Сактаганова З.Г. Советская модель экономики и агроиндустриальное пространство Казахстана в 1946-1954 гг.  // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 9. М., 2003. (С. 122-132.)

В интернет-версии публикации начало каждой страницы отмечено: {номер страницы}.


{122}

Из истории советской экономики

З.Г. Сактаганова
(кандидат исторических наук
Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова,
г. Караганда, Республика Казахстан

Советская модель экономики и агроиндустриальное
пространство Казахстана в 1946—1954 гг.

      За весь период существования социализма в СССР сформировалась своеобразная экономическая модель, полярно отличавшаяся от рыночной модели. Характеризуя систему управления экономикой в СССР в послевоенные годы (1946—1954 гг.), исследователи в 1990-х годах употребляли термин «административно-командная система». В последние годы экономисты все чаще используют концепт «советская модель экономики»[1].

      В данной публикации нами поставлена задача обозначить наиболее существенные черты «нерыночной модели экономики» и характерной для нее системы управления и проследить в этом контексте основные тенденции развития агроиндустриального пространства Казахстана в послевоенный период.

      В зарубежной историографии термины «административная система», «командная экономика» и т.д. применялись с конца 1960-х гг. В России в ряде публикаций второй половины 1980-х — начала 1990-х гг. экономисты обозначают приоритет Г.Х. Попова в введении в оборот концепта «административная система». С этого периода в российской и казахстанской историографии данная категория вошла как качественный, вертикальный определитель социально-экономических отношений в советском обществе.

      По мнению экономиста Е.Г. Ясина, административная система — это большая организация, построенная на рациональных принципах и охватывающая всю страну, все общество, в которой линии административного подчинения идут сверху донизу, от правительства до рабочего места[2].

      Эффективность принципов рациональной организации была замечена давно и положена в основу функционирования всех армий и аппарата государственного управления. Однако в экономике их применение долго было ограничено.

      В период «военного коммунизма» сформировалась так называемая «военно-коммунистическая» структура в управлении экономикой. Ее основу составили три доминанты — огосударствление, централизация, директивное

      {123}

      планирование; именно они стали отчетливо определять ориентацию государства в экономической политике[3]. В рамках данной политики (политики «военного коммунизма») делалась ставка на полное блокирование рыночных, товарно-денежных отношений, подмену экономических институтов и стимулов внеэкономической директивно-распределительной системой.

      В военно-коммунистической системе уже присутствовали элементы будущей административно-командной системы, хотя кроме национализированной промышленности и транспорта, были сектора народного хозяйства, которые государству не подчинялись (например, численно преобладавший сектор сельского хозяйства). Ими приходилось управлять не административными, а военно-политическими методами.

      В кризисной ситуации 1920-х гг. советское правительство было вынуждено отступить от военно-коммунистических методов управления экономикой. В период нэпа был восстановлен, хотя и частично, рыночный механизм. Но с середины 1920-х гг. рыночная экономика стала вытесняться директивно-плановой, централизованной экономикой, стержнем регуляции которой стала административно-командная система. Была восстановлена военно-коммунистическая система в несколько иной, адаптированной к мирным условиям, форме. Такой вариацией стала административно-командная система, основу которой составили те же доминанты — огосударствление (теперь уже тотальное), централизация и директивное планирование.

      В.М. Кудров, определяя суть «советской модели экономики», обозначает следующие составляющие элементы[4]:

       ·  Однопартийная система с полным контролем со стороны партийных органов всех сторон экономической и социальной жизни.

       ·  Государственная собственность на средства производства.

       ·  Централизованное управление и планирование экономики.

       ·  Наличие правящей номенклатуры — чиновников особого советского типа, преданных идее и вышестоящему начальству.

       ·  Строгая приверженность государственной идеологии и широкая пропаганда «преимуществ и успехов» реального социализма.

       ·  Изоляция от всего мира; внешняя торговля на базе государственной монополии.

