к написанию этого учебника? — задается вопросом П. Самуэльсон. — Вернемся в 1945 год. Германия и Япония потерпели сокрушительное поражение, американские университеты были просто переполнены студентами, вернувшимися с фронтов второй мировой войны… Новое поколение студентов нуждалось в объяснении происшедших событий. Но в то время, как помнят преподаватели моего поколения, наиболее популярные учебники по экономике были уже устаревшими. Поэтому было не удивительно, что начинающие студенты скучали. (Нередко я замечал у своих студентов отсутствующий взгляд.) В 1948 году, когда впервые была опубликована эта книга, термина «макроэкономика», обозначающего науку об уровне безработицы и цен, а также об темпах инфляции и роста реального валового национального продукта, не было даже в словаре! Но даже если бы я не рассмотрел проблему производственных возможностей на известном примере пушки-масло во вводном курсе по микроэкономике, это сделал бы кто-нибудь другой. Время революционных изменений вводного курса по экономике уже пришло» (С. 16—17).
Перемены назрели, требовались решительные действия. «Начинать любое дело всегда легко, — замечает П. Самуэльсон. — А вот для того, чтобы успешно его завершить, необходимо приложить немало усилий, подчас неимоверных. По завершении каждой главы ее тут же размножали на мимеографе и давали на проверку студентам МТИ[iv]. Я считал эту работу довольно кропотливой, но приятной. Вначале я наивно полагал, что смогу закончить эту работу за год, на самом деле потребовалось долгих три года упорного труда. Пришлось забросить занятия теннисом, поскольку все выходные и летний отпуск были полностью посвящены переводу сложнейших экономических терминов на язык, понятный каждому, кто только начинает знакомиться с этими проблемами. Оказалось, что надо серьезно поработать и над традиционными экономическими графиками. Мы буквально «колючесть графиков украсили цветом» для того, чтобы «унылая наука экономика» стала тем захватывающим предметом, каковым она и является на самом деле» (С. 17).
Книгу ожидал большой успех, ее взяли на вооружение и в больших, и в маленьких колледжах и США и Европы. Постоянно издавались дополнительные тиражи. «Когда по приглашению общества Гуггенхейма мне довелось посетить Европу, — вспоминает П.Самуэльсон, — я прошелся по большим книжным магазинам во всех крупных городах, чтобы удостовериться в том, что моя книга переведена на французский, немецкий, итальянский, испанский и шведский языки» (С. 17). {178}
Первая рецензия на «Экономику» принадлежала перу редактора журнала «Fortune» Джона К. Гелбрейта (Galbraith), который предсказывал, что следующее поколение будет изучать экономику по учебнику Самуэльсона. «Гелбрейт, — отмечает П. Самуэльсон, — оказался гораздо более прозорливым, чем я, и эта книга действительно стала новым и долговечным примером для подражания. Многие книги-конкуренты были в основном написаны в таком же стиле» (С. 17).
Однако на пути «Экономики» появлялись и препятствия. «В реакционные дни сенатора Джозефа Маккарти (McCarthy), когда с кафедр и в аудиториях звучали обвинения в радикализме, — вспоминает П. Самуэльсон, — свою долю осуждения получила и моя книга. Консервативные выпускники МТИ предупредили ректора университета Карла Комптона (Compton), что Пол Самуэльсон поставит под угрозу репутацию всего института, если ему позволят опубликовать апологетику “смешанной экономике” (sic!)» П.Самуэльсон при этом добавляет: «Конечно, спустя четыре десятилетия, все это кажется просто смешным, но в те годы преподавателям государственного университета было совсем не до шуток, когда многим популярным учебникам ставилось в вину разрушительное влияние на студентов» (С. 17).
«Получив пощечину по правой щеке, можно смягчить боль, подставив левую». Второй пощечиной П. Самуэльсон считает вышедший в конце 1960-х годов двухтомник «Анти-Самуэльсон» М. Линдера и Д. Сенсата. По словам самого Самуэльсона, «когда в университетских студенческих городках в Америке и за рубежом студенчество вовсю “бурлило”, меня представили уже как апологета laisser-faire, где человек человеку волк, и настоящей акулой капитализма» (С. 17).
Смирившись даже с ангажированными критиками П. Самуэльсон смог вынести важный для себя урок: «Холодный душ всегда отрезвляет, и я научился писать взвешенно и осторожно, какие бы спорные вопросы не рассматривались… Благодаря взвешенному и вполне обоснованному осторожному “обращению” с соперничающими экономическими школами, книга была признана большинством из них» (С. 17). Возможно, именно острая полемичность «Экономики» стала залогом еe долголетия.
Пятьдесят лет экономики или пятьдесят лет «Экономики». Гари Берк (Burke), издатель «Экономики» (издательство «McGraw-Hill»), в предисловии подчеркнул: «Однажды Кейнс иронично заметил: “Когда-нибудь все умирают”. Сейчас, выпуская шестнадцатое издание, я в этом не уверен. Похоже, мы все живы» (С. 15).
Сегодня обоснованно можно говорить, что «Экономика» П. Самуэльсона составляет значительный этап становления экономики и как науки, и как учебной дисциплины. «Став свидетелями превращения экономической теории в одну из самых увлекательных и новаторских наук,— отмечают П. Самуэльсон и В. Нордхаус, — мы «увековечили» этот процесс в каждом из шестнадцати издании книги “Экономика”» (С. 648).
{179} Экономические изменения второй половины ХХ века были сложными и многообразными, а экономическая теория не отставала от развития экономики. «Экономика середины столетия, — заявляют в “Предисловии” П. Самуэльсон и В. Нордхаус, — жила совершенно в ином мире. Она боролась с набиравшими силу экономическими циклами, пытаясь как-то объяснить причины депрессии, гиперинфляции и биржевого краха, полемизируя о преимуществах социализма и капитализма. В конце столетия экономический мир и мир экономической науки развивались невиданными темпами. За последние пять десятилетий совокупный объем производства в США возрос в четыре раза, реальные доходы на душу населения за этот же период удвоились. За пределами Соединенных Штатов перемены были еще более разительными. Многие страны отказались от социалистического эксперимента и перешли к рыночной системе; такие совершенно разные страны, как Ирландия, Ботсвана и Филиппины, пережили мощный экономический рост. Никогда еще ранее в истории не было такого количества людей, “пожинающих плоды” продолжительного экономического роста» (С. 19).
Чему же нас научила история экономики ХХ века? «История, по крайней мере экономическая история, научила мир определенным базовым экономическим принципам, изучавшимся и проверявшимся в самых жесточайших условиях. Повторяющиеся спады, всплески инфляции являются неким экономическим вариантом химических опытов, проводимых в лабораториях. Трагический опыт русской и китайской системы организации производства и распределения, проведенный коммунистами, лишил возможности воспользоваться плодами повышающегося уровня жизни три поколения людей. В то же время и абсолютно свободная рыночная экономика не смогла обеспечить все человечество относительно равными возможностями и доходами. Стремление к постоянному повышению уровня жизни своих сограждан привело к тому, что практически во всех современных демократических странах сформировалась так называемая смешанная экономика, не имеющая ничего общего ни со свободным рыночным механизмом, ни с утопией Робина Гуда. Увы, только усвоив поистине прописные истины экономики, люди смогут понять и решить, где должна проходить золотая середина между эгоизмом личной инициативы и регулирующими, стабилизирующими и распределяющими функциями государства. Смешанная экономика, независимо от волеизъявления ее участников, просто обязана быть “ограниченной смешанной экономикой”» (С.16).
За пятьдесят лет большие изменения произошли в экономической науке. «В наши дни возможности экономистов существенно расширились. Современные статистические базы данных, предоставляемые государственными органами, частными фирмами и академическими институтами содержат более исчерпывающую информацию, чем базы конца 1940-х. Данные обрабатываются сейчас гораздо быстрее, компьютеры выдают нам статистическую информацию и обобщения со скоростью света. Вряд ли можно найти какой-нибудь вид деятельности, который бы получил столько преимуществ от использования компьютерной тех-{180}нологии, как исследования в области политической экономии. Это в равной мере касается и экономической теории, и прикладной экономики» (С. 16).
Отдельно П. Самуэльсон отмечает и достоинства Интернет: «Несколько раз щелкнув мышью, можно получить самые свежие данные об уровне безработицы, отследить всю информацию об уровне бедности и об уровнях доходов или разобраться в лабиринтах банковской системы» (С .25). Однако, авторы «Экономики» предостерегают: «Перед тем как отправиться в восхитительный мир Web, хотелось бы дать вам мудрый совет. Вспомните старую пословицу: “Получаешь только то, за что сам платишь”. Будьте осторожны! Доступ к Интернет и другим электронным источникам информации довольно прост. Однако эта простота обманчива» (С. 26). Взвешенный взгляд на прогресс позволяет П.Самуэльсону уверенно смотреть в будущее.