      А.Г. Каратуев, обозначая военно-политический характер экономики СССР, в бюрократической (административно-командной) системе управления выделяет ряд сущностных черт[5]:

      {124}

       ·  Экономическая автаркия (расстыковка бюрократической экономики СССР с мировой экономикой). Проявления автаркии были многообразны: СССР производил чуть ли не всю номенклатуру мировой промышленной продукции; были перекошены внутренние цены, оторванные от соответствующих цен на мировых рынках; сфера внешних расчетов была изолирована от внутреннего платежного оборота и т.п. Автаркия — одна из важных причин экономического застоя (как и отставания в других сферах жизнедеятельности). Опора исключительно на собственные силы приводит к перенапряжению экономического организма общества, снижает эффективность производства; постепенно замедляется, а позже и прекращается экономический рост. Первые явные признаки экономического кризиса проявляются в 1960-е гг., в 1970-х гг. деградация экономики стала очевидной.

       ·  Единообразие экономических форм, которое выступало как форма борьбы бюрократии против экономического творчества. «Сверхунификация» являлась основным инструментом в борьбе с личностными проявлениями (как в сфере материального производства, так и в духовной сфере). Управление производством копировало армейские линейно-штабные структуры и являлось гиперцентрализованным. Был взят курс на развитие одноукладной экономики. Единообразие форм экономической деятельности, по мнению специалистов, способствовало краху «бюрократического» социализма.

       ·  Режим секретности являлся одной из характерных черт системы. В СССР сложилось информационно закрытое общество. Основная причина существования режима секретности связана с разворачиванием бюрократической системы государства, с укреплением партийных, военных и прочих структур режима. Секретность была нужна в качестве средства, с одной стороны, укрепляющего экономическое господство бюрократии, и скрывающего его, с другой стороны. Режим секретности — это сознательное отлучение части общества от информации, нередко преступное сокрытие ее, показатель политического характера государства. Если в правовом гражданском обществе положение чиновников определяется их профессиональными знаниями и квалификацией, то здесь (в административно-командной системе) оно определяется обладанием информацией, недоступной для управляемых.

       ·  Милитаризация экономики. В СССР была одна из самых милитаризованных экономик в мире. Она оставалась такой и в послевоенные десятилетия.

*  *  *

      Индустриальная и аграрная история Казахстана послевоенного десятилетия была частым объектом исследований казахстановедов в советский период.

      {125}

      Это монографические труды С. Баишева, Т. Балакеева, А. Кошанова, В. Кольцова, К. Темиргалиева и многих других. Однако, все они не выходили за рамки ортодоксально-коммунистической концепции построения развитого социализма в СССР вообще и в Казахстане в частности. В последнее десятилетие интерес у специалистов к экономической истории Казахстана 1946—1954 гг. заметно снизился, эта проблема практически не являлась объектом специального исследования. В данном разделе статьи дается попытка с новых концептуальных посылок восполнить указанный пробел.

      Агроиндустриальное пространство Казахстана в 1946—1954 гг. располагало рядом характеристик социально-экономического порядка:

       ·  республика обладала одним из самых высоких потенциалов в СССР для дальнейшего развития (обширная, малоосвоенная территория, наличие богатейших месторождений полезных ископаемых, дешевая рабочая сила, заметно выросшие в годы войны (благодаря эвакуации) квалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры).

       ·  значительные и ежегодно увеличивающиеся посевные площади зерновых культур и низкие показатели средней урожайности;

       ·  преобладание в структуре промышленности тяжелой индустрии; высокая степень милитаризации, слабая диверсификация промышленности;

       ·  экстенсивный и ресурсозатратный характер экономики;

       ·  возросший потенциал в социальной сфере, повышение образовательного ценза казахстанцев в послевоенное десятилетие. Так, если в 1939 г. на 1000 чел. приходилось лишь 60 чел. с высшим, незаконченным высшим, средним и неполным средним образованием, то к 1959 г. этот показатель составил 238 чел.[6]

      В аграрном секторе экономике Казахстана в 1940-е годы произошли существенные изменения, связанные со структурой управления. Еще в 1939 г. была проведена реорганизация в управлении сельским хозяйством, была изменена внутренняя структура Наркомзема СССР и Наркомзема КССР, которая стала строиться не по отраслевому признаку, а по производственно-территориальному принципу (было создано 4 территориально-про­из­водственных управления).

      В послевоенные годы наблюдалась тенденция к расширению системы органов управления сельским хозяйством как в центре, так и на местах.

      В 1945 г. был создан союзно-республиканский Наркомат технических культур СССР и аналогичный Наркомат в Казахстане в целях «обеспечения быстрого развития производства хлопка, сахарной свеклы, конопли, каучуконоса, люцерны и эфирно-масличных культур». Однако, как показывают статистические материалы, валовой сбор технических культур вырос

      {126}
лишь на 4—6% в среднем за послевоенное десятилетие. Вряд ли такое увеличение стоило создания специальных органов управления от местного до союзного уровней.

      В 1946 г. в целях «восстановления и подъема животноводства» было образовано союзно-республиканское Министерство животноводчества СССР и Министерство животноводчества Казахской ССР. Последнему в республике были переданы все животноводческие совхозы из Наркомата зерновых и животноводческих совхозов Казахской ССР; подчинявшиеся ранее этому Наркомату зерновые совхозы, были переданы в Министерство земледелия КССР, сам Наркомат зерновых и животноводческих совхозов был ликвидирован.

      На местах были организованы областные и районные отделы земледелия, технических культур, животноводства. Эта излишне сложная система земельных органов способствовала увеличению управленческого аппарата, породив асинхронность и путаницу в руководстве.

      В 1947 г. было образовано Министерство совхозов ССР и аналогичные структуры в КССР. В этом же году недавно созданные Министерства технических культур, земледелия, животноводчества КазССР были объединены в Министерство сельского хозяйства КССР.

      С 1953 г. начинается новый (весьма активный) этап реорганизаций: в систему органов управления сельским хозяйством были внесены существенные, но малорезультативные изменения. Ряд министерств: заготовок, сельского хозяйства, совхозов, лесного хозяйства были объединены в Министерство сельского хозяйства и заготовок КССР.

      В эти же годы были приняты меры по реорганизации Министерства сельского хозяйства и заготовок, распределению его функции между вновь образованными министерствами: совхозов, сельского хозяйства и заготовок. Из бывшего министерства сельского хозяйства и заготовок Казахской ССР в ведение Министерства совхозов Казахской ССР было передано 209 совхозов[7].

      Такого рода частные инверсии продолжались в последующие годы как в управлении аграрного сектора, так и промышленности, будучи алогичными по сути и не давая практически никаких результатов.

      В 1946 г. наркоматы были переименованы в министерства. В этот период в Казахстане действовало 7 республиканских министерств, из них лишь 2 промышленных: министерство местной промышленности и топливной промышленности.

      В послевоенный период происходили неоднократные реорганизации, слияния и разъединения министерств, главным образом, промышленных.

      {127}

      Специализация отраслей промышленности вела к созданию новых министерств, разукрупнению их аппаратов.

      В 1946 г. было образовано Министерство промышленности строительных материалов Казахской ССР. 1947—1953 гг. образованы еще ряд новых министерств. Объединенные министерства не способны были оперативно руководить производством, в связи с этим приходилось сокращать их функции, что приводило к созданию большего числа министерств, замедлению управленческих процессов вследствие узковедомственности, отсутствия полномочий у отдельных министерств на комплексное решение народнохозяйственных задач в масштабах республики[8].

      Реорганизации (1946, 1948, 1953 гг.) центральных управленческих организаций не меняли методов, принципов управления подведомственными министерствами, предприятиями и учреждениями. Аппарат управления был оторван от производства.

      Рассматривая основные параметры экономического развития за исследуемый период, необходимо отметить определенную положительную динамику экономических процессов, хотя сельское хозяйство находилось в состоянии стагнации. Посевные площади в целом по КССР (за период Великой Отечественной войны) к 1945 г., по сравнению с 1940 г., сократились с 6808, 6 тысяч до 6039,9 тыс. га[9].

      Острая проблема обеспечения страны продовольствием (в первую очередь хлебом) привела к экстенсивному решению. В декабре 1946 г. Совет Министров СССР принял постановление «О расширении посевных площадей и повышении урожайности зерновых культур и особенно яровой пшеницы в восточных районах СССР»[10]. И с конца 1940-х — начала 1950-х гг. идет заметный рост посевных площадей. В 1950 г. в рамках программы экстенсификации сельскохозяйственного производства посевные площади в Казахстане увеличились (в сравнении с 1945 г.) на 1,6 млн га и составили 7854,3 тыс. га и в течении последующих лет ежегодное увеличение посевных площадей (до 1954 г.) составляло по сравнению с предыдущим показателем 5—10%[11]. В 1954 г. началась широкомасштабная целинная компания, где динамика посевных площадей была более значительной.