Экономика вступает в XXI век с «Экономикой». Несмотря на все изменения содержания основных глав, тематики и акцентов экономических примеров и задач, на протяжении вот уже последних пяти десятков лет одно у «Экономики» остается неизменным ― заинтересованная студенческая читательская аудитория. «Необходимость “удерживать” книгу на передовых рубежах бурно развивающейся мировой экономики предоставляет авторам волнующую возможность излагать новейшие идеи современных экономистов и показывать, как экономическая наука может изменить мир» (С. 19). Видимо, в силу молодости читателей “Экономика” остается «вечным ребенком»: «Взрослея, ребенок становится личностью, отличающейся от родителей и живущей своей собственной жизнью. С этой книгой произошло тоже самое. Сначала, — вспоминает П. Самуэльсон, — я руководил ею, но позже наши роли поменялись. Прошли годы, мои белокурые волосы потемнели, а затем поседели. Но, подобно портрету Дориана Грея, которому не суждено постареть, книга “Экономика” навсегда останется молодой» (С. 18).
Прошедшие полвека развития «Экономики», по П. Самуэльсону, залог успеха в будущем столетии, что возлагает на авторов огромную ответственность. «Этот “золотой юбилей” дает нам право, — замечают П. Самуэльсон и В. Нордхаус, — остановиться и поразмышлять о дальнейшем развитии экономической теории и экономики. В процессе подготовки книги мы старались не забывать о том, что изложенные в ней принципы должны служить читателю верой и правдой в последующие пять десятилетий. Мы постоянно спрашивали себя: “Как будет развиваться мировая и, в частности американская экономика в наступающем XXI столетии? Какие жизненно важные проблемы и неразрешимые дилеммы возникнут перед сегодняшними студентами, когда они займутся бизнесом или государственными делами?”» (С. 648).
Обобщая исторический опыт развития и экономики, и экономической теории, П. Самуэльсон и В. Нордхаус подводят итог: «Одна очень интересная особенность экономики заключается в том, что суть социально-экономических недугов общества {181} очень мало меняется с годами. Один умный человек как-то сказал: “В экономике меняются не вопросы, а ответы”. Главные проблемы 1990-х очень мало отличаются от проблем, волновавших общество в 1960-е и даже в 1930-е годы. Как и когда-то, нас сегодня тревожат проблемы экономического роста, стабильности и распределения доходов. Устраивают ли нас нынешние темпы экономического роста? Контролирует ли государство инфляцию и безработицу? Справедливо ли распределяются среди населения плоды экономического роста? Главным же среди всех этих вопросов является вечный вопрос о том, как нам воспользоваться своими ресурсами для улучшения жизни каждого отдельного человека и общества в целом» (С. 648)
Сравнивая две образцовые рыночные модели — «жестокую экономику» США и «сострадательную экономику» Европы, П. Самуэльсон и В. Нордхаус добавляют, что «прежде, чем громко аплодировать американскому успеху, полезно бы вспомнить, что конкурентным рынкам присущи не одни лишь достоинства. Не каждому дано быть победителем в непрерывной дарвиновской борьбе за выживание, присущей рыночной экономике» (С. 649).
При этом, завершая книгу, П. Самуэльсон и В. Нордхаус не теряют ни трезвого взгляда на вещи, ни оптимизма: «Тем не менее рынок заслуживает те добрые слова, которые неоднократно произносились нами в этой книге. От последней похвалы в адрес рынка мы пока воздержимся. Мы придержим ее на тот день, когда у каждого будет возможность получить хорошую работу, иметь собственный дом и жить в гармонии с окружающим миром. Это вполне достойные цели для экономики и для экономистов на ближайшие 50 лет!» (С. 649) Будем надеяться, что эти цели окажутся по силам будущим российским деятелям и исследователям экономики, которые сегодня только открывают для себя премудрости экономической науки «по Самуэльсону».
[i] Книга П. Самуэльсона выдержала несколько изданий на русском языке: Экономика: Вводный курс. Пер. с англ. М., 1964; Экономика: Учебник. В 2-х тт. Пер. с англ. М., 1990; Экономика: В 2-х тт. М., 1993; Экономика: Вводный курс. Т. 1. Пер. с англ. М., 1993; Экономика: Дайджест (совм. с У.Нордхаусом). Пер. с англ. М., 1993. Экономика. 15-е изд. (совм. с У. Нордхаусом). М., 1997. Заметим, что учебник П.Самуэльсона традиционно называется экономикой в отличие от других переводных изданий, например, «Экономикс» Кэмбелла Макконнела и Стэнли Брю (М.: Республика, 1992).
[ii] Samuelson P. Foundations of Economic Analysis. Cambridge, Ma, 1947.
[iii] Более подробно с биографией П. Самуэльсона см.: Пол Самуэльсон // Нобелевские лауреаты ХХ века. Экономика. Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 29—35.
[iv] МТИ — Массачусетский технологический институт (MIT) — один из наиболее известных вузов США (прим. ред.).