      Средняя урожайность зерновых культур в 1950 г. составила 7,9 ц/га, даже не превысив показателей 1928 г. (9,2 ц/га), а в 1955 г. средняя урожайность опустилась до 2,9 ц/га[12].

      {128}

      По Таблице 1 можно проанализировать финансирование сельского хозяйства из государственного бюджета за период 1940—1954 гг. и динамику посевных площадей Казахстане за этот же период.

Таблица 1 (1950 г. = 100)

 

Финансирование с/х по госбюджету

Посевные площади зерновых культур

млн руб.

%

тыс. га

%

1940 г.

250,6

28,8

5817,1

96

1950 г.

869,4

100

6055,2

100

1951 г.

903,7

104

6403,5

105

1952 г.

922

106

6668,7

110

1953 г.

970,3

112

7026

115

1954 г.

2062,9

303

8396,9

138

      Источник: Народное хозяйство Казахской ССР. Статистический сборник. 1957. С. 72—73, 351.

      Из Таблицы 1 прослеживается, что в 1950—1954 гг. увеличивается финансирование сельского хозяйства (на 4—6% ежегодно) и посевные площади зерновых культур (по 5% ежегодно). Валовой же сбор зерна падает. Если валовой сбор зерна в 1950 г. — обозначить как 100%, то в 1951 г. он составил — 55%, 1952 г. — 77%, и лишь с 1953 г. возрастает до 114%; 1954 г. — 161%[13]. Среднегодовые валовые сборы зерна оказались меньшими, чем в 1928 г., а государственные закупки (в среднегодовом исчислении) уступали по объемам 1941 г.[14] Экстенсивные методы перестают давать результаты. Теперь для хоть какой-то динамики роста производства нужны не небольшие, порционные вливания, требуются значительные вложения средств в отрасль. Такого рода дотации начнутся с 1954 г., с началом целинной кампании (например, финансирование сельского хозяйства Казахстана по госбюджету будет увеличено втрое), но и они не реанимируют аграрный сектор, лишь продлив период его стагнации.

      В не менее сложном положении находилась традиционная отрасль сельскохозяйственного производства — животноводство.

      В 1928 г. по материалам статистических сборников общее поголовье скота (без учета верблюдов) составляло — 31 718 голов, в 1946 г. — 16 177 голов, 1950 г. — 24 129 голов, 1954 г. — 29480 голов, т.е. к 1954 г. общее поголовье стада не достигло показателей 1928 г.

      Таблица 2 позволяет отследить изменение в поголовья скота по всем категориям хозяйств Казахской ССР.

      {129}

      Таблица 2

       Годы

       Крупный
рогатый скот

       В том
числе коровы

       Овцы
и козы

       Свиньи

       Лошади

       Верблюды

       1928 г.

       6534,3

       2219,6

       19169,0

       252,7

       3544,8

       –

       1946 г.

       3518,7

       1316,5

       10249,0

       149,2

       851,8

       94,9

       1950 г.

       4402,3

       1437,0

       16440,7

       305,4

       1325,5

       120,6

       1954 г.

       4638,6

       1591,3

       20550,9

       910,1

       1646,7

       145,6

       Источник. Народное хозяйство Казахской ССР. Статистический сборник. А-А., 1957. С. 141.

      По основным видам животных сельское хозяйство Казахстана не смогло восстановить численность скота 1928 г. И только по поголовью овец (в силу их большей биологической репродуктивности) удалось преодолеть показатель 1928 г.[15] Причем в период 1949—1951 гг. в Казахстане из-за ряда объективных и субъективных причин в колхозах республики пало 10—15% от общего поголовья скота[16]. Для животноводческой отрасли это явные кризисные проявления, требовавшие кардинальных изменений, произвести которые система была неспособна. Животноводческая отрасль так и не смогла восстановиться после коллективизации, а массовая целинная распашка земель лишит данный аграрный сектор значительных пастбищных пространств (в Казахстане доминирующим типом оставалось отгонное животноводство, требовавшее значительных пастбищных угодий).

      Сложное состояние сельского хозяйства республики являлось предметом обсуждения на многочисленных заседаниях, совещаниях как местных партийных и государственных органов, так и центральных, союзных. И как результат такой деятельности — бесчисленные структурные изменения.

      В послевоенное десятилетие четко прослеживается тенденция к сокращению и укрупнению колхозов и увеличению числа совхозов. Если в 1945 г. число совхозов составляло 6758, то в 1956 г. — 2712, а число совхозов, соответственно, 194 и 628[17]. И если создание совхозов на вновь осваиваемых землях при больших капитальных вложениях следует признать вполне оправданным, то преобразование колхозов в совхозы только потому, что колхозно-кооперативная собственность по теории строительства коммунизма представлялась ущербной и неполноценной, не способствовавшей «развитию социализма», принесла ощутимый ущерб, приведший к раскрестьяниванию деревни, падению роли вечной, по мнению А.В. Чаяно­ва, ячейки, — трудовой крестьянской семьи. Эта тенденция как доминирующая, сохраняется и в период 1960—1980 гг.[18]

      {130}

      В восстановительный период все механизмы командно-административ­ной системы, способы выкачивания средств из деревни стали еще более изощренными. В отношении сельских жителей усилились методы внеэкономического принуждения; сохранялись, как и в годы войны, натуральные поставки мяса, молока, яиц и других продуктов по государственным (неэквивалентным) ценам. Несмотря на кризисное положение в аграрном секторе, государство продолжало отчуждать значительную часть сельскохозяйственной продукции у колхозов.

      В 1940—1950-е гг. обязательные поставки по хлебозаготовкам доходили до 50 и более процентов по отношению к валовому урожаю. Причем государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были столь низкими, что возмещали меньше половины себестоимости.

      Множество различных налогов (прямых и косвенных), принудительная система распространения государственных займов и т.д. ухудшали и без того сложное, критическое состояние сельских жителей. Кроме того, колхозники не имели паспортов и учитывались по спискам, которые велись сельсоветами. Это лишало их возможности свободного передвижения, изменения места жительства, юридически привязывало к колхозу, придавая их труду крепостнический характер. Крестьянам не полагались отпуска, пенсии, пособия.

      Вся система способствовала отчуждению производителя и от средств производства, и от результатов труда.

      В рассматриваемый период промышленность развивалась в стратегически определенных рамках, где изначально был заложен приоритет группы «А» над группой «Б». Объем капитальных вложений в промышленность в1940 г. — 53,1 млн руб., в 1950 г. он составил 177,3 млн руб., а к 1954 г. — 1231,9 млн руб. Таким образом, по сравнению с 1940 г. объем капиталовложений в 1950 г. вырос более, чем в 3,3 раза, а к 1954 г. — в 23,2 раза[19].

      В 1950 г. в союзном подчинении находилось 64%, в республиканском, областном и районном подчинении — 36% промышленных предприятий[20].

      Темпы роста валовой продукции в 1945 г. (по сравнению с 1940 г. — 100%) составили — 137%, 1954 г. — 360%.

      По Таблице 3 мы можем проследить удельный вес отдельных отраслей промышленности в общем объеме валовой продукции всей промышленности Казахстана. Количественные показатели таблицы демонстрируют приоритет тяжелой индустрии в промышленном секторе, причем доминирует черная и цветная металлургия, составляющая четверть всей валовой продукции промышленности.

      {131}

      Таблица 3

       Отрасли промышленности

       1950 г.

       1955 г.

       Вся промышленность

       100

       100

      В том числе:

       Черная и цветная металлургия (включая добычу руд).

       22,0

       25,5

       Топливная промышленность

       13,4

       12,4

       Химическая (включая горно-химическую промышленность)

       2,0

       2,6

       Машиностроение и металлообработка

       12,9

       13,3

       Легкая промышленность

       13,8

       14,4

       Пищевая промышленность

       24,7

       18,9

       Источник. Народное хозяйство Казахской ССР. Статистический сборник. А-А., 1957. С. 19—21.

      В послевоенной время в Казахстане началось строительство крупнейших промышленных предприятий — Карагандинский металлургический завод (г. Темиртау), Актюбинский завод ферросплавов. Первую продукцию дал завод Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, увеличивались производственные мощности Балхашского медеплавильного завода, воздвигался комплекс объектов крупнейшего медеплавильного комбината в Джезказгане, интенсивно эксплуатировались Карагандинское и Экибастузское месторождения угля. Были введены в строй новые нефтепромыслы в Эмбенском районе — Каратон и Мунайлы, что позволило в 1950 г. на 52% увеличить добычу нефти по сравнению с довоенным уровнем. Начала работать первая очередь Каратаусского горно-химического комбината.

      В 1940—1950-е гг. Казахстан являлся одним из крупнейших звеньев военно-промышленного комплекса СССР. Во многих городах Казахстана функционировали крупные заводы, специализирующиеся на выпуске военной продукции. Наряду с развертыванием широкой инфраструктуры военно-промышленного производства, в КССР в этот период начиналось строительство атомного полигона недалеко от Семипалатинска, ракетного — в районе Балхаша, а несколько позже — космодрома Байконур[21].

      Являясь в первую очередь аграрным регионом, Казахстан в производстве некоторых видов промышленной продукции СССР занимал незначительное место. Этот факт можно проследить по Таблице 4.

       Выступая одним из крупнейших производителей хлопка, шерсти, кожевенного сырья, республика имела неадекватный удельный вес в союзном производстве хлопчатобумажных и шерстяных тканей, кожаной обуви. Такая же ситуация была характерна для всех отраслей группы «Б». Так, в частности, из почти 9 тыс. крупных и мелких промышленных предприятий в Казахстане в 1950 г. насчитывалось всего 65 предприятий легкой промышленности, причем многие из них имели чуть ли не дореволюционную историю[22].

       {132}

      Таблица 4 (%)

       Виды промышленной продукции

       1940 г.

       1950 г.

       1955 г.

       Сталь

       –

       0,5

       0,5

       Уголь

       4,2

       6,7

       7,1

       Нефть

       2,2

       2,8

       2,0

       Ткани хлопчатобумажные

       0,0

       0,1

       0,3

       Ткани шерстяные

       0,3

       1,4

       1,4

       Обувь кожаная

       0,6

       1,7

       2,3

       Источник. Народное хозяйство Казахской ССР. Статистический сборник. А-А., 1957. С. 33.

      В целом в развитии промышленности Казахстана в рассматриваемый период доминировал экстенсивный характер. В качестве основных деструктивных элементов выступали: директивное, ненаучное планирование (в частности, несбалансированные планы, завышенные задания и т.п.), приоритет среди показателей экономического роста валовой (товарной) продукции. Безусловные достижения в развитии экономики Казахстана послевоенного периода сочетались с негативными тенденциями, свидетельствовавшими о стагнации, о перманентной кризисной ситуации, о необходимости структурной перестройки народного хозяйства КССР.


[1] Кудров В.М. Крах советской модели экономики. М., 2000. 223 с.

[2] Ясин Е.Г. Трактат об административной системе // Не сметь командовать! От административно-командных к экономическим методам управления. М., 1990. С. 69.

[3] Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ века. А-А., 1997. С. 7.

[4] Кудров В.М. Крах советской модели экономики. С. 81.

[5] Каратуев А.Г. Социально-экономические основы господства бюрократии в СССР и современной России. Дис. ... на соиск. уч. степ. докт. эк. наук. Волгоград, 1998. 268 с.

[6] Народное хозяйство Казахстана. Статистический сборник. А-А., 1968. С. 315.

[7] Государственные учреждения Казахской ССР. Справочник. Органы управления народным хозяйством Казахской ССР (1937—1977 гг.). А-А., 1989. С. 12—15.

[8] Народное хозяйство Казахской ССР. Статистический сборник. 1957. С. 65.

[9] ЦГА РК. Ф. 1137. Д. 24. Л. 104.

[10] Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1968. Т. 3. С. 368.

[11] Народное хозяйство Казахской ССР. Статистический сборник. А-А., 1957. С. 72—73.

[12] ЦГА РК. Ф. 1137. Д. 24. Л. 164—168.

[13] Народное хозяйство Казахской ССР. С. 65.

[14] Абылхожин Ж.Б. Очерки… С. 231.

[15] Там же. С. 232.

[16] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 138. Д. 417. Л. 42.

[17] ЦГА РК. Ф. 1137. Д. 23. Л. 5.

[18] Коваль В.И. Механизмы торможения и социально-экономическое развитие Казахстана в 70-80 годы // О прошлом для будущего. А-А., 1990. С. 227.

[19] ЦГАЭ. Ф. 1562. Оп. 337. Д. 626. Л. 62.

[20] Народное хозяйство… С. 15.

[21] Абылхожин Ж.Б. Очерки… С. 234.

[22] Там же. С. 235